Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Экология и мы. Зал украшен цветами, сухими ветками деревьев (прикрепить цветы), плакатами: «Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (М.М. Пришвин). Экология – это наука о связях с окружающей средой. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (Л.Н. Толстой). Цели: развивать речь, мышление, воспитание любви и бережного отношения к Земле и всему окружающему миру. Обращение к плакату со словами М.И Пришвина. Исполнение песни «Не дразните собак» Учитель: • Здравствуйте друзья! • Здравствуй природа! • Здравствуйте, лес и реки, моря и озера, поля и горы! • Здравствуйте, птицы: соловьи, свинья, воробьи и голуби! • Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, и волки! Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто – то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто - то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто – то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго обращения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А мы можем говорить. И сегодня будем говорить о том, как связаны «экология» и мы. - Что же такое «экология» (Обращение к плакату). Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили его корреспонденты. Они- то нам и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено? - Грустный человек. - А почему он грустный? - У вас оказались разные мнения. Давайте послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может быть и поймем, почему он грустный. (Роли корреспондентов заранее распределены). Первый корреспондент: - Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (Воздух). - Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой (показывает на плакате голубой круг). Мы привыкли воздушный океан называть небом. Кто знает стихи или загадки про небо? (ответы детей) - Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться много. На все предметы воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? - Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля. (Ученик убирает микробов). Еще хорошо очищают свежие растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому вокруг нас должно быть много зелени, а нам всем нужно беречь ее. Учитель: - Вот видите ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человек будет улыбаться! Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что это такое: какие – то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. 2 Корреспондент: - Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке поется: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И конечно репродуктор, И еще магнитофон. - Весело? Да. А почему же соседи говорят: Эй гражданка у окна, Вы же дома не одна. Почему же целый дом Должен слушать это гром? (Ответы детей). - Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнением окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Вот видите сколько, звуковых загрязнителей и это поле (показыв.) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, звуковой комфорт. - Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе был звуковой комфорт? (ответы). - Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны. Учитель: Итак, уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку. 3 Корреспондент: Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! - Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, реках, ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане какая вода? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? - Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (ответы детей). - Во – первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во – вторых, беречь воду от загрязнения. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Посмотрите, какая страшная история произошла с ручейком и почему? Сценка «Очень страшная история». Жил на свете один ручеек. Он небольшой, но веселый. Он жадно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные: он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он очень любил горы. Сколько раз помогал он им переносит снеговую воду, стекавшую весной по их склонам. Кроме огромного запаса жизнерадостности у ручейка было еще одно хорошее качество: он любил людей, хотя его мать земля не раз предупреждала, но они коварны. В одно прекрасное утро, когда ручеёк играл и плескался со своими подругами-рыбками, он глянул вверх и увидел на ветке дерева сидит сорока. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чём-то увлечённо рассказывала. - Что случилось? – спросил ручеек, остановившись. Сорока спустилась вниз и стала стрекотать ручейку о том, что внизу в долине, людской аул остался без воды – высох источник, обеспечивавший жителей водой. Призадумался ручей, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал: ведь не мог он допустить, чтобы где – то рядом люди испытывали жажду. И ручей решился. Простясь со своими друзьями, он со всего духу побежал вниз к людям. В этот день в ауле был большой праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка, в глубине, закрадывались сомнения, он вспоминал слова матушки Земли: «помни, сынок, люди коварны и склонны к предательству». Прошло несколько дней, самых скучных в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, семейка свиней, купавшаяся на улице, затем все это ему наскучило. Ручей много наблюдал за людьми и все больше и его все больше и больше удивляло невежество их по отношению к природе, особенно к земле. Он не понимал, как можно захламлять аул кучами мусора и отходов. Скоро ручеек стал задыхаться, он превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон текла вонючая жидкость. Ручей из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего его вода стала соленой... Теперь – то он понял, почему ручьи уходят из этих мест. Ночью наш ручеек вынужден был уйти из аула. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше извилин, всячески изгибался. Ведь на свете нет ни одного ручейка, ни одной реки, которая текла бы прямо. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья... Хоть сказка – ложь, да в ней намек – всему человечеству урок. Учитель: - Почему с ручейком произошла эта история? - Сможем ли мы, ребята, очистить поле, чтобы наш человек улыбнулся? Что надо сделать? (ответы детей). - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки, озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! (Убирает). Учитель: - Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода. А теперь, зеленая страничка нашей газеты. 4 Корреспондент: - Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (ответы). - Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Жить в зеленом мире этом. Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей. Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг! - Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (ответы) - Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Посмотрите сценку «Белая черемуха» и подумайте, можно ли вести себя так на природе? Сценка «Белая черемуха». (По А. Александровой) Девочка (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на дерево). Расцвела черемуха около ручья, На апрельском солнышке Ветками шепча. Легкая, как облачко, Чистая, как снег. Радовался деревцу каждый человек. Приходили девочки Посидеть под ней. И могла цвести она Много-много дней. (Любуясь черемухой, проходят две девочки). Одна говорит другой: - Это чья черемуха? - Да она ничья. Белая снегурочка около ручья. (Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева). Прибежали девочки, А снегурочки нет, Лишь в пыли валяется Вянувший букет. А была черемуха Чистая, как снег. Радовался деревцу Каждый человек. Учитель. Можно ли так себя вести на природе? Почему? - Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много? (ответы). - Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться на природе, а не губить их. - Мы запомним это правило и можем убирать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений) Учитель. Посмотрите эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Как убрать черные квадраты? (ответы). - Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило – уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает черные квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба; лягушки или жабы. Учитель. Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид (а французам и китайцам зато нравится их вкус!!!). - Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем себе и Земле. А сейчас посмотрите совсем другой вид у нашего человека в газете. Человек улыбается – ему хорошо. (Убирают грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. - А закончим мы наше занятие песней «Берегите планету». (На мотив песни «Бременские музыканты!) Ничего на свете лучше нету, Чем сберечь от гибели планету. Будет лес любимый свеж и зелен Эту радость мы с тобой разделим. Берегите все живое рядом И на все смотри хозяйским взглядом. Знают даже маленькие дети Должен быть порядок на планете. Пусть всегда вода в реке струится, Пусть всегда поют над нами птицы И природе сами мы поможем Эту радость мы с тобой умножим. | |
Просмотров: 2392 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|