Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Содержание: 1. Введение— 2. Диагностика личности - 3. Принципы формирования традиции------------ а) безусловное принятие каждого ученика; б) беспристрастность в оценке поступков; в) терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия; г) диалогичность в общении с учащимися; д) отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту; е) использование чувства юмора; ж) исключение значимости своего настроения. 4. Вывод Введение. Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношении внутри класса, учитывая при этом индивидуальные способности каждого ученика. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особенно хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки. Ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям. Самому себе. Классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся. Взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера. Эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младших школьников. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. В педагогическом процессе диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функций. Работая с диагностическими методами, классный руководитель должен придерживаться следующих правил: 1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. 2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности. 3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми. 4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям. А во благо. 5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа. 6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и родителям. Диагностика личности. Для диагностики личности могу предложить следующие методики: «Мой портрет в интерьере». Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т, д,). учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни. «Самореклама». Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность. «Градусник». Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объявляет ребятам. Что при высокой температуре человеку плохо, тревожно -38, 39, 40, 41 градусов. Нормальная температура человека — 36,6. у него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. при такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например: русский язык-39, математика-36,6. Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью. Солнце, тучка, дождик». Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками. Возможный вариант: В классе мне - . Дома мне - . С друзьями мне- «Фотография». Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов — сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников. Принципы формирования коллектива Для формирования традиции в детском коллективе надо придерживаться следующих принципов: 1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. 2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся. 3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия. 4. Диалогичность в общении с учащимися. 5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свой непрфессиональные действия. 6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися. 7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации. Культура детской организации — это традиции и обычаи детского коллектива. Какие традиции могут положительно влиять на мироощущения и мировоззрение ребенка? Начиная с первых дней работы с школьниками, классный руководитель должен познакомить учащихся с теми традициями, которые есть в школе. Для этого необходимо не только рассказывать о них, но и показать их в действии. С этой целью педагог проводит экскурсию по школе, в ходе которой он знакомит учащихся с учебными кабинетами, помещениями специального назначения (столовая, медкабинет, библиотека, туалет и т. д.). в ходе такой экскурсии классный руководитель может объяснить учащимся как ученик может поступить, если у него возникли затруднения в учебной (школьной) жизни. Классный руководитель разъясняет детям правила поведения в различных ситуациях: - если ты не приходишь в школу по каким-то причинам, ты должен предупредить классного руководителя об этом, - если ты опаздываешь на урок, ты должен извиниться, а после урока — объяснить причину опоздания. - и т. д. Я хочу рассмотреть все принципы формирования традиции в детском коллективе отдельно, поделиться своей методической копилкой и показать какую работу провела с 1 «А» классом по сей день. 1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Особенно это касается детей, которых мы называем «трудными». Трудные дети. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащиеся становятся , в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным. Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше подчеркивалось, что трудные — это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные — это дети и младшего школьного возраста. Такие учащиеся, выросшие в сложной семейной ситуации, не имеют привычки работать, немотивнрованы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны, у них также отсутствуют коммукативные умения и навыки. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо, в первую очередь, определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень педагогической запущенности ребенка, а также положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе. 2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся. Очень важно выработать совместно с учащимися законы жизни в классе. 1. Каждый имеет право на ошибку и его исправление. 2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека. 3. Каждый должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту. 4. Ученик должен учиться дружить и иметь друзей. 5. Ученик должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи. 6. Ученик должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей. 7. Ученик должен сохранять традиций своего класса и всей школы. 3. Диалогичность в общении с учащимися. Нужной и значимой традицией в жизни детей может стать традиция «теплых писем». Такое письмо — это письмо — поддержка, письмо — сочувствие, письмо — одобрение. Такие письма может писать сам учитель. Это может быть связано с событиями в жизни отдельных учащихся или всего класса. Такие письма — приятное событие в жизни ученика в конце учебного года. Однако еще приятнее получать учащимся такие письма друг от друга. Их можно писать под новый год, в связи с каким-либо событием в жизни ученика. Ребята оформляют красивые конверты, стараются необычно их подписать и, главное, подобрать слова, которые бы, были приятны другому человеку. 4.Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия Для того чтобы младшим школьникам легче было адаптироваться к детскому коллективу, почувствовать свою значимость, можно создать в классе стенд «Волшебное зеркало». На нем находятся фотографии всех учащихся класса, к каждой фотографии прикреплен красивый кармашек. Каждый ученик может украсить кармашек так, как ему хочется. В каждый кармашек пожелания ученикам может положить учитель, одноклассник, родители, братья — сестры (эфекта будет больше, чем когда родители будут об этом говорить ему на прямую с глазу на глаз). Сам ученик может положить в свой кармашек вопрос к учителю, который он не может задать вслух. Я вместе со своbм классом создаю портфолио ученика: «портфолио успехов». Ученики в нее могут вкладывать собственные успехи, рисунки, поделки. И в конце каждой четверти я провожу классное собрание «Ярмарка успехов», где будут присутствовать учащиеся и их родители. Они знакомятся с портфолио, с успехами учащихся. 5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия. 6. Использование чувства юмора как неотьемлимого методического средства в работе с учащимися. - без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление. - учитель без улыбки — чужой человек среди учеников. Что бы быть поближе с детьми я ввожу в традицию класса совместные походы с родителями (кинотеатр, музеи, игры) во время межчетвертных каникул. 7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми. Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня. зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни. Вывод. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятии, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными. Список традиций класса можно продолжить. Самое главное — традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Эффективность индивидуальной работы с учащимися зависит в первую очередь, от уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребенком, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также негативно повлияет на авторитет самого педагога. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса. Источник: http://справочник классного руководителя, материалы из личного опыта работы | |
Просмотров: 6265 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|