Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Учитель начальных классов Школа-гимназия № 14 Халиулина Вероника Анваровна Высшая категория Дети, как известно, наша боль, наша радость, забота и счастье. И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим. Истина: успех зависит от того, кто вы есть, а не от того, что вы делаете. Развитие воспитания в условиях системного реформирования казахстанского общества и отдельного общеобразовательного учреждения должно осуществляться на основе современных идей, подходов и принципов, адекватным новым условиям, казахстанской ментальности, семейным, национальным культурными традициям. Воспитательная работа строилась на основе целенаправленной воспитательной политики, имела систему научно- методического, программного и информационного обеспечения процесса воспитания Приоритеты, стратегия и концептуальные основы и программные мероприятия определены в программе воспитания . В основу концепции воспитания положены идеи и взгляды ведущих теоретиков и практиков воспитания В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, В.А. Караковского, С.Д. Полякова, а именно идеи гуманистической педагогики и психологии: • личностный подход в воспитании; • уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; • деятельностный подход в воспитании; • системность; • природосообразность воспитания; • педагогика сотрудничества; Противоречия, существующие в воспитании младших школьников - между потребностью детей в освоении новых социальных ролей и скаженными представлениями о них; - между потребностью школьников в активности и отсутствием соответствующих условий ее реализации ( особенно в городах); - между потребностью в самореализации и незнанием сфер, где можно проявить себя; - между потребностью ребенка в самоутверждении и недостаточными знаниями о том, как это можно сделать; - между естественной потребностью быть мобильным и защищенным и действительным положением ученика в школе и семье. Цели воспитания и пути их достижения определены национальной доктриной образования в Казахстане. Воспитание выделяется как важнейшая стратегическая задача в системе образования, где роль образовательного учреждения определена как ее центральное звено, приоритет воспитания провозглашен и в концепции модернизации образования. 1 ступень – начальное воспитание и образование (1-4 классы) Цель: выявление внутренних качеств школьника, воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и уверенной в собственной значимости. Задачи: 1. Формирование у школьника понятия сущности основных социальных ролей, умения разрешать возникающие трудности, воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой. 2.Формирование эстетической культуры учащихся, развитие их художественных способностей, формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику творчества людей. 3. Развитие общественной активности учащихся. 4. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. Первоочередная задача - формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный процесс воспитания и обучения. Воспитательная система призваны обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка, сформировать самостоятельность, ответственность, гражданскую позицию в обществе. Эта проблема решается через повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников; рост самостоятельности, чувство ответственности через развитие системы ученического самоуправления; развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через создание системы дополнительного образования; расширение внешних связей школы для решения проблемы воспитания. Все это способствует развитию воспитательной системы и через нее формированию духовных ценностей учащихся. Ценностными ориентирами в воспитании выбраны: здоровье, знания, личность, Родина, культура. Ценностные ориентиры в воспитании ЗОЖ- поскольку именно качество здоровья ребенка обуславливает успехи в учебе и уровень его общего развития Познавательная сфера жизни - развитие познавательной активности - расширение кругозора и познавательных интересов, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление Семья формирует отношения, способствующие социальному становлению и развитию ребенка. Общение –это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. • интерес к жизни –никто не имеет права посягать на нее • интерес к человеку- понимание и восприятие человека как личности, имеющий право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями ( семья, близкие люди, увлечения) • интерес к культуре- стать регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека, тюк без принятия культурных ценностей, без их освоения уч-ся не смогут состояться во взрослой жизни Основные черты воспитательной системы : • целенаправленная воспитательная политика, • единство учебной и внеучебной творческой деятельности, • личностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, • многосторонние связи, • открытость, • социальная активность, • взаимопроникновение со средой, • участие в воспитательном процессе гимназии культурно-просветительных учреждений района, города и области, совместное творчество детей, педагогов, родителей. Основные факторы становления и формирования личности Социальна среда- формирует подрастающего ребенка, влияет на становление его личностного мира. Возрастные особенности Личностные особенности ( характер, уровень воспитанности) Психофизические особенности Микроклимат семьи А.С Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяется всем строем семейной жизни, который он назвал « общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям Педагогическая позиция в воспитании – развитие личности ребенка с учетом его индивидуального своеобразия. Реализация данной позиции происходит через следующие принципы: 1. Личностно – ориентированные принципы: • принцип адаптированности (каждый должен найти свое место в школе); • принцип уважения личности ребенка, внимание к его индивидуальным и возрастным особенностям; 2. Культурно – ориентированные принципы: • принцип опоры на культуру (возможность и способность усваивать культуру и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры); • принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня – это мир, частью которого я являюсь); 3. Деятельностно – ориентированные принципы: • принцип обучения деятельности; • креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве; 4. Ценностно-ориентированные принципы: • принцип демократизации; • принцип патриотизма; • принцип уважения к окружающим; 5. Принцип природосообразности (опора в воспитании на природу ребенка, законов его развития). 6. Принцип инновационности (развитие, динамизм воспитательной системы, корректировка содержания, форм, методов организации и управления). 7. Принцип соуправления (сотрудничество учащихся, педагогов и родителей; приобретение умения и опыта социального самоуправления, формирование активной жизненной позиции). Принцип человечности ( гуманизма)- утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ученику, исключение принуждения и насилия над его личностью Принцип самоценности- реализация возможностей проживаемого ребенком возраста ( не лишать его детства) Принцип индивидуализации- проявление самобытности и творческих возможностей Принцип социальной открытости- уважение к нормам и традициям разных культур Важным фактором в создании воспитательной системы является формирование воспитательного пространства школы, а именно • эффективное использование школьного пространства. Школа – центр культуры, место реализации личностных возможностей учащихся, так как создана система дополнительного образования. • Расширение пространства за счет освоения социальной, природной, предметно-эстетической среды. Сотрудничество с большим количеством учреждений дополнительного образования, культуры, высшими учебными заведениями, позволяет учащимся осваивать культурное наследие, ориентироваться в системе социальных ценностей, успешно проходить этап социализации по окончании школы. Качества, необходимые для проявления собственной личностной позиции в обществе • самостоятельность в выборе и принятий решений; • умение отвечать за свои поступки; • способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; • готовность к действиям в нестандартных ситуациях; • обладание набором ключевых учебных компетенций и способность к их применению; • обладание приемами учения и готовность к постоянному совершенствованию; • идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека- гражданина мира; • способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование. Воспитательная система имеет сложную структуру, она состоит из компонентов , скрепленных системными связями в единое целое . Соединение частей системы в единое обеспечивается ее управленческим блоком. Управление воспитательным процессом я рассматриваю как целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта и в роли объекта. Таким образом, реализация программы воспитания может существенно повысить уровень развития социального статуса воспитания, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума. Литература: Андреев Ю. А. Откровенный разговор. – М.: Просвещение, 1986 . Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991 . Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.: Мол гвардия, 1988 . Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990 . Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992. Левин Б.М., Левин М. Б. Не оступись… - М.: Мысль, 1988 . Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990 . Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1996. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. – М.: Генезис, 2003 . Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск. 1998 . | |
Просмотров: 4561 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|