Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Спасибо, здравствуйте, пожалуйста

Конкурс вежливости вежливых
Р. А. Крахотина,
педагог-дефектолог ОСШ № 50

Цель: Способствовать формированию у учащихся культуры поведения.
Задачи:
Воспитывать у ребят сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся нормой жизни.
Формировать внутреннюю и внешнюю культуру поведения.
Вырабатывать активную жизненную позицию.
Оборудование:
Плакаты (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте),  изречения (Гегеля нем. философа), плакат (Меню Петра 1), карточки с оценками для жюри, задания для команд разложенные в конверты (карточки для конкурса «Тактичность»), магнитофон, плакат с выдержками  из книги «Юности честное зерцало», телефон, секундомер.
 ПОДГОТОВКА К КОНКУРСУ
План работы:
- организовать две команды.
- подготовить с каждой командой приветствия.
- разучить с кем-нибудь из мальчиков, как приветствуют друг друга японцы, тибетцы, индейцы.
-  сформировать жюри.
-  подготовить для жюри карточки с оценками
- сделать плакат «Меню Петра 1».
-  подготовить конверты с карточками для конкурса «Обращение».
- подготовить конверты с карточками для конкурса «За столом» (Репортаж). 
- подобрать музыкальное сопровождение для всех этапов конкурса.
- сделать с болельщиками плакаты с подбадривающими команды текстами.
- украсить зал.
- подготовить (дипломы и награды) призы.
Сценарий конкурса.
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на конкурсе вежливости «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте!». Позвольте вам прочитать эпиграф нашего конкурса.
Обращение к эпиграфу конкурса: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен, добродетелен он  лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». (Гегель, нем. философ.) 
Действительно  ведь человек живет среди людей. Отношение к тебе  других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.
Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его  внутренним проявлением, является этикет.
Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.  
      Существуют различные виды этикета:
1. Служебный (деловой);
2. Дипломатический;
3. Военный;
4. Педагогический;
5. Врачебный;
6. Этикет в общественных местах.
С этикетом тесно связаны правила вежливости.
Тебя будут считать вежливым человеком, если ты: 
1. Научишься  сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.
2. Научишься:
• Не перебивать;
• Не шуметь;
• Не шмыгать носом;
• Не зевать в слух;
• Не вытирать ботинки о штанину брюк;
• Признавать всё то, что отличает цивилизованного человека от дикаря.
 И сегодня мы хотим предложить в игровой форме проверить знание правил этикета.
Объявляются правила игры:
1. Игра идет до шести очков.
2. Очерёдность команд в игре определяется жеребьёвкой.
3. На обсуждение даётся одна минута.
4. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.
Вы узнали, на какую тему будет наш конкурс, и познакомились с правилами игры.
А теперь позвольте представить соревнующиеся команды «Солнышко» и «Трям, здравствуйте!». Сейчас они сами про себя расскажут и вас поприветствуют!
Капитан команды «Трям, здравствуйте!». Ты, Рядом Я! Получились Мы – «ТРЯМы». Приветствуем наших соперников:
Хорошего желаем вам,
Вы победить старайтесь.
Но если выиграем мы,
На нас не обижайтесь!
Мы хотим спеть  нашу  командную песню. (Поют.)
Приветствуем всех, здесь присутствующих! Здравствуйте!
Ведущий: Спасибо! А теперь слово команде «Солнышко».
Капитан команды «Солнышко». Наш девиз: «Светить всегда, светить везде, светить на радость людям!». Приветствуем наших болельщиков и всех, кто находится в зале. Здравствуйте! А теперь мы споём песню нашей команды. (Поют.)
Ведущий: Кто же  будет оценивать сегодняшний конкурс? Кто уже выставил  первые отметки? Конечно же, наше замечательное жюри. Это учителя – наши гости. (Представляет.) А теперь первый этап.
1 этап «Разминка».
Я буду называть первую часть  пословиц, а вы должны их закончить. За правильный ответ команды получат один балл. Итак, готовы?
• С поклону голова...   (не заболит).
• От вежливых слов...  (язык не отсохнет).
• Честное слово и буйную голову... (смиряет).
• В чужом доме не будь приметлив, а будь… (приветлив).
• Где посадят, там сиди, а где не велят, там… (не гляди).
• Говорить не думая, что стрелять...  (не целясь).
Молодцы, ребята! Пока наше жюри выставляет оценки,  мы с вами поговорим об очень интересном. Вы помните, когда мы начали наш конкурс, мы сказали «Здравствуйте!» А знаете ли вы, что в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. Знаете ли, вы как приветствуют друг друга индейцы? (Вызывает мальчика из зала.)
Мальчик садится на пол  и снимает обувь.
А вот как приветствуют друг друга в Японии.
Мальчик демонстрирует низкий, средний и маленький поклоны.
А посмотрите, как это делают тибетцы.
Мальчик правой рукой снимает шляпу, левую руку кладёт за ухо и высовывает язык.
Сейчас настало время для 2 этапа – конкурс «Обращение».
2 этап «Обращение»
Вот вам  моё задание: узнайте у жюри, сколько времени. Обсудите в командах задание, а затем выполняйте.
Команды, посовещавшись, отправляют своих представителей к жюри. Выполняют задание.
А теперь возьмите по карточке. (Предлагает капитанам выбрать конверт с карточкой.) Прочтите задание.
Капитан команды «Трям, здравствуйте!».  Мы должны спросить, как пройти в музей.
Капитан команды «Солнышко». Мы должны позвонить по телефону и попросить, чтобы позвали Николая Викторовича.
Представители команд выполняют задание.
Этот конкурс оценивается в 6 баллов. На обдумывание и выполнение  задания отводится 2 минуты.
Жюри объясняет, какие ошибки допустили команды, и выставляет оценки.
А теперь конкурс для болельщиков. Болельщики! У вас есть возможность помочь вашим командам: они за правильные ответы своих болельщиков получат дополнительные очки. Итак, догадайтесь, кому говорили:
«Хлеб два соль»? (Обедающим.)
«Чай да сахар»? (Пьющим чай.)
«Море под коровой»? (Доярке.)
«С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными»? (Заканчивающему жатву.)
«Улов на рыбу»? (Рыбаку.)
«Спорынья в квашу»? (Тому, кто месит  тесто.)
Молодцы! А теперь следующий этап – конкурс «Тактичность»
3 этап «Тактичность».
Ведущий подаёт капитанам команды конверты с заданием. Команды должны показать друг другу сценки. Надо объяснить, что в показанной сценке неправильно, и исправить ошибки.
Пока команды репетируют, с болельщиками проводится игра «Какие мы?».
Команды разыгрывают сценки. Затем высказывают своё мнение  о том, правильно ли поступили герои сценки, в чём их ошибка.
Жюри объявляет итог конкурса «Тактичность» и общий итог.
4 этап «За столом».
Для начала предлагаю вам прочитать один репортаж. А теперь задание: составьте правила поведения за столом.
Команды приступают к выполнению задания. В это время болельщики отгадывают меню Петра 1.
А теперь конкурс капитанов. Этот конкурс оценивается в 6 баллов.
5 этап «Конкурс капитанов».
Конкурс капитанов очень короткий. Я объявляю музыкальную паузу, во время которой  уважаемые капитаны попробуют сказать главное правило вежливости.
Капитаны, пока звучит музыка, обдумывают задание.   Затем говорят свои варианты. Например: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Жюри оценивает ответы.
 6 этап «Экзаменационная страничка».
Этот конкурс покажет нам, насколько мы воспитаны. Каждой команде даётся 1 минута, в течение которой вы должны ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. 
 Вопросы для первой команды
1. Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, в театр или библиотеку?
2. Что нужно сделать, прежде чем войти  в чей-либо дом или квартиру?
3. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече и прощании?
4. Кто кому должен уступать место (в гостях или транспорте)?
5. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастать и грубить другим людям?
6. К имениннику пришли гости, они вручают подарки в развёрнутом виде. Именинник благодарит, уверяя, что очень рад подарку. Он будет делать это всегда, даже если принесут ненужную вещь. Почему?
7. Что принято считать хорошими манерами?
8. Чего нельзя делать в театре во время спектакля?
9. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
10. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?    
 Вопросы для второй команды
1. Нужно ли спрашивать разрешения у родителей, если вы хотите пойти куда-то?
2. Почему,  размешивая чай, мы не касаемся краёв чашечки? Почему стараемся  делать это тихо?
3. Кто должен первым выйти из-за стола (на празднике)?
4. Удобно ли второй раз взять понравившееся кушанье?
5. Когда мы говорим «до свидания», а когда – «прощайте»?
6. Когда мы пишем с прописной буквы слова Вы, Вас, Вам, Вашего, Ваш и т.д., что мы хотим этим выразить?
7. Как надо поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
8. Можно ли входить в магазин с собакой?
9. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»?
10. Кто первым здоровается при входе в помещение?
 Молодцы! А теперь заключительный этап – конкурс «Башня вежливых слов».
7 этап «Башня вежливых слов».
Команды по очереди должны назвать вежливые слова, но повторяться нельзя. Выигрывает тот, кто назовёт больше вежливых слов. Вперёд!
Команды выполняют задание. Жюри подводит итоги конкурса.
Молодцы! Ну а теперь, пока жюри  подводит итоги нашего конкурса «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», предлагаю вам на прощание прочесть стихи. Я буду произносить их начало, а вы – конец.
– Зеленеет старый пень,
Когда услышит...  (добрый день!)
– Почаще  открывай уста,
Чтобы сказать... (пожалуйста!)
– В день погожий иль ненастный
Говори знакомым...  (здравствуй!)
 Ну  а теперь предоставляем слово жюри.
 Председатель жюри сообщает общий результат, поздравляет победителей.
Командам вручаются призы за участие в конкурсе.
Приложение.
Меню Петра 1.  На плакате должны быть написаны первые и последние буквы названий тех, блюд, которые входили в меню Петра 1. Вместо остальных букв поставить чёрточки.
П _ _ _ _ _ _А  (похлёбка)
Ж_ _ _ _Е  (жаркое)
К_ _ _ _ _А  (колбаса)
К _ _ _ _ _ _А  (коврижка)
Д _ _Я в С _ _ _ _Е (дыня в сахаре)
К_ _ С  (квас)
Названия блюд отгадываются по очереди. Ребята называют любую букву. Если она есть в слове, ведущий пишет ее на месте соответствующей чёрточки.
Игра «Какие мы?». У ведущего в руках карточки с надписями: «Шумные», «Весёлые», «Воспитанные», и др.  Он спрашивает у девочек: «Какие у нас мальчишки?» После чего протягивает девочкам  веер из карточек так, чтобы не было видно надписей. Кто-нибудь из девочек вытаскивает карточку, читает и объявляет, какие же мальчики. Аналогично игра проводится с мальчиками.
Задания для команд к конкурсу «Тактичность».
Сценка № 1
Ира пришла в гости и сказала:
– Ой, попугайчик! У меня тоже был такой, только помер. Они долго не живут, нежные очень.
Сценка № 2
Катя вошла в класс. Глаза у неё были красные.
– Что с тобой? Давай выкладывай, мы ведь друзья. Что у тебя стряслось? – закричали все в классе.
Репортаж «За столом».
Все за столом. Жаль, что вы не видите вдохновенные лица едоков. Приходит в движение посуда, тарелки становятся летающими. Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента. «А- а –а!»  – в ужасе кричит Милочка, закрывая лицо руками. С другого конца стола, налегая на него всем телом, тянется воспитанный мальчик Стас с грозным оружием - вилкой в руках. Опасный момент! Рывок! Уф! Опасность миновала. Милочка цела, а ведь  вилка  была направлена ей прямо в глаз! Но Стас виртуозным движением зацепил лакомый кусочек мяса и тянет его через весь стол. Неся свою добычу, он опрокидывает соусник и залезает рукавом в салат. Вот уже засунул в рот весь кусок мяса и половину вилки. Мо – ло – дец! Шпагоглататель! Коля  судорожно сжимает в кулаке ложку, словно кувалду, которой он сейчас забьёт сваю. Что он делает? Он пытается выловить ложкой из банки скользкую рыбку! Ай – ай – ай! Коля роняет её в мороженое. Оригинальное блюдо – рыба с мороженым. Приятного аппетита, Коля!

   Выдержки из книги
«Юности честное зерцало»

Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши.
Не проглотив куска, не говори.
Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и пр.
"Учитель Алматы", № 4, 2009 г.

Категория: Классному руководителю | Добавил: collegy (2009-04-13)
Просмотров: 3767 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-06-20, 6:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru