Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Учитель биологии высшей категории КГУ «Неполная средняя школа № 31» Помазанова Надежда Николаевна Интегрированный урок «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» (биология, физическая культура) Тип урока: Интегрированный урок биологии и физкультуры Цели урока: 1. Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений. 2. Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета. 3. Продолжать воспитание учащихся на примерах великих учёных, спортсменов, а также героев художественных произведений. Подготовительная часть: Учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии. Оборудование: 1. Модель скелета человека. 2. Таблицы «скелет человека», « мышцы». 3. Репродукции картин художников (о красоте тела). 4. Интерактивная доска. Ход урока. Организационный момент. - учитель биологии: - Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами, ребята, показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма. Физкультминутка под музыку под руководством учителя физкультуры. (Класс делает упражнения, заранее подготовленные к этому уроку). Основная часть - учитель биологии: - Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность. - вопрос к учащимся: - Как вы думаете, ребята, что означает слово - человек? И какова роль здоровья в его жизни? - слайд: - Человек! Что это означает? Чело-лоб, лицо. Век - столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека - самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь. Теряется здоровье пудами восстанавливается - граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет назад на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным - бегай, Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай». - вопрос кучащимся, слайд: - Какова роль мышечной силы для формирования скелета? - учащиеся: - Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья. - учитель биологии, слайд: - А сейчас немного истории. - учитель физкультуры: - Гимнастика как средство физического воспитания возникла ещё в Древнем Китае и Индии, но особенно развивалась в Древней Греции Греки занимались спортом под лучами солнца .Отсюда и происходит слово «гимнастика». - вопрос к учащимся: - Что говорили великие люди о пользе физических упражнений? - учащиеся, используя подготовленные дома презентации: - Великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали влияние движений на организм. Они сами до глубокой древности занимались гимнастикой. - «Первый российский университет», как называли М.В. Ломоносова, отличался большой физической силой и атлетическим здоровьем. Движение, по его словам, - «вместо лекарства служить может». - Писатель А. И, Радищев глубоко верил, что физическим трудом можно» укреплять тело, а с ним и дух». - Великий русский полководец А.В. Суворов ввел и сам делал военную гимнастику. «Потомство мое. - говорил он, - прошу брать пример». - Современники А.С. Пушкина писали о том, что он был самого крепкого сложения, мускулистый, гибкий, и этому способствовала гимнастика. - Л.Н. Толстой увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом прогулки до 20 и более верст. В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках молодежь, гостившую в Ясной Поляне. - И.Л. Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Много лет он руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге. - учитель биологии, слайд: - О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец И.М. Поддубный 33 года подряд был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил , не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался. Тренированные мышцы И. Поддубного не уступали по объёму и крепости мышцам молодых борцов. - вопрос к учащимся: - Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии? - учащиеся, слайды: - Известен знаменитый волжский богатырь - Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой - эта работа .которая была под силу 8 рабочим. - В парижском музее хранится рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию. - Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъярённого быка. - учитель биологии: - Невольно возникает вопрос? Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения. - учащиеся, исследование представлено в слайдах: В исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов школы (всего 68 человек): 1. Как вы добираетесь в школу/ идете из школы домой: - пешком – 16 - на автобусе – 42 - когда как - 10 2. Как вы поступите, если надо подняться на 5 этаж: - пойду пешком – 11 - поеду на лифте – 55 - не знаю - 2 3. Если тебе нужно что – то срочно рассказать другу, как ты это сделаешь: - позвоню по телефону – 12 - напишу по агенту – 54 - схожу к нему домой - 2 4. Как часто ты занимаешься спортом: - на уроках физкультуры – 36 - кроме уроков физкультуры три раза в неделю хожу на тренировки – 6 - кроме уроков физкультуры два раза в неделю хожу на тренировки – 11 - от случая к случаю – 9 - освобождён от уроков физкультуры, не занимаюсь спортом – 6 - Таким образом, развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни - к ГИПОДИНАМИИ - понижению двигательной активности. - У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Всё это приводит к ускорению старения организма. - учитель биологии: - Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы .Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека. - И сейчас мы постараемся это доказать, решив несколько проблем. Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы. I. Проблема (представлена в виде слайдовой презентации) - Что происходи при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе? - учащиеся: - Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трёхглавой мышцы - заторможены, следовательно двуглавая мышца -сокращается, а трехглавая - расслабляется и рука сгибается в локте. ( показ этих мышц учащимися) - А когда центры двуглавой мышцы - заторможены, нервные центры трёхглавой мышцы - возбуждены, следовательно, двуглавая мышца - расслабляется, а трехглавая мышца -сокращается и рука в локте разгибается, (показ мышц) - Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилья этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц). -учитель физкультуры: - А сейчас мы покажем комплекс упражнений при котором будут задействованы эти группы мышц (учащиеся выполняют упражнения в группах под музыку, можно подобрать различные упражнения для этой группы мышц). - учитель биологии: II. Проблема (представлена в виде слайдовой презентации) - Прямохождение - важная приспособленность человека. Так ли это? - учащиеся: - Да это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперёд. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырёхглавыми мышцами бёдер участвуют в непрерывной работе, связанно с поддержанием равновесия тела. - учитель биологии: - Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии. - учитель физкультуры: - Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для данной группы мышц (выполняют упражнения под музыку). - учитель биологии: - И вот ещё проблема, которая вытекает из предыдущих. III. Проблема (представлена в виде слайдовой презентации) - Работоспособность мышц зависит от ритма Работы? - учащиеся: - Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступит утомление. А это сказывается на функционировании всего организма, - Здесь можно отметить и учащённое дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны. - Учащиеся выполняют комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы. - учитель биологии: - Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему, как: IV Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении? - учащиеся: - Расходуется энергия в результате распада и окисления органи-ческих веществ. Энергия в мышцах накапливается в виде АТФ - При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма. - Учащиеся выполняют комплекс упражнений, которые влияют на мышечное сокращение. - учитель биологии: - Закономерно, расход энергии в мышцах влечёт за собой и увеличение скорости крови по сосудам, а значит и... следующая проблема будет разрешима. V Проблема: Действительно ли к работающим органам поступает больше крови, чем к неработающим? - учащиеся: - Действительно это так .После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно -по покраснению кожи, так как сосуды расширяются, это способствует большей теплоотдаче. - Учащиеся выполняют комплекс упражнений с учащимися - учитель биологии; - В завершении урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузке возникает утомление... VI Проблема: Утомление – это естественный процесс? - учащиеся: - Естественно, без утомления тренировка не даёт ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки объективного утомления, может привести к переутомлению, которое вредно для организма. Эта лишняя нагрузка может привести к переутомлению. Итог урока. - Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили? /учителя выслушивают мнения учащихся/. - учитель биологии, итог урока представлен на слайдах: - Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. | |
Просмотров: 2414 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|