Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока «Рибонуклеиновые кислоты. АТФ.» Цели и задачи урока: • Образовательные: o сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, видах РНК; o раскрыть роль РНК в живой природе. • Развивающие: o развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц работа в on-lain, создание презентаций в программе PowerPoint); o развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул РНК); o развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание). • Воспитательные: o воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий; o воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. План урока: I. Организационный момент (1-2 мин.) II. Проверка знаний (5мин) Компьютерное тестирование III. Изучение новой темы (18-25 мин.) 1. Мотивация к уроку. (1-2 мин.) 2. История открытия РНК, состав, строение и виды молекул (объяснение учителя в ходе показа слайдов). (5 мин) 3. Работа в группах (Самостоятельное изучение темы, составление презентации).(15 мин) 4. Защита темы, заполнение сводной таблицы. (10 мин.) IV. Повторение и закрепление материала Компьютерное тестирование V. Домашнее задание и подведение итогов (2мин.) Материалы и оборудование: • мультимедийный класс с доступом в интернет; • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран); • слайдовая презентация “Рибонуклеиновые кислоты. АТФ”, • фрагмент видеофильма о молекулах нуклеиновых кислот; • программа тестовой оболочки; • модуль урока на партах; • контрольные листы на партах; ХОД УРОКА I. Организационный момент (1-2 мин.) II. Проверка знаний (5мин) Компьютерное тестирование (тест прилагается) III. Изучение новой темы (18-25 мин.) Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности – Из всего, что нас окружает, самой необъяснимой кажется жизнь. Мы привыкли, что она всегда вокруг нас и в нас самих, и потеряли способность удивляться. Но пойдите в лес, взгляните так, будто вы их увидели впервые, на деревья, траву, цветы, на птиц и муравьев, и вас охватит чувство беспомощности перед лицом великой тайны жизни. Неужели во всем этом есть нечто общее, нечто такое, что объединяет все живые существа, будь то человек или невидимый глазом микроб? Что определяет преемственность жизни, ее возрождение вновь и вновь из поколения в поколение? Эти вопросы стары как мир, но только во второй половине ХХ века посчастливилось впервые узнать ответы. В сущности, ответы оказались не слишком сложными и, главное, ослепительно красивыми. Сегодня на уроке мы продолжаем отвечать на вопрос: “Что такое жизнь?” в теме изучения новой науке молекулярная биология, с помощью которого можно проникнуть в тайны природы. ЦЕЛЬ: в результате овладения содержанием темы урока должны знать историю открытия и изучения рибонуклеиновых кислот виды рибонуклеиновых кислот особенности строения и функции рибонуклеиновых кислот особенности строения и функции АТФ История открытия РНК, состав, строение и виды молекул. Нуклеиновые кислоты в ядре клетки были открыты швейцарским биохимиком Фридрихом Мишером в 1869 году, задолго до выяснения их роли в передаче наследственной информации. Наиболее полную информацию об их химическом строении получил Фабус Арон Теодор Левин (1869–1940), американский учёный, родившийся в России и получивший образование в Петербурге. Длительное время ученые разгадывали загадку о том, что является посредников в передаче информации с ДНК на место синтеза белка из аминокислот. Данное открытие принадлежит американским биохимикам Томасу Чеку и Сидни Альтману. В 70-х годах ХХ века они одновременно раскрыли роль молекулы-посредника между ДНК и белками. Ею оказалась молекула, родственная ДНК и РНК. Молекулы РНК являются полимерами, мономерами которых являются рибонуклеотиды. Рибонуклеотид — состоит из остатков трех веществ: 1)азотистого основания, 2) пятиуглеродного моносахарида (пентозы) и 3) фосфорной кислоты. Азотистые основания РНК также относятся к классам пиримидинов и пуринов. Пиримидиновые основания РНК — урацил, цитозин, пуриновые основания — аденин и гуанин. Моносахарид нуклеотида РНК представлен рибозой. В отличие от ДНК, РНК образована не двумя, а одной полинуклеотидной цепочкой (исключение — некоторые РНК-содержащие вирусы имеют двухцепочечную РНК). Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой, образую третичную структуру. Цепи РНК значительно короче цепей ДНК. Имеет одну полинуклеотидную цепочку. Существует три основных класса нуклеиновых кислот: информационная (матричная) РНК - и РНК (м РНК), транспортная РНК - т РНК, рибосомная - р РНК. Кроме того, в клетках имеются и другие типы РНК, выполняющие вспомогательные функции. Все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза в ядрышке. Для синтеза нуклеиновых кислот клетке необходима энергия. Источником такой энергии является АденозинТриФосфорная кислота. Работа в группах (Самостоятельное изучение темы, составление презентации) Защита темы, заполнение сводной таблицы вид НК строение местоположение в клетке выполняемые функции иРНК АО(АГиУЦ)–рибоза–остатокН3РО4 Вторичная структура –двуспиральные участки (шпильки) Ядрышко Ядро клетки Цитоплазма Рибосома 1.перенос информации от ДНК к рибосомам 2. матрица для синтеза белка рРНК АО(АГиУЦ)–рибоза–остатокН3РО4 Несколько молекул рРНК, составляют малую и большую субъединицы рибосомы. Ядрышко Рибосома 1. компонент рибосом 2. взаимодействие рибосомы и тРНК; 3.связывание рибосомы и иРНК тРНК АО(АГиУЦ)–рибоза–остатокН3РО4 Вторичная структура- форма клеверного листа Ядрышко Цитоплазма Митохондрии транспорт аминокислот к месту синтеза белка, к рибосомам АТФ АО(А) – рибоза –три остатка Н3РО4 Митохондрии Хлоропласты Цитоплазма Аккумулирует энергию, которая расходуется в клетке на процессы идущие с затратой энергии Обобщение - просмотр видеоролика. IV. Повторение и закрепление материала Компьютерное тестирование (тест прилагается) V. Домашнее задание и подведение итогов (2мин.) Выберите домашнее задание, определив самостоятельно уровень усвоения темы. 1 уровень «усвоил тему, выполнил тест на «5»есть желание узнать больше» -дополнительное задание: «открытие РНК интерференции» 2 уровень «затруднялся в вопросах урока, допустил ошибки» - §11, тест учебника стр44 3 уровень «не усвоил тему, было трудно понять» - индивидуальное занятие | |
Просмотров: 4545 | Комментарии: 7 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|