Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю |
Своеобразие личности неуспевающего ребенка в основном определяется именно этим: 1. низкие отметки; 2. недовольство учителей и родителей; 3. низкий социальный статус в классе; 4. отсутствие радости от хорошо сделанной работы; Давайте рассмотрим проблему неуспеваемости под этим углом зрения. Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны: 1. Педагогическая запущенность. Это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу. У них нет умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать. (Чаще всего это дети из неблагополучных семей). Обычный стиль воспитания таких детей – оставление на попечение бабушки или кого-то из родителей, лишения с раннего детства заботы и контроля, зачастую такие дети не посещают детский сад. В итоге, они не только не умеют писать и считать, но и не знают элементарных вещей – при поступлении в школу им трудно ответить где и кем работают родители, где он живет и т.д. Если ребенок посещал детский сад – он смог получить больше знаний и умений и его готовность напрямую зависит от качества детсадовских занятий. Состояние здоровья детей на современном этапе таково, что все чаще можно встретить следующую причину педагогической запущенности – ребенок тяжело и часто болел, когда он приходит курс лечения, как правило, с ним не занимаются. При выздоровлении также нужно избегать перегрузок. Образуются серьезные пробелы в знаниях. И проблема не в том, какова причина отставания, а в том, что классно-урочная система обучения не дает возможности его полной ликвидации. К сожалению и в благополучных семьях избыток заботы, постоянных страх за здоровье ребенка могут привести и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться» ни при каких обстоятельствах. 2. Психологическая неготовность к обучению (в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью). Такие дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие потенциальные способности в некоторых областях, но из-за отсутствия необходимой базы (знаний, умений, навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных и умственно ограниченных. 3. Низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. (Мы уже упоминали исследования Н.А. Менчинской и З.И. Калмыковой). Низкая обучаемость характерна для ЗПР и умственно отсталых детей. Если умственно отсталые дети в массовую школу попадают редко (хотя такие случаи бывают каждый год), то учащиеся с задержкой психологического развития сидят в обычных классах. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем, при наличии коррекционной работы, они догоняют своих благополучных сверстников. 4. В последнее время на первый план стала выходить такая причина неуспеваемости как нарушение анализаторских систем. Даже при относительной психологической готовности ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель. В легких случаях таких детей можно посадить на первые парты и уделять им больше внимания, но как правило этого недостаточно. 5. Недостаточное развитие образного мышления. А.А. Венгер называет их «вербалистами» – у них прекрасно развита речь и хорошая память, но недостаточно развито восприятие и мышление. Внешне их можно принять за «вундеркинда» (богатый словарный запас, взрослые фразы), но такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения. Коррекционная работа с такими детьми – возврат к деятельности дошкольного возраста (игры, конструирование, рисование). 6. Значительные трудности в учении могут быть вызваны личными особенностями учащихся, из которых наиболее распространенными являются тревожность и демонстративность. Тревожность. Обращаясь к родителям, Э. Эриксон говорил: «Не перегружайте совесть ребенка». Чаще всего родители создают тревожность при подготовке к школе. Раньше спокойно относившиеся к тому, что делает ребенок, начинают предъявлять ему непосильно высокие требования. Порочный круг: тревожность – снижение продуктивности деятельности – низкая оценка взрослых – усиление тревожности – разрушение деятельности…должен быть разорван в звене «оценка». Сам ребенок вырваться из этого круга не сможет. Демонстративность – черта связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих. Если такой ученик учится не блестяще и не вызывает восхищения своими успехами, он невольно начинает удовлетворять свою потребность во внимании с театральными эффектами, а иногда и с агрессивностью нарушает принятые в школе правила поведения. Его негативизм распространяется и не учебный процесс. Не принимая учебные задачи и периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может уже успешно учиться. Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости. Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования взрослеют, а умения и желания трудиться нет, ученики не располагают получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться. Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников. Часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся. Мне хочется закончить следующим выводом. Если ученик любого возраста отстает в учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости! Как писала Н.А. Менчиковская, «за неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с присущей ей своеобразной историей развития» (1989) | |
Просмотров: 1858 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|