Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Интегрированный урок «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»
Учитель биологии высшей категории
КГУ «Неполная средняя школа № 31»
Помазанова Надежда Николаевна

Интегрированный урок
«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» (биология, физическая культура)

Тип урока:
Интегрированный урок биологии и физкультуры

Цели урока:
1. Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.
2. Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.
3. Продолжать воспитание учащихся на примерах великих учёных, спортсменов, а также героев художественных произведений.

Подготовительная часть:
Учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии.

Оборудование:
1. Модель скелета человека.
2. Таблицы «скелет человека», « мышцы».
3. Репродукции картин художников (о красоте тела).
4. Интерактивная доска.

Ход урока.

Организационный момент.
- учитель биологии:
- Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами, ребята, показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма. Физкультминутка под музыку под руководством учителя физкультуры. (Класс делает упражнения, заранее подготовленные к этому уроку).

Основная часть
- учитель биологии:
- Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.

- вопрос к учащимся:
- Как вы думаете, ребята, что означает слово - человек? И какова роль здоровья в его жизни?

- слайд:
- Человек! Что это означает? Чело-лоб, лицо. Век - столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека - самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь. Теряется здоровье пудами восстанавливается - граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет назад на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным - бегай, Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай».

- вопрос кучащимся, слайд:
- Какова роль мышечной силы для формирования скелета?

- учащиеся:
- Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

- учитель биологии, слайд:
- А сейчас немного истории.

- учитель физкультуры:
- Гимнастика как средство физического воспитания возникла ещё в Древнем Китае и Индии, но особенно развивалась в Древней Греции Греки занимались спортом под лучами солнца .Отсюда и происходит слово «гимнастика».

- вопрос к учащимся:
- Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?

- учащиеся, используя подготовленные дома презентации:
- Великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали влияние движений на организм. Они сами до глубокой древности занимались гимнастикой.
- «Первый российский университет», как называли М.В. Ломоносова, отличался большой физической силой и атлетическим здоровьем. Движение, по его словам, - «вместо лекарства служить может».
- Писатель А. И, Радищев глубоко верил, что физическим трудом можно» укреплять тело, а с ним и дух».
- Великий русский полководец А.В. Суворов ввел и сам делал военную гимнастику. «Потомство мое. - говорил он, - прошу брать пример».
- Современники А.С. Пушкина писали о том, что он был самого крепкого сложения, мускулистый, гибкий, и этому способствовала гимнастика.
- Л.Н. Толстой увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом прогулки до 20 и более верст. В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках молодежь, гостившую в Ясной Поляне.
- И.Л. Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Много лет он руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.

- учитель биологии, слайд:
- О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец И.М. Поддубный 33 года подряд был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил , не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался. Тренированные мышцы И. Поддубного не уступали по объёму и крепости мышцам молодых борцов.

- вопрос к учащимся:
- Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?

- учащиеся, слайды:
- Известен знаменитый волжский богатырь - Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой - эта работа .которая была под силу 8 рабочим.
- В парижском музее хранится рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.
- Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъярённого быка.

- учитель биологии:
- Невольно возникает вопрос? Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.

- учащиеся, исследование представлено в слайдах:
В исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов школы (всего 68 человек):
1. Как вы добираетесь в школу/ идете из школы домой:
- пешком – 16
- на автобусе – 42
- когда как - 10
2. Как вы поступите, если надо подняться на 5 этаж:
- пойду пешком – 11
- поеду на лифте – 55
- не знаю - 2
3. Если тебе нужно что – то срочно рассказать другу, как ты это сделаешь:
- позвоню по телефону – 12
- напишу по агенту – 54
- схожу к нему домой - 2
4. Как часто ты занимаешься спортом:
- на уроках физкультуры – 36
- кроме уроков физкультуры три раза в неделю хожу на тренировки – 6
- кроме уроков физкультуры два раза в неделю хожу на тренировки – 11
- от случая к случаю – 9
- освобождён от уроков физкультуры, не занимаюсь спортом – 6

- Таким образом, развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни - к ГИПОДИНАМИИ - понижению двигательной активности.
- У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Всё это приводит к ускорению старения организма.

- учитель биологии:
- Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы .Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.
- И сейчас мы постараемся это доказать, решив несколько проблем. Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

I. Проблема (представлена в виде слайдовой презентации)
- Что происходи при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?

- учащиеся:
- Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трёхглавой мышцы - заторможены, следовательно двуглавая мышца -сокращается, а трехглавая - расслабляется и рука сгибается в локте. ( показ этих мышц учащимися)
- А когда центры двуглавой мышцы - заторможены, нервные центры трёхглавой мышцы - возбуждены, следовательно, двуглавая мышца - расслабляется, а трехглавая мышца -сокращается и рука в локте разгибается, (показ мышц)
- Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилья этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).

-учитель физкультуры:
- А сейчас мы покажем комплекс упражнений при котором будут задействованы эти группы мышц (учащиеся выполняют упражнения в группах под музыку, можно подобрать различные упражнения для этой группы мышц).

- учитель биологии:
II. Проблема (представлена в виде слайдовой презентации)
- Прямохождение - важная приспособленность человека. Так ли это?

- учащиеся:
- Да это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперёд. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырёхглавыми мышцами бёдер участвуют в непрерывной работе, связанно с поддержанием равновесия тела.

- учитель биологии:
- Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.

- учитель физкультуры:
- Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для данной группы мышц (выполняют упражнения под музыку).

- учитель биологии:
- И вот ещё проблема, которая вытекает из предыдущих.
III. Проблема (представлена в виде слайдовой презентации)
- Работоспособность мышц зависит от ритма Работы?

- учащиеся:
- Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступит утомление. А это сказывается на функционировании всего организма,
- Здесь можно отметить и учащённое дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.

- Учащиеся выполняют комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.

- учитель биологии:
- Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему, как:
IV Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?

- учащиеся:
- Расходуется энергия в результате распада и окисления органи-ческих веществ. Энергия в мышцах накапливается в виде АТФ
- При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.

- Учащиеся выполняют комплекс упражнений, которые влияют на мышечное сокращение.

- учитель биологии:
- Закономерно, расход энергии в мышцах влечёт за собой и увеличение скорости крови по сосудам, а значит и... следующая проблема будет разрешима.

V Проблема: Действительно ли к работающим органам поступает больше крови, чем к неработающим?

- учащиеся:
- Действительно это так .После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно -по покраснению кожи, так как сосуды расширяются, это способствует большей теплоотдаче.

- Учащиеся выполняют комплекс упражнений с учащимися

- учитель биологии;
- В завершении урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузке возникает утомление...
VI Проблема: Утомление – это естественный процесс?

- учащиеся:
- Естественно, без утомления тренировка не даёт ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки объективного утомления, может привести к переутомлению, которое вредно для организма. Эта лишняя нагрузка может привести к переутомлению.

Итог урока.
- Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили? /учителя выслушивают мнения учащихся/.

- учитель биологии, итог урока представлен на слайдах:
- Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке.
Категория: Биология | Добавил: @Lika (2013-03-21) | Автор: Помазанова Надежда Николаевна E
Просмотров: 2414 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru