Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Литературная игра для учащихся 6-х классов. Т. Н. Важкий, ТЛ № 28 г. Алматы Цель: познакомить учащихся среднего школьного возраста с казахскими народными легендами; дать им почувствовать их глубокий смысл, научить самостоятельно работать с текстом, пробудить интерес к казахскому народному творчеству. Форма мероприятия: игра-путешествие. Предварительная подготовка: 1) Классы читают казахские легенды “Коркут”, “Как Асан Кайгы искал Жер Уюк”, “Великан Ерсары”, “Баты Еленке”, участвуют в конкурсе рисунков по этим и другим легендам, организуют выставку поделок. Каждый класс заранее делится на 4 группы, выбирает капитана. 2) Готовятся таблички с названиями станций, маршрутные листы-путевки, конверты с заданиями для каждой группы. Первая станция – “Внимательный читатель”. Вторая станция – “Думающий читатель” Третья станция – “Творческий читатель” 3). Детям дается домашнее задание: нарисовать иллюстрации к каждой легенде так, чтобы по рисунку можно было определить, к какой именно легенде создан рисунок, подготовить защиту рисунков. Игра-путешествие начинается с линейки, где каждый класс получает маршрутный лист-путевку с порядком следования по станциям, размещенным в трех кабинетах. Класс прибывает на указанную станцию, капитаны групп подходят к столику жюри, выбирают листочки с заданиями по легендам, группа начинает работать. Ответы капитан сдает жюри, которое тут же оценивает ответ группы в баллах, затем суммирует общее количество баллов класса на этой станции, заносит результаты в путевой лист. Класс переходит на другую станцию. После окончания игры классы вновь собираются на линейку. Несколько членов жюри с каждой станции высказывают свои впечатления от работы классов. Остальные члены жюри быстро подводят общие итоги. Затем объявляются победители, вручаются награды. Первая станция. “Внимательный читатель” При подготовке к работе этой станции следует приготовить листки с заданиями для групп и ответы для жюри. Вопросы к легенде “Коркут”. 1. Какая мысль занимала Коркута больше всего? (Мысль о смерти.) 2. Что отвлекло Коркута от мысли от смерти? (Игра на кобызе.) 3. На чем плавал Коркут по Сырдарье? (На чудесном ковре.) 4. Кем обернулась смерть, преследовавшая Коркута? (Ядовитая змея.) 5. Где похоронили Коркута и что положили рядом с ним? (На берегу Сырдарьи возле Кармакши, рядом положили кобыз.) Вопросы к легенде “Как Асан Кайгы искал Жер Уюк”. 1. Какая древняя крепость повстречалась на пути Асана Кайгы? (Сауран.) 2. Где побывал Асан Кайгы три раза? (На Мангистау.) Как это место называется в наше время? (Полуостров Мангышлак.) 3. За что Асан Кайгы укорил реку Каратал? (Пастбищ мало.) 4. Какое полезное ископаемое лежит, по словам Асана Кайгы, под горами Карсакпая? (Медь.) 5. Где умер Асан Кайгы? (Где начинаются горы Улутау.) Легенда о батырах “Великан Ерсары”. 1. На что подвешивал свой казан Ерсары, когда готовил пищу? (На вершины Малого и Великого холмов.) 2. Откуда брал соль Ерсары? (Из низменности Корганбая.) 3. Как помог Ерсары народу, когда вблизи сплетения отрогов Устюарта и Актау скопилось много воды? (Он легонько тронул своим копьем горные отроги, они разошлись, и вода ушла в Каспий) 4. Кто щекотал ногу батыра во время сна в песках Сумсы? (Волки.) 5. Почему покинул свои места Ерсары? (Он увидел в степи следы Есек-батыра.) “Батыр Еленке”. 1. Что говорят о храбреце в народе? (У него волосатое сердце.) 2. С кем сражался Еленке со своими сарбазами? (С калмыками.) 3. Зачем калмыцкий хан хотел заполучить от Еленке сына? (Чтобы Еленке не ходил войной на калмыков.) 4. Что велел сделать хан с непокорным батыром? (Отрубить голову и принести сердце хану.) 5. Что находилось в середине сердца батыра? (Пучок волос.) Вторая станция. “Думающий читатель”. На этой станции ребята выполняют 2 задания. Первое содержит 2 вопроса: О ком идет речь? Кому принадлежат слова? Каждый вопрос сопровождается цитатой. Следующее задание: из отдельных предложений восстановить текст (т.е. восстановить правильный порядок предложений) и ответить на вопрос. 1 “Коркут” 1. О ком (чем) идет речь? “...слушая упоительные кюи Коркута, завороженная, стояла поодаль, боясь прервать сладостную ее сердцу мелодию”. (О смерти.) 2. Кому принадлежат слова “Для пророка Коркута”? (Могильщикам.) II “Как Асан Кайгы искал Жер Уюк” 1. О ком (чем) идет речь? “Каждое дерево здесь плодоносит. Хорошее место для человека. Но и здесь не дают ему жить”. (О Жетысу.) 2. Кому принадлежат слова “Можно ли на Мангыстау разводить скот?” (Сыновьям Асана Кайгы.) III “Великан Ерсары”. 1. О чем идет речь? “Уверяют также, что... и есть та зола, которую Ерсары выгребал из очага”. 2. Кому принадлежат эти слова? (Пески Бастау.) 3. “Что за беспокойная ночь, опять эти надоедливые мураши не дают покоя”. (Великан Ерсары.) IV. Батыр Еленке. 1. О ком идет речь? “Восхищен был стойкостью казака...” 2. Кому принадлежат слова? “Лучше честная смерть, чем подлая жизнь”. (Еленке.) 3. Из предложений восстановите текст. Ответьте на вопрос к этому тексту. “Коркут”. 1. Даже река временами останавливала течение, чтобы послушать звуки кобыза. 2. Коркута слушали птицы, останавливая свой полет, слушая ветер, прекратив свое движение; звери Сары-Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его. 3. Коркут пел о своих думах, которые не покидали его во время долгих путешествий. 4.(3,2,1) Вопрос: какая мысль заключена в этих строках? (Мысль о великой силе искусства Коркута.) “Как Асан Кайгы искал Жер Уюк”. 1. Долго странствовал Асан Кайгы, все искал на свете счастливую страну, где много плодородной земли и многоводных рек, где народ живет, не зная нужды, горя и гнета, и где жаворонок вьет свое гнездо на пушистой спине барана. 2. Но и эту землю не признал он за Жер Уюк и поехал дальше. 3. Но так и не нашел Асан Кайгы счастливую землю Жер Уюк. (2,1,3). Почему Асан Кайгы не нашел легендарную счастливую страну? (Потому что везде видел угнетенный народ, живший в лишениях и нищете.) “Великан Ерсары”. 1. Стоило ему легонько тронуть своим копьем горные отроги, как они разошлись, и вода, схлынув, ушла в Каспий. 2. Не проехать, ни пройти. 3. И тогда народ попросил помощи у батыра Ерсары. 4. Это осложнило жизнь кочевий. 5. Однажды вблизи сплетения отрогов Устюрта и Актау скопилось много воды (5,2,4,3,1) Какие качества батыра проявились в этом эпизоде? (Доброта, отзывчивость, готовность всегда откликаться на зов людей.) “Батыр Еленке”. 1. Даже после смерти бьется оно. 2. Исследуйте, человеческое ли сердце было у этого упрямого безумца. 3. Палачи не замедлили исполнить приказ хана. 4. Разрезали люди хана сердце и увидели в середине его пучок волос. 5. Увидел калмык трепещущее сердце батыра и обратился к своим людям. 6. С тех пор стали говорить о храбреце: «У него волосатое сердце”. (3,5,1,2,4,6.) 7. Почему в народе говорят о храбреце: “У него волосатое сердце?” (Потому что у легендарного героя Еленке в середине сердца были волосы.) Третья станция. “Творческий читатель”. На этой станции каждая группа предъявляет рисунок по легенде. Жюри должно угадать, к какой легенде сделана иллюстрация, затем следует защита рисунка. Творческое восприятие легенды, знание текста, интерес к народному творчеству – главный итог этой игры. Критерии оценок на станциях. Первая станция. За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов группы – 5 баллов. Класса – 20 баллов. Вторая станция. 1-е задание: за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 2 балла. Класса – 8 баллов. 2-е задание: За верно восстановленный текст – 5 баллов За правильный ответ – 5 баллов Максимальное коичество – 10 баллов Класса – 40 баллов Третья станция За угаданную иллюстрацию – 5 баллов. За качество рисунка – 5 баллов. За отличную защиту – 5 баллов. Максимальное количество баллов группы – 15 баллов, класса – 60 баллов. 1 место: 128 – 100 баллов 2 место: 100 – 80 баллов. 3 место: 80 – 60 баллов. Авторы разработки будут рады, если игра поможет пробудить у учащихся интерес к народному творчеству (казахским легендам). Данную разработку можно использовать на уроке казахской литературы, посвященном изучению легенд. Такой урок будет нетрадиционным, интересным. Дети с удовольствием будут готовиться к нему и участвовать в нем. В этом случае нужно поделить класс на четыре группы, станции организовать в одном кабинете, членами жюри могут быть и старшеклассники, и родители, и учителя-предметники. Изготовление сувенира «Верблюд» Т. В. Емельянова, учитель технологии СШ № 129 Класс: 9 Тема раздела: Декоративно-прикладное искусство Казахстана. Цели: Образовательная: Обеспечить усвоение технологии изготовления сувенира «Верблюд». Повторить ПТБ при работе на швейной машине, с электрическим утюгом, ножницами и иголками. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, воли, веры в свои силы, прививать навыки культуры труда, правильной организации труда. Развивающая: Развитие познавательных способностей и интереса к учению, дать возможность учащимся при помощи последовательности изготовления сувенира « Верблюд», достичь цели. Методы проведения занятий Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с технологической документацией, демонстрация. Репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа. Индуктивный: от простого к сложному. Объект труда: ткань, бросовый лоскут. Межпредметные связи: черчение, рисование, эстетика. Материально-техническое оснащение урока: Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления, инструкционные карты. Ход урока: 1. Организационная часть. Контроль посещаемости. Проверка готовности к занятию 2. Изложение нового материала Учащимся предлагаются шаблоны верблюда. С помощью инструкционной карты «Сувенир верблюд» и шаблонов деталей верблюда учащимся предлагается технология изготовления сувенира верблюда. Инструкционная карта по изготовлению сувенира «Верблюд». Верблюд – объемный сувенир. Его выполняют из сукна серого, белого, коричневого, кофейного цвета. Дно – из картона и основной ткани. Грива, хвост и грудка выполнены из меха. Украшение – скрученный шнурок из шерстяных ниток двух цветов в несколько сложений. Попона выполнена из любой яркой ткани. Украшением верблюда являются разные бусы, бисер, вышивка и т. д. Детали верблюда. Из драпа вырезать туловище – две детали. Основание (дно) верблюда – одна деталь. Ушки верблюда – 2 детали. Реснички верблюда – 2 детали. Из сукна черного цвета вырезать 2 глаза. Из меха выкроить гриву, грудку, хвостик. Из яркой ткани вырезать попону. Последовательность выполнения работы. 1. Стачать 2 детали туловища между собой по контуру. 2. К туловищу верблюда по намеченным линиям пришить гриву, грудку, хвостик из меха. 3. Реснички, ушки пришить по намеченным линиям. 4. По разметке приклеить глаза верблюда клеем ПВА под ресничками. 5. Туловище верблюда очень плотно набить ватой, начиная набивку с мордочки верблюда. 6. Для того чтобы верблюд был более устойчив и дно было более ровным, рекомендуется дополнительно вставить дно из картона размером меньше дна из ткани на 0,5 см по контуру. 7. Соединить дно верблюда с туловищем по контуру швом «через край» 8. Для украшения верблюда можно сшить попону из яркой ткани, края которой украсить скрученным шнуром в несколько сложений. 9. Нарисовать ноздри черным карандашом, блики в глазах нарисовать замазкой. 10. По контуру дна верблюда пришить скрученный шнур в несколько сложений. По разметке приклеить глаза клеем ПВА. 11. Из скрученного шнура выполнить уздечку и пришить к верблюду. Верблюда можно также украсить бусами, вышивкой, кисточками и т.д. Реснички – 2 детали. Грива – 1 деталь. 3. Вводный инструктаж. 1. Демонстрация. 2. Показ трудовых приемов. Правила техники безопасности при работе утюгом, при работе на швейной машине, ножницами и иголками. 4. Самостоятельная практическая работа. Осуществляйте само- и взаимоконтроль; строчки должны быть ровными, ширина шва одинаковая по всей длине, стачивание деталей производится нитками в цвет ткани, в начале и в конце строчки выполняется закрепка, ширина стачного шва 0,5 см. Текущий инструктаж: целевые обходы. 1-й обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение ПТБ. 2-й обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. 3-й обход – проверить завершающий этап работы и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ. 5. Заключительный инструктаж. 1. Анализ характерных ошибок и их причины. 2. Сообщение оценки каждому учащемуся. 3. Домашнее задание. б. Уборка рабочих мест. Казахские пословицы и поговорки, посвященные верблюду Коли падать – падай с верблюда. Верблюд под вьюком старится. Зарезавший верблюда, зарится на мясо чужой козы. Прожорливый верблюд свою попону съесть готов. Для аула, не имеющего верблюда, и верблюжонок – верблюд. Болезнь и верблюда с ног валит. Расшалившийся верблюжонок в огонь влетит. Верблюд любит колючки, белка – орехи. Чем рост с верблюда, лучше с пуговку ума. | |
Просмотров: 5427 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|