Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Северо –Казахстанская область Район Г.Мусрепова КГУ « Гаршинская средняя школа» Учитель географии Катжанова Г.О. Учитель биологии Гайс Л.Г. Интегрированный урок географии и биологии на тему: « Глобальные проблемы мира и Казахстана. Экологические проблемы Западного Казахстана» Цель: Изучение глобальных экологических проблем мира, обобщение и закрепление знаний по теме « Экологические проблемы Казахстана и Западного Казахстана» Задачи: Дальнейшее формирование экологического мировоззрения учащихся, Развитие исследовательских умений и коммуникативных способностей учащихся, мыслеречевой деятельности, воспитание культуры ведения дискуссии форма урока: круглый стол форма деятельности: индивидуальная и групповая работа учащихся План урока 1.Психологический настрой Вступительное слово учителя географии 2 Вступительное слово учителя биологии о глобальных проблемах мира 3. Основная часть урока- круглый стол А) выступление участников «круглого стола» Б) групповая работа с текстом «экологические проблемы» 4.Закрепление. « Древо экологии» 5. Рефлексия Заполнение таблицы « мне это пригодится»( резерв) 6.Домашнее задание. Ход урока Учитель географии: « Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» 1. Задает классу психологический настрой: Добрый день! Садитесь! Мы рады вас видеть. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. Мы внимательно слушаем и понимаем друг друга. Надеюсь, мы добьемся хороших результатов. Учитель биологии: Для того , чтобы продолжать тему, мне бы хотелось дать понятие термину « экологические проблемы». ЭП – проблемы взаимоотношений общества и природы. Условно их можно разделить на 3 группы. 1. Ухудшение окружающей среды в результате нерационального использования природных богатств. Например, уменьшение площади лесов, снижение плодородия почв. Или же парниковый эффект- глобальное потепление климата из-за выброса огромного количества углекислоты в воздух. 2. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы твердыми, жидкими и газообразными Отходами антропогенного характера. Опять – таки мы знаем – озоновый слой защищает все живое от ультрафиолета, но выброс газов( фреонов) приводит к разрушению озонового слоя, отсюда следует, возникают озоновые дыры. 3. Отравление окружающей среды химическими веществами получаемыми в процессе производства. Пример: кислотные дожди, которые губительно действуют на растительный и животный мир. И сегодня на нашей встрече за круглым столом присутствует представитель «Greenpeace». В 1971 г небольшая группа экологов объявила войну американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Аляска. И именно у них возникла идея создать организацию под названием «Greenpeace»- Зеленый мир.Сейчас она является наиболее активной всемирной экологической организацией. А теперь я предлагаю посмотреть видеосюжет об экологических проблемах мира " Спасение планеты в наших руках" ( беседа после просмотра) 1. какие экологические проблемы отражают кадры фильма? 2. какую дополнительную информацию вы получили просмотрев этот фильм? 3. А сейчас я хочу предоставить слово представителю экологической организации « Greenpeace» Выступление представителя «Greenpeace». ( сопровождается презентацией) Не менее остры, чем общемировые, экологические проблемы Казахстана. Это последствия ядерных испытаний – проблема радиоактивного загрязнения. Обмеление Аральского моря, загрязнения окружающей среды, связанное со строительством ГЭС, забор воды, сброс вод с Бадхашского медеплавильного завода.Еще одна болевая точка – озеро Балхаш.Бурное развитие нефтегазовой промышленности Казахстана спровоцировало совершенно новую проблему – загрязнение огромных территорий Западного Казахстана токсическими веществами Учитель географии: По мере изучения экономических районов мы особое внимание уделяем экологическим проблемам регионов. Сегодня, завершая тему « Хозяйство Западного Казахстана» мы более подробно остановимся на изучении экологических проблем данного региона. Широкое освоение месторождений нефти и газа государствами бассейна Каспийского моря увеличивает масштабы отрицательного воздействия на морские и прибрежные экосистемы. В процессе из разработки почвы загрязняются разливами нефти. Из курса физической географии вы знаете, что уровень воды в Каспийском море повысился, и в Прикаспийской зоне сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Напомню некоторые аспекты данной проблемы. Прибрежные зоны Атырауской и Мангистауской областей подвергнуты затоплению. Помимо этого, Каспийское море представляет собой уникальное место обитания осетровых рыб ( 90% мировых запасов). Этот аспект проблемы выводит его на глобальный уровень. Сохранение биологического разнообразия Каспия становится предметом заботы всего мирового сообщества. Выявлены также серьёзные нарушения при добыче нефти, большая часть попутного газа сжигается в факелах, загрязняется окружающая среда сточными водами. Все более широкое освоение нефтегазовых месторождений представляет потенциальную угрозу экологической безопасности страны Знакомство с участниками круглого стола: Сегодня для обсуждения экологических проблем не только Прикаспийского региона, но и всего Казахстана, представители крупнейших предприятий нефтяной промышленности, цветной металлургии, а также космодрома « Байконур» собрались за круглым столом. Это: 1. Генеральный директор космодрома « Байконур» - 2. Вице-призедент ТНК « Казхром» - 3. Президент АО « Казцинк» - 4. Генеральный директор нефтяной компании « КазМунайГаз»- Обращение представителя « Гринпис» к вице-президенту ТНК « Казхром» и « Казцинк»: По объему выбросов веществ, загрязняющих воздух лидируют предприятия цветной металлургии. Главный источник загрязнения поверхностных вод – отходы обагащения. Часто это очень ядовитые вещества- цианиды, оксиды хрома. Сброс их в водоемы уже привел к появлению « мертвых рек». Металлургия выбрасывает огромное количество вредных веществ в атмосферу.только за 1 год в атмосферу Усть – Каменногорска металлургическим комплексом АО « Казцинк» выбрасывается около 60 тыс тонн загрязняющих веществ. Сейчас я бы хотела задать вам вопрос: « какие меры вы принимаете по улучшению экосреды в вашем регионе?» Выступление ТНК « Казхром» Наша транснациональная корпорация « Казхром» расположена в г.Актобе. Она в основном производит феррохром. В производстве ферросплавов используется казахстанское сырье. В частности Аксуский завод ферросплавов по выпуску сплавов железа с кремнием, марганцем, хромом. Занимает первое место в республике. По запасам хрома наша страна вторая в мире, после Южно-Африканской республики. Руды хрома добывает Донской ГОК. ГОК – обеспечивает не только заводы ферросплавов в Казахстане, но и снабжает сырьем химические заводы в России, где хрома почти нет. Завод в г.Аксу производит ферросплавов в 3 раза больше, чем все ферросплавы США вместе взятые.Только его одна печь выплавляет почти столько же феррохрома, сколько его производят в США. Помимо экономических показателей руководство компании уделяет важное внимание социальным и экономическим вопросам 1. долгосрочная экологическая программа ТНК Казхром предусматривает ежегодное вложение 30 млн.долларов в охрану окружающей среды. 2.на Аксуском заводе ферросплавов будет введен в строй комплекс комбинированной мокрой и сухой – газоочистки на производстве марганцовых.Здесь также ежегодно перерабатываются более 1 млн.тонн шлаков методом сухой очистки 3.С течением времени будет переработаны все скопившиеся отходы производства в объеме порядка 4,5 млн тонн, а также вновь возникающие. В результате будет использоваться 95% всей извлекаемой из недр руды и АО « Казцинк»: Наша транснациональная корпорация образована 7 января 1997 г на базе Усть – Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Зыряновского горно- обогатительного комбината и Бухтарминского гидро-энергетического комплекса. Компанией управляет швейцарская фирма « Казтурцинк» ГК. На комбинате в чистом виде извлекают 10 металлов: цинк, свинец, теллур, золото и др..Производят также сплавы на основе свинца и цинка, свинцовые трубы и прокат. Что касается вашего вопроса об экологической обстановке нашего региона, я могу сказать следующее: 1. наши предприятия используют канадскую технологию, считающуюся самой экологически чистой в мире 2. оснащаются биофильтрами 3. модернизация промышленности( технология замкнутого цикла использования воды) Представитель « Гринпис» обращается к генеральному директору «КазМунайГаз» Мы поподробнее хотели бы узнать о вашей деятельности Ответ « КазМунайГаза» Наша компания является одной из крупнейших в республике и в мире. В 2010г добыто 35,51 млн тонн нефти, к 2022 году планируется добывать 51млн.тонн нефти Дополнительная добыча нефти достигнута за счет бурения новых эксплуатационных скважин, внедрения новых методов повышения нефтеотдачи пластов, сокращение фонда бездействующих скважин и ряда других факторов. Конечно наша компания уделяет особое внимание экологической безопасности в своей деятельности. Мы знаем, что наносим вред здоровью человека и природе. Поэтому добыча, переработка и транспортировка требуют соблюдения строгих мер безопасности. Мы стараемся применять природосберегающие технологии, хотя полностью исключить отрицательное влияние нефтегазовой отрасли пока не удалось. Предпринимаемые меры по экологической безопасности: 1.Мы не сжигаем попутный газ в факелах 2.Наши нефтепроводы защищены от затопления специальными дамбами 3.людей живущих около нефтяных и газовых разработок переселять в другие экологически более чистые районы. А в целях снижения нагрузок на экосистему Западного Казахстана мы внедряем новые технологии добычи нефти, сбалансированного использования природных ресурсов. Мы проводим: - консервацию затопленных нефтяных скважин, что предотвратит возможность разливов нефти и загрязнения моря - работы по рекультивации восстановления загрязненных нефтью земель - ликвидацию нефтяных загрязнений на замазученных территориях старых нефтяных промыслов Атырауской и Мангистауской областей Представитель « Гринпис» с вопросом к генеральному директору космодрома «Байконур» в сязи с освоением космоса: Строительство космодрома началось в 1955 году. Прошло всего 18 месяцев от закладки первого здания до первой ракеты. В настоящее время космодром сдается в аренду. Россия ежегодно выплачивает 115 млн. долларов арендной платы. Пока в мировой практике имеется единственный прецедент спасения разгонных блоков, падающих в океан, с их эвакуацией и повторным использованием, как это предусмотрено в американской системе «Спейс – Шатл». Во всех остальных случаях упавшие части разрушаются на поверхности земли или тонут в океане. Сколько же аварий было при запуске ракет? Например, в 1960 г на 41 площадке произошла крупнейшая авария в мировой ракетной технике- несанкционированный запуск на стартовом столе двигателя 2 ступени заправленный МБР Р 16. В результате пожара и взрыва погибло от 92- 150 человек.А мы знаем, что следы заражения местности гептилом – горючим используемым в ракете – носителе сохраняются80 – 100 лет В последнее время становится актуальной проблема « космического мусора». Что вы можете сказать по этой проблеме? Ответ представителя « Байконур» Нас очень заботит « космический мусор» .В данный момент идут работы над проблемой отработавших частей ракеты, прекративших свою активную работу на орбите космических объектов. Когда начиналось строительство « Байконура» учитывались основные требования: 1. малонаселенная территория 2. наличие вблизи водоема( Сырдырья) 3. наличие вблизи железной дороги ( Москва – Ташкент) 4. космодром строился вблизи к экватору, чтобы при запуске ракет учитывалась скорость вращения Земли 5. район должен быть сейсмически безопасным 6. К строительству подходили серьезно. Полностью в данный момент мы не можем устранить, но смягчить рассмотренные вами отрицательные последствия возможно.Сейчас мы планируем строительство стартовых позиций, в районах обеспечивающих падение отделившихся частей.Если подытожить все, то можно сделать вывод, что для устранения отрицательных последствий освоения околоземного пространства, или хотя бы ослабления наносимого природе вреда следует использовать все возможности.Вы говорили о вреде топлива, который используется в ракетах, то идут работы над этим вопросом, или надо ввести запрет на топливо с ядовитыми компонентами, либо все ракеты будут проходить экспертизу на экологическую чистоту продуктов Учитель географии: Прослушав все выступления, мы убедились, что планета серьезно больна. Её поразило вмешательство человека. Давно пора понять, что не Природе нужна защита.Это нам необходимо её покровительство Чистый воздух – чтобы дышать; Кристальная вода – чтобы пить; Вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, Разумно использовать её дары и богатство! А сейчас мы переходим ко второму пункту плана нашего «круглого стола» Задание учащимся: проанализировать различные экологические ситуации и найти пути решения этих проблем Цель задания: сформировать понимание влияния человека на окружающую среду, умение управлять процессом оздоровления окружающей среды самостоятельная работа в группе Вам будет предложен текст для анализа. Вам необходимо сформулировать экологическую проблему, о которой говорится в тексте, определить ее тип, причины возникновения и возможные пути решения По результатам обсуждения вы заполните таблицу. Оцениваться будет ваша активность на уроке и работа с таблицей Работа с текстом., заполнение своей части таблицы. Постараться выделить глобальную, региональную и локальную проблему. Проблема Вид проблемы Причины возникновения Пути решения Проверка заполнения таблицы Выводы: 1. Экологические проблемы являются следствием неразумного воздействия человека на природу. 2.Экологические проблемы могут носить глобальный, локальный или региональный характер. 3. Решение экологических проблем требует системного подхода. 4.Начинать надо с себя. Учитель биологии: Сегодня на уроке мы не сможем решить все экологические проблемы, которые существуют в мире и в Казахстане. Но каждый из нас в ответе за будущее планеты. Сейчас я хочу показать вам « Древо экологии» Листья этого дерева – дни жизни нашей планеты. Каждый лист будет свеж и зелен, поддерживать крону будут равноценные ветви: « Я могу», « Я хочу» , « Я должен». Эти ветви поддерживают ствол ЭКОЛОГИИ, питаемый корнями, составляющими основу. И как представитель каждой организации заполните это древо ( уч- ся записывают , а затем читают) Учитель географии: Просто знать – это еще не все.Знать, чтобы уметь, уметь, чтобы делать. Следовательно, мы должны получить знания, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни, в деле сохранения окружающей нас Вселенной. Рефлексивный блок. Подведение общих итогов.. Рефлексия и оценивание. Что было интересного, сложного, нового? Учащимся выставляются оценки Домашнее задание. В СМИ, Интернете найти примеры экологических проблем, сформулировать их, обозначить причину и предложить пути решения ( если время позволяет )Для того, чтобы подвести итог нашему уроку давайте заполним эту таблицу « Мне это пригодится» Где вам может пригодиться изучаемый на уроке материал? При изучении других школьных предметов В дальнейшей учебе после школы В выбранной вами профессии В самостоятельной жизни | |
Просмотров: 3168 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|