Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Возможные причины неуспеваемости.
Своеобразие личности неуспевающего ребенка в основном определяется именно этим:
1. низкие отметки;
2. недовольство учителей и родителей;
3. низкий социальный статус в классе;
4. отсутствие радости от хорошо сделанной работы;
Давайте рассмотрим проблему неуспеваемости под этим углом зрения.
Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:
1. Педагогическая запущенность. Это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу. У них нет умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать. (Чаще всего это дети из неблагополучных семей).
Обычный стиль воспитания таких детей – оставление на попечение бабушки или кого-то из родителей, лишения с раннего детства заботы и контроля, зачастую такие дети не посещают детский сад. В итоге, они не только не умеют писать и считать, но и не знают элементарных вещей – при поступлении в школу им трудно ответить где и кем работают родители, где он живет и т.д.
Если ребенок посещал детский сад – он смог получить больше знаний и умений и его готовность напрямую зависит от качества детсадовских занятий.
Состояние здоровья детей на современном этапе таково, что все чаще можно встретить следующую причину педагогической запущенности – ребенок тяжело и часто болел, когда он приходит курс лечения, как правило, с ним не занимаются. При выздоровлении также нужно избегать перегрузок. Образуются серьезные пробелы в знаниях.
И проблема не в том, какова причина отставания, а в том, что классно-урочная система обучения не дает возможности его полной ликвидации.
К сожалению и в благополучных семьях избыток заботы, постоянных страх за здоровье ребенка могут привести и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться» ни при каких обстоятельствах.
2. Психологическая неготовность к обучению (в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью).
Такие дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие потенциальные способности в некоторых областях, но из-за отсутствия необходимой базы (знаний, умений, навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных и умственно ограниченных.
3. Низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. (Мы уже упоминали исследования Н.А. Менчинской и З.И. Калмыковой). Низкая обучаемость характерна для ЗПР и умственно отсталых детей. Если умственно отсталые дети в массовую школу попадают редко (хотя такие случаи бывают каждый год), то учащиеся с задержкой психологического развития сидят в обычных классах. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем, при наличии коррекционной работы, они догоняют своих благополучных сверстников.
4. В последнее время на первый план стала выходить такая причина неуспеваемости как нарушение анализаторских систем. Даже при относительной психологической готовности ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель. В легких случаях таких детей можно посадить на первые парты и уделять им больше внимания, но как правило этого недостаточно.
5. Недостаточное развитие образного мышления. А.А. Венгер называет их «вербалистами» – у них прекрасно развита речь и хорошая память, но недостаточно развито восприятие и мышление. Внешне их можно принять за «вундеркинда» (богатый словарный запас, взрослые фразы), но такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения. Коррекционная работа с такими детьми – возврат к деятельности дошкольного возраста (игры, конструирование, рисование).
6. Значительные трудности в учении могут быть вызваны личными особенностями учащихся, из которых наиболее распространенными являются тревожность и демонстративность.
Тревожность. Обращаясь к родителям, Э. Эриксон говорил: «Не перегружайте совесть ребенка». Чаще всего родители создают тревожность при подготовке к школе. Раньше спокойно относившиеся к тому, что делает ребенок, начинают предъявлять ему непосильно высокие требования. Порочный круг: тревожность – снижение продуктивности деятельности – низкая оценка взрослых – усиление тревожности – разрушение деятельности…должен быть разорван в звене «оценка». Сам ребенок вырваться из этого круга не сможет.
Демонстративность – черта связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих. Если такой ученик учится не блестяще и не вызывает восхищения своими успехами, он невольно начинает удовлетворять свою потребность во внимании с театральными эффектами, а иногда и с агрессивностью нарушает принятые в школе правила поведения. Его негативизм распространяется и не учебный процесс. Не принимая учебные задачи и периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может уже успешно учиться.
Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.
Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования взрослеют, а умения и желания трудиться нет, ученики не располагают получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.
Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников.
Часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
Мне хочется закончить следующим выводом. Если ученик любого возраста отстает в учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости!
Как писала Н.А. Менчиковская, «за неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с присущей ей своеобразной историей развития» (1989)
Категория: Классному руководителю | Добавил: ЕленаЮрьевна (2013-02-02) | Автор: Мальцева Наталья Александровна E
Просмотров: 1858 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-20, 3:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru