Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Открытый урок
Тема: Разнообразие грибов.

Задачи:
Образовательные:
дать представление о шляпочных грибах, об особенностях их строения и условиях жизни; научить различать по внешним признакам съедобные и ядовитые грибы;
Коррекционно-развивающие: развитие познавательной деятельности через самостоятельную работу; внимание и память через различные приемы повторения изученного, используемую наглядность.
Воспитательные: формировать интерес к теме, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки и муляжи грибов, таблица «Грибы», ТСО (ноутбук, проектор, экран), презентация «Разнообразие грибов».
Индивидуальная работа: работа по карточкам.
Тип урока: урок сообщение новых знаний.
Вид урока: урок-презентация.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Повторение пройденного (фронтальный опрос)
Мозговой штурм
1.Какие организмы изучили на прошлом уроке?
2.Какие организмы – бактерии?
3.Как размножаются бактерии?
4.Назовите болезни, которые возникают у человека от заражения болезнетворными бактериями?
5. Где скапливаются больше бактерий, а где меньше?
6. Расскажите о пользе молочнокислых бактерий?
7.Объясните, почему нельзя есть немытые фрукты и овощи?
III. Изучение нового материала (сопровождается с показом слайдов).
1.Вводная часть
Рефлексия настроения.
(Слайд 1)
Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы.
- Для этого закройте глаза. Прислушайтесь.
- Где вы сейчас? Вдохните глубоко-глубоко чистый лесной воздух.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы..

2.Сообщение новой темы. Постановка целей урока
(Слайд 2)
Тема урока «Разнообразие грибов». Мы совершим путешествие в удивительный мир грибов. Познакомимся c шляпочными грибами, их особенностями, значением в природе и жизни человека. Научимся распознавать съедобные и ядовитые грибы и узнаем, как правильно собирать их. И чтобы наше путешествие было интересным и занимательным вы должны уметь ответить на вопросы и выполнить задания.
3.Объяснение нового материала (рассказ учителя)
1) Какие организмы – грибы? (Слайд 3,4)
Грибы составляют особое царство живых организмов. Данное открытие ученые сделали сравнительно недавно, ранее грибы относили к царству растений.
Существует целая наука о грибах – микология.
2) Строение шляпочных грибов (рассказ учителя) (Слайд 5,6)
Многие из вас видели грибы в лесу и на рисунках. Но мало кто из вас знает, что собираем мы в корзинку не грибы, а плодовое тело гриба. Сам гриб живет в почве и выглядит как ветвистые белые нити. Это сплетение нитей называют грибницей.
Грибы появляются в природе в теплую и влажную погоду летом, осенью, даже весной. Наиболее известные всем шляпочные грибы, имеющие шляпку и ножку. С нижней стороны шляпки могут плотно располагаться или трубочки или пластинки. Отсюда и названия шляпочные трубчатые или пластинчатые грибы.
3) Показ и чтение названий трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов (Один ученик из комплекта муляжей грибов называет трубчатые, а другой пластинчатые шляпочные грибы).
(Слайд 7)

Шляпочные грибы


трубчатые пластинчатые

белый гриб сыроежки
подберезовик опята
подосиновик шампиньоны
маслята лисички

4) Практическая работа: по влажным препаратам определяют шляпочные грибы по строению нижней части гриба.

5) Питание грибов ( рассказ учителя).
(Слайд 8)

Многие грибы поселяются на корнях деревьев. Это выгодно и грибам, и растениям.
Деревья получают от грибов воду и минеральные вещества. А от деревьев грибы получают готовые органические вещества.
Запомните ребята, грибы не растения! Они не могут сами создавать органические вещества из неорганических. Грибы никогда не цветут. Поэтому у них, никогда не бывает плодов и семян. А как же они размножаются?
6) Размножение грибов (комментированное чтение ученика с учебника «Естествознание» стр. 118, 5 абзац)
В результате чтения учащиеся узнают, что грибы размножаются при помощи спор (Слайд 9)
7)Физминутка.
-Как называется главная часть гриба?
-Где находится грибница?
Представьте себе, что вы грибница. Пошел теплый дождик! Грибница развивается, начинают появляться плодовые тела. Представьте, что вы шляпочный гриб.
8) Чтение стихотворения «Подари мне сказку лес»

Подари мне сказку, лес,
Не жалей своих чудес!-
Эхо замерло в дали,
Унеслось на край земли.
И шепнула мне листва
Очень добрые слова:
Вот возьми цветочек синенький,
Вот тебе цветочек розовый,
Под осиной – подосиновик,
Под березой – подберезовик!
М.Пляцковский
9) Съедобные грибы (Слайд 10,11) (рассказ учителя и сообщение учащихся о съедобных грибах и грибах региона).
Люди употребляют грибы в пищу давно (жареные, вареные, соленые). Грибы богаты питательными веществами. В грибах содержатся много необходимых организму человека белков и жиров, а также минеральных веществ – кальция, калия, фосфора, йода, железа.
Лучшие съедобные грибы – это белые (боровики), подосиновики, подберезовики, грузди. Их названия обычно показывают, где обитают эти грибы.
В нашем лесу растут белые грибы, грузди, шампиньоны, маслята, лисички, валуи, вешенки, сыроежки, подберезовики, подосиновики.
В начале августа в бору можно собирать маслят. Ближе к концу августа и сентябрь, пока не ударят морозы можно собирать валуи, грузди, белые грибы, вешенки. В лесополосах образуя дорожки, растут валуи.

Белый гриб
Белые грибы появляются в течение всего лета и осенью. Белые грибы редко встречаются по одиночке. Шляпка белого гриба может быть до 30 сантиметров в диаметре. Она бывает разных оттенков, от светло – коричневого до красновато – коричневого, иногда с фиолетовым отливом. Белые грибы растут в дубовых, еловых и в сосновых лесах.
Груздь
Грузди бывают белые, лиловеющие, чёрные, жёлтые. Белый или настоящий груздь с желтоватой бахромой на шляпке – один из самых любимых грибов с давних времён. Это первоклассный гриб для засолки. Растут белые грузди в берёзовых или смешанных лесах. Сырых мест груздь не любит.
Рыжик
Волнушкин братец рыжик – самый вкусный из грибов. Его ценят наравне с белым, а может даже выше. В засолке рыжик превосходит все грибы. Рыжики можно варить, жарить и даже есть сырыми! Если рыжик разломить, то на мякоти можно увидеть капельки сока. Чаще всего сок бывает белого цвета, как молоко такие грибы называются млечниками. Растут рыжики в сосновых и еловых лесах.

10) Информация о несъедобных грибах (Слайд 12) (рассказ учителя, чтение текста учеником)
На доске запись из 5 слов –мухомор, подосиновик, белый гриб, подберезовик, лисички.
-Найдите лишнюю запись (Мухомор)
-Не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные, ядовитые. Какой гриб самый ядовитый вы узнаете, прочитав фрагмент текста учебника «Естествознание» - с.120, 5 абзац (Бледная поганка).
-Как узнать этот несъедобный гриб?
Самые опасные для жизни человека гриб - это бледная поганка. В теле этого гриба находится смертельный яд. Поэтому бледную поганку нельзя даже трогать! Иногда бледную поганку путают со съедобными шампиньоном. Однако если внимательно посмотреть, эти грибы различаются. У шампиньона пластинки под шляпкой розовые, а у ядовитой поганки белые. У поганки на ножке имеется белая пленочка, как юбочка.
Нередко в лесу встречаются мухоморы (догадайтесь, почему их так назвали).
Шляпки мухоморов ярко-красные, оранжевые. С белыми крапинками. Эти грибы очень красиво. Однако собирать их нельзя, так как они содержат ядовитые вещества не только для мух, но и для людей. Но собирать и топтать мухоморы нельзя, так как они служат кормом для лосей и оленей.
11) Грибы-двойники (Слайд 13,14,15,16) (рассказ учителя)
1.Все любят собирать грибы. В наших лесах они появляются в начале лета и растут до глубокой осени. Но иногда нас сбивают с толку грибы-двойники. Например, у белого гриба есть два ядовитых двойника: желчный гриб (горчак) и чертов гриб. Однако отличить их несложно. Если у белого гриба надрезанная мякоть остается белой, то у горчака становится розовой, а у чертова гриба сначала краснеет, затем синеет.
2. Съедобную лисичку можно отличить от ядовитой по цвету шляпки. У настоящей лисички она оранжево-желтая с изогнутыми гофрированными краями, а у ложной - красновато-оранжевая с ровными краями.
3. Ядовитые опенки, в отличие от съедобных, не имеют на своей ножке белого кольца. Цвет их шляпок - желто-зеленый, а у настоящих - желто-коричневый. Бледная поганка напоминает шампиньон. Но у поганки ножка книзу утолщена, а в верхней части имеется «воротничок».

Как отличить шампиньон от бледной поганки?

• У шампиньона на ножке есть юбочка.
• Пластинки на шляпке от темно-розовых до темно-коричневых или фиолетовых. • Бледная поганка на ножке имеет колечко.
• У основания ножки имеется клубневидное утолщение.
• Пластинки на шляпке всегда бледно-зеленоватые или чуть желтые.

4. Мухоморы - грибы ядовитые. Но лоси лечатся ими от паразитических червей. Нельзя уничтожать любые грибы. Все они полезны лесу. Ведь грибница обеспечивает корни растений водой и минеральными веществами. Грибы - мусорщики в лесу. Они разрушают опавшую листву, ветки, сучья, пни деревьев.

Существует правило: никогда не брать грибы, которые не знаешь!
12) Правила сбора грибов (17,18) (рассказ учителя, беседа)
- Когда грибов в лесах очень много? (в теплую дождливую погоду)
- Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства небезграничны. Для иного грибника набрать грибов побольше - главная цель похода в лес. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца грибница высохнет и погибнет.
Для настоящего грибника поход за грибами радостная встреча с грибом, с лесом. Приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет да еще полюбуется им, и только потом положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет.
Помните:
- Не нарушай мох.
- Не разрушай грибницу.
- Гриб срежь ножом или выкрути. Ямку засыпь землей и прикрой мхом.
- Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.

Правила сбора грибов.
 собирайте только те грибы, которые хорошо знаете;
 не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные;
 не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте грибы ножом, так как остающиеся пеньки загнивают и грибница разрушается;
 считается, что гриб лучше выкрутить из грибницы, а образовавшуюся ямку присыпать листьями.
 не собирайте грибы около дорог и промышленных предприятий – грибы имеют способность накапливать вредные и ядовитые вещества;

(Если вы нашли в лесу хорошие съедобные грибы, надо правильно их собрать.
Прежде всего, осторожно освободите гриб от сухих листьев и травы. Затем, прокручивая ножку гриба, выверните его из грибницы. Не следует срезать гриб ножом или отрывать ножку, так как после этого оставшаяся часть (пенек) может загнить и заразить другие плодовые тела гриба и погубить всю грибницу).Стр.121.
13) Как же правильно приготовить грибы?(Слайд 19,20 ) ( выступление учащихся)
• Перед приготовлением в пищу грибы хорошо вымыть;
• Варить не менее 30 минут;
• Потом грибы можно жарит, мариновать, солить.
Маслят и опят после обработки можно сразу жарить. Валуи и грузди замачивают в течении 3-4 дней периодически меняя воду. Затем очищаем от песка и червей.. Варим в течении 30-40 минут в подсоленной воде. Процеживаем, накладываем в банки, заливаем рассолом держим в течении 40 дней в прохладном месте. Самые вкусные - белые грибы.
Грибы удивительны и красивы. Ими любуются, изучают, рисуют и конечно же складывают о них пословицы и поговорки. Наше путешествие в царство грибов продолжается, мы многое узнали о грибах. Теперь нам можно передохнуть, остановимся на привал. Вспомним самое главное правило поведение в лесу (Ребята вспоминают правила поведения на природе).
IV Закрепление изученного.
1.Игра «Дополни»
Участвуют учащиеся по желанию. Из комплекта карточек «Грибы» нужно отобрать съедобные и ядовитые грибы.

2.Игра «Недостающий гриб»
На доске в два ряда расположены изображения грибов:
Белый гриб, подосиновик, подберезовик, мухомор, лисички, бледная поганка.

Белый гриб Подберезовик Подосиновик ?
Мухомор Бледная поганка лисички Ложные опята

Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд – вместо знака вопроса? Почему именно ее? (Лисички, съедобные грибы)
3. Игра «Лишняя картинки»
На доске расположены изображения грибов; белый гриб, подберезовик, подосиновик, рыжики. Найдите лишнюю картинку. Почему вы считаете, что именно она лишняя? К каким общим понятием можно назвать три оставшихся гриба? ( Рыжик - пластинчатый гриб, все остальные – трубчатые)
4. Игра «Да» или «Нет»
Тест «Грибы - это грибы». Я задаю вопрос, дети отвечают да (+), нет (-).
1) Грибы - это растения? -
2) Ложные опята. Бледная поганка - ядовитые грибы? +
3) Рыжики, лисичка - съедобные грибы? +
4) Подберезовик растет под березой? +
5) Лось ест мухомор? +
6) Самый ядовитый гриб - мухомор? -
7) Съедобен ли дождевик? +
8) Грибница губит деревья? –
9) Можно ли собирать грибы вдоль дорог и около заводов? –
5. Беседа по вопросам;
1.Какими живыми организмами мы сегодня познакомились?
2.Как питаются грибы?
3.Каково строение гриба?
4.Как размножаются грибы?
5.Назовите съедобные грибы, которые вы собирали?
6. Какие ядовитые грибы вы знаете?
7.Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «боровик»?
8.Как правильно собирать грибы?
9.Почему грибы в лесу нельзя ломать и растаптывать?
Заключение:
Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы узнали много нового и интересного об этих удивительных созданиях матушки-природы грибах. Узнали интересное о грибах, научились различать съедобные и ядовитые грибы, показали свои знания, наблюдательность. Усвоили, что надо любить природу во всех формах ее проявления, охранять и приумножать ее богатства. Путешествие удалось на славу. Из вас получатся хорошие грибники, а лес, наш друг, будет ждать вас всегда.
V Домашнее задание страница 120-122, вопросы с.122
VI Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.
1.О чем мы говорили на уроке?
2. Что мы делали на уроке, чтобы лучше знать о грибах?
VII Окончание урока.
Категория: Биология | Добавил: shine (2013-03-26) | Автор: Намазбаева Айгуль Алибековна
Просмотров: 1911 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru