Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Работа классного руководителя с трудными детьми. Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку? Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста. Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. И это тоже доказано: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи. Существо поведения подростка – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношении. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты. Предлагаю подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания. 1. Семья, в которой «трудные» родители.Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта. Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию: расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться; попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение; заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее; деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненный проблем. Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни. 2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача классного руководителя – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни. Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль. 3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. Задача классного руководителя – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях. 4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью.В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют. Задача классного руководителя – изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков 5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными. Задача классного руководителя – доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании. Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. | |
Просмотров: 4921 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|