Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

формирование традиции в детском коллективе
Содержание:

1. Введение—

2. Диагностика личности -

3. Принципы формирования традиции------------
а) безусловное принятие каждого ученика;
б) беспристрастность в оценке поступков;
в) терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия;
г) диалогичность в общении с учащимися;
д) отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту;
е) использование чувства юмора;
ж) исключение значимости своего настроения.

4. Вывод

Введение.
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношении внутри класса, учитывая при этом индивидуальные способности каждого ученика.
Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особенно хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки. Ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям. Самому себе.
Классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся. Взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера. Эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младших школьников. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей.
В педагогическом процессе диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функций.
Работая с диагностическими методами, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям. А во благо.
5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и родителям.

Диагностика личности.
Для диагностики личности могу предложить следующие методики:
«Мой портрет в интерьере». Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т, д,). учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

«Самореклама». Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность.

«Градусник». Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объявляет ребятам. Что при высокой температуре человеку плохо, тревожно -38, 39, 40, 41 градусов. Нормальная температура человека — 36,6. у него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. при такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например: русский язык-39, математика-36,6.
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Солнце, тучка, дождик». Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками. Возможный вариант: В классе мне - . Дома мне - . С друзьями мне-

«Фотография». Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов — сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников.

Принципы формирования коллектива

Для формирования традиции в детском коллективе надо придерживаться следующих принципов:
1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

4. Диалогичность в общении с учащимися.

5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свой непрфессиональные действия.

6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».
Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации. Культура детской организации — это традиции и обычаи детского коллектива.
Какие традиции могут положительно влиять на мироощущения и мировоззрение ребенка?
Начиная с первых дней работы с школьниками, классный руководитель должен познакомить учащихся с теми традициями, которые есть в школе. Для этого необходимо не только рассказывать о них, но и показать их в действии. С этой целью педагог проводит экскурсию по школе, в ходе которой он знакомит учащихся с учебными кабинетами, помещениями специального назначения (столовая, медкабинет, библиотека, туалет и т. д.). в ходе такой экскурсии классный руководитель может объяснить учащимся как ученик может поступить, если у него возникли затруднения в учебной (школьной) жизни. Классный руководитель разъясняет детям правила поведения в различных ситуациях:
- если ты не приходишь в школу по каким-то причинам, ты должен предупредить классного руководителя об этом,
- если ты опаздываешь на урок, ты должен извиниться, а после урока — объяснить причину опоздания.
- и т. д.

Я хочу рассмотреть все принципы формирования традиции в детском коллективе отдельно, поделиться своей методической копилкой и показать какую работу провела с 1 «А» классом по сей день.
1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Особенно это касается детей, которых мы называем «трудными». Трудные дети. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащиеся становятся , в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше подчеркивалось, что трудные — это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные — это дети и младшего школьного возраста. Такие учащиеся, выросшие в сложной семейной ситуации, не имеют привычки работать, немотивнрованы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны, у них также отсутствуют коммукативные умения и навыки. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо, в первую очередь, определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к трудностям в поведении учащихся. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень педагогической запущенности ребенка, а также положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе.
2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Очень важно выработать совместно с учащимися законы жизни в
классе.
1. Каждый имеет право на ошибку и его исправление.
2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3. Каждый должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4. Ученик должен учиться дружить и иметь друзей.
5. Ученик должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6. Ученик должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
7. Ученик должен сохранять традиций своего класса и всей школы.
3. Диалогичность в общении с учащимися.
Нужной и значимой традицией в жизни детей может стать традиция «теплых писем». Такое письмо — это письмо — поддержка, письмо — сочувствие, письмо — одобрение. Такие письма может писать сам учитель. Это может быть связано с событиями в жизни отдельных учащихся или всего класса. Такие письма — приятное событие в жизни ученика в конце учебного года.
Однако еще приятнее получать учащимся такие письма друг от друга. Их можно писать под новый год, в связи с каким-либо событием в жизни ученика. Ребята оформляют красивые конверты, стараются необычно их подписать и, главное, подобрать слова, которые бы, были приятны другому человеку.

4.Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия
Для того чтобы младшим школьникам легче было адаптироваться к детскому коллективу, почувствовать свою значимость, можно создать в классе стенд «Волшебное зеркало». На нем находятся фотографии всех учащихся класса, к каждой фотографии прикреплен красивый кармашек. Каждый ученик может украсить кармашек так, как ему хочется. В каждый кармашек пожелания ученикам может положить учитель, одноклассник, родители, братья — сестры (эфекта будет больше, чем когда родители будут об этом говорить ему на прямую с глазу на глаз). Сам ученик может положить в свой кармашек вопрос к учителю, который он не может задать вслух.
Я вместе со своbм классом создаю портфолио ученика: «портфолио успехов». Ученики в нее могут вкладывать собственные успехи, рисунки, поделки. И в конце каждой четверти я провожу классное собрание «Ярмарка успехов», где будут присутствовать учащиеся и их родители. Они знакомятся с портфолио, с успехами учащихся.

5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

6. Использование чувства юмора как неотьемлимого методического средства в работе с учащимися.
- без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление.
- учитель без улыбки — чужой человек среди учеников.
Что бы быть поближе с детьми я ввожу в традицию класса совместные походы с родителями (кинотеатр, музеи, игры) во время межчетвертных каникул.

7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми. Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня. зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни.

Вывод.
Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятии, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными. Список традиций класса можно продолжить. Самое главное — традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.
Эффективность индивидуальной работы с учащимися зависит в первую очередь, от уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребенком, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также негативно повлияет на авторитет самого педагога.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Источник: http://справочник классного руководителя, материалы из личного опыта работы
Категория: Классному руководителю | Добавил: шуран (2012-03-17) | Автор: шолпан E
Просмотров: 6265 | Комментарии: 1 | Теги: классный руководитель | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 11:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru