Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Викторина по биологии.Колесо истории. О ком рассказано?
Занимательная викторина по биологии.
Колесо истории. О ком рассказано?
Цель: формировать учебно-познавательные компетенции учащихся, содействовать расширению кругозора, знаний учеников о жизнедеятельности известных ученых и их роли в развитии биологии, развивать интерес к знаниям.

Эпиграф:
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. С. Пушкин.

1.Он родился 25 ноября 1887 г. в Москве. Судьба уготовила тяжелые испытания, которых он мог бы избежать, отказавшись от своих убеждений. Но честный человек, выдающийся ученый не предал дела, которому посвятил жизнь. Трагическая смерть в заключении настигла его в 1943 г. (Н.И.Вавилов)
2. В 1831 г. он окончил университет и в том же году по рекомендации профессора Генслоу был принят в качестве натуралиста на корабль «Бигль», отправившийся в кругосветное путешествие. Это путешествие, писал он позднее, «было самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность». Ступив на борт корабля сторонником идеи постоянства видов, он по возвращении из экспедиции начал сомневаться в ее справедливости. Во время путешествия он собрал большой фактический материал, обобщение которого привело к выводам, обусловившим подготовку к крутому перевороту в его мировоззрении. ( Ч. Дарвин)
3. Ему выпала великая честь выявить роль бактерий как возбудителей заболеваний. Молодому увлеченному, мечтательному врачу после окончания Геттингенского университета приходилось заниматься практикой в разных местах Германской империи, далеких от центров научной жизни. Порой он был единственным лекарем во всей округе. В любую минуту доктор мог потребоваться своим пациентам - его вызывали и днем и ночью. Как-то раз на день рождения своего супруга фрау подарила ему микроскоп. Он принялся изучать все, что попадало под руку, часами не выходил из маленькой комнатки. Однажды он решил рассмотреть через микроскоп каплю крови овцы, павшей от сибирской язвы. То, что он увидел в капле крови, заставило его призадуматься. Среди кровяных шариков он заметил какие-то коротенькие палочки. Иногда они склеивались вместе и тогда делались похожими на тонкие нити. В крови здоровых животных он не наблюдал таких палочек или нитей. Теперь уже он не мог оторваться от своих исследований. Он так заинтересовался непонятными палочками, что решил потратить свои скудные сбережения на покупку белых мышеи. Так в практику исследователей-бактериологов вошли лабораторные животные — мыши. (Роберт Кох)
4. В последние годы жизни он жил в страшной бедности. Ослеп, но продолжал работать над своими произведениями, которые диктовал дочери Корнелии. Умер ученый 18 декабря 1829 г. В 1909 г. в связи со столетним юбилеем выхода в свет «Философии зоологии» ему в Париже был воздвигнут памятник. Через много лет после смерти французского естествоиспытателя потомки оценили его труды и признали великим ученым. В своем знаменитом труде «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвин доказал правильность его теории. Вновь ожила и прочно вошла в биологическую науку идея исторического развития организмов. (Жан Батист Ламарк)
5. Через несколько лет он вернулся на родину не только доктором, но и ботаником с европейским именем, хотя поначалу жизнь на родине оказалась трудной. У молодого врача не было пока пациентов, а слава натуралиста денег не приносила. Ученый даже собирался уехать в Голландию: в стране цветоводов он мог бы получить хорошее место как ботаник. И вдруг ему повезло: удалось вылечить больного, которого считали безнадежным. Неожиданно пришла и врачебная слава, а с ней — большое число пациентов. Но молодому ученому хотелось заниматься научной работой. В 1741 г. он стал профессором в родном Упсальском университете, а вскоре и первым президентом Шведской Академии наук, был удостоен дворянского звания. Он мог заслуженно гордиться собой, ибо все, чем он прославился, было достигнуто его собственной волей и собственным трудом.
К этому времени ученого знал весь научный мир. Среди его учеников были и русские. Он вел обширную переписку со многими петербургскими ботаниками, получал гербарии с описанием растений, произрастающих на разных территориях страны, а в 1754 году был избран почетным членом Петербургской Академии наук.
(Карл Линней)
6. Ученый умер 6 января 1884 г. В некрологе среди многочисленных званий и заслуг ученого не было упоминания о том, что он является открывателем закона наследственности.
Через 16 лет, на пороге XX века, вся биологическая наука была взбудоражена сообщением о вторично открытых законах этого ученого. В 1900 г. де Фриз в Голландии, Э. Чермак в Австралии и Карл Корренс в Германии независимо друг от друга переоткрыли законы ученого и признали его приоритет.
Переоткрытие этих законов вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов— генетики.
(Грегор Иоганн Мендель)
7. Ученый родился в деревне Ивановке, близ Харькова. Его отец был офицером царской охраны, а мать — дочерью известного еврейского писателя Льва Неваховича. Харьковский лицей он закончил с золотой медалью. В девятнадцать лет он уже стал выпускником Харьковского университета. К этому времени у молодого человека имелось несколько печатных работ. После окончания университета уехал за границу. Парижский период жизни этого ученого — это период зрелости, общего признания и мировой славы. Он проводит исследования самых разнообразных инфекционных заболеваний — тифа, холеры, чумы, туберкулеза и других. А кроме того, ученый изучает и возбудителей этих страшных болезней. Лаборатория в Париже скоро становится центром передовой медицинской мысли, в который стремились со всех концов мира врачи и ученые.
В 1908 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Он получил ее вместе с немецким бактериологом П. Эрлихом за крупнейшие достижения в области иммунологии.
(Мечников Илья Ильич)
8. Он родился в деревне Долгое Пронского уезда Рязанской губернии и почти всю свою жизнь прожил в Козлове, уездном городе Тамбовской губернии.
Его родители были обедневшими дворянами, у которых был небольшой участок земли, и все усилия семьи были направлены на то, чтобы прокормиться. С раннего детства ученый с удовольствием работал в саду. Чтобы прокормиться, устроился механиком на железнодорожный телеграф, однако все свободное время он по-прежнему проводил в саду.
Исследовательская работа началась в крошечном палисаднике около их дома. На таком клочке земли он мог посадить лишь несколько плодовых деревьев. Только в 1895 г. ему удалось купить у слободского попа клочок бросовой земли на берегу речки Лесной Воронеж. Там он и начал ставить свои опыты.
Позже в городе Козлове на базе его питомника, занимавшего девять десятин, был организован Всесоюзный центр научного и промышленного плодоводства и растениеводства. А город Козлов переименовали в город, носящий фамилию этого ученого.
(И.В.Мичурин)
9. Исследуя механизм возникновения рефлексов, ученый начал изучать деятельность головного мозга. Наблюдая за работой слюнных желез, он заметил, что собака выделяет слюну не только при виде пищи, но и если услышит шаги человека, несущего ее. Такую реакцию у собаки можно было вырабатывать не только на звук шагов, но и на звон колокольчика, запах, свет и т.д. Ответы организма на внешние воздействия — рефлексы — он разделил на врожденные (безусловные) и приобретенные в течение жизни (условные). Поиски пищи, защита от врагов, даже такие сложные действия, как строительство гнезд, — все это безусловные рефлексы, присущие животным от рождения. Выполнение животными команд дрессировщика относится к условным рефлексам. Они вырабатываются на определенное условие. Но рефлекс может исчезнуть, затормозиться. Торможение может быть внешним. Например, можно приучить собак к кормлению на включение лампочки, а затем сопроводить включение лампочки с непривычным для нее громким звуком, шумом. Условный рефлекс может не проявиться. Именно поэтому для опытов с условными рефлексами в институте было выстроено особое здание — «Башня молчания» со стенами, не пропускающими звук.
Ученый выделил две сигнальные системы у человека и у животных. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из внешней среды. Это первая сигнальная система. Но, в отличие от животных, у него имеется и вторая сигнальная система — речевая. Она социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми, вторая сигнальная система не развивается.
Академией наук была учреждена премия его имени за лучшую работу в области физиологии и золотая медаль его имени за работы по развитию учения.
(Павлов Иван Петрович)
10. Он был одним из первых пропагандистов дарвинизма в России. Еще в студенческие годы будущий ученый напечатал в журнале «Отечественные записки» свои статьи о теории Ч. Дарвина, а на последнем курсе университета издал их в виде отдельной книги «Краткий очерк теории Дарвина». Из этих статей впоследствии вырос его замечательный труд — книга «Чарлз Дарвин и его учение». Отличающаяся глубиной и ясностью трактовки основ дарвинизма, эта работа сыграла выдающуюся роль в пропаганде идей Дарвина среди научной общественности России.
В 1877 г. он посещает английского естествоиспытателя в его имении Даун. Беседа с ним еще больше воодушевила ученого и убедила в правильности собственных взглядов на эволюционную теорию.
Заслуги этого ученого признаны во всем мире. Он являлся членом Лондонского королевского общества, почетным доктором многих университетов, членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества. (Тимирязев Климент Аркадьевич)
11. Он переезжает в город Лилль и становится руководителем лаборатории одной из винодельческих фирм. Ученый решил найти средство борьбы с болезнями вина — нарушениями процесса брожения, от которых ухудшалось качество пищевых продуктов. Работая над этой проблемой, сделал свое главное открытие. В 1857 году он опубликовал статью, в которой доказал, что причиной брожения являются возникающие в вине вредные бактерии. Немного позже доказал, что и инфекционные заболевания также вызываются попавшими в организм бактериями. Таким образом, ученый показал, что борьба с микроорганизмами должна стать главным способом борьбы с инфекционными заболеваниями.
Проделав тысячи опытов на животных, пришел к выводу, что болезнетворные свойства микробов можно ослаблять. Если животному сделать прививку, то есть ввести в его организм ослабленные микробы, то оно становится невосприимчивым к данной заразной болезни. Поскольку основным животным, с которым работал ученый , была корова, он назвал открытый им способ вакцинацией (от латинского vacca — корова).
Он разработал способы получения вакцин, защищающих скот от различных болезней. Предложенная им система профилактических прививок позволила предотвратить начавшуюся во Франции эпидемию сибирской язвы — смертельного заболевания коров и овец.
От сибирской язвы он перешел к еще более опасной болезни — бешенству животных. Он создал вакцину, позволявшую защититься и от этого заболевания. Она прекрасно показала себя в экспериментах. А в 1885 году к нему привезли мальчика, сильно искусанного бешеной собакой. Ребенок был обречен на неминуемую смерть, и ученого убедили испробовать на нем свою прививку. Эффект превзошел все ожидания — мальчик остался в живых.
С этого времени работа ученого приобретает всемирную известность. Правительства различных стран обращаются к нему с предложениями об открытии специальных станций по производству прививок от бешенства. Объявляется международная подписка, и на собранные деньги в Париже строится специальный институт, названный его именем. В его стенах работали крупнейшие ученые того времени: например, восемнадцать лет отдал этому институту крупнейший русский биолог И. Мечников. (Луи Пастер)

12. Выдающийся биолог много ездил по разным странам и стал широко известен в мире своими работами по генетике и той науке, которую впоследствии стали называть молекулярной биологией.
В 1933 г. он находился в Германии, в это время к власти пришли фашисты, а в СССР развернулся «революционный» террор. Ученый с семьей оказался в труднейшей ситуации. Он рвался домой, но друзья остановили его, передав: «Не возвращайся — погибнешь!»
В это время арестовывали и расстреливали многих ученых. Травили Н И. Вавилова, Н. К. Кольцова, убили Карпеченко, Левитского. В 1938 г. был расстрелян брат ученого Владимир Владимирович — инженер Путиловского завода. И известный биолог остается в Германии с советским паспортом.
С началом Великой Отечественной войны генетика в Германии стала наукой, используемой нацистами для обоснования расового неравенства. Началось уничтожение евреев и военнопленных в лагерях смерти.
Его старший сын Дмитрий, талантливый и яркий студент, стал одним из организаторов подпольного Берлинского бюро компартии. Вскоре Дмитрий был арестован. Отцу была предложена страшная сделка: цена освобождения сына — сотрудничество с фашистами. И он отказался. Дмитрий был переведен из тюрьмы в концлагерь Маутхаузен, откуда не вернулся.
В 1945 году ученый получил приглашение возглавить в СССР исследования по генетическим последствиям радиационных поражений — начиналась эра атомного оружия. Однако вскоре был «по ошибке» арестован, и след его затерялся в ГУЛАГе. Когда его разыскали, он был при смерти от голода. В больнице министерства госбезопасности его вылечили, и он, оставаясь заключенным, стал руководить секретным научным институтом на Урале. Он «вышел на поверхность», получил свободу (не будучи реабилитирован) лишь в 1955 году.
Ученый продолжал и классические генетические исследования, в том числе на плодовой мушке дрозофиле. На семинары к нему съезжались биологи, физики, медики из разных городов. Вместе с женой Еленой Александровной и сотрудниками биостанции ученый проводил классический «дрозофильный» генетический практикум.
Имя его стало широко известно лишь после публикации в 1987 г. в «Новом мире» повести Даниила Гранина «Зубр». Повесть была переведена на многие языки мира.
(Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский)
13. Ученый родился в 1866 г. в Лексингттоне (штат Кентукки). В двадцать лет он закончил университет родного штата, а через 5 лет -университет Дж.Гопкинса в Балтиморе. Он сразу же стал профессором колледжа в Брин-Море, с 1904 по 1928 г. работал профессором Колумбийского университета, а с 1928 г. до конца жизни возглавлял лабораторию в Калифорнийском технологическом институте.
Хотя первый шаг на пути решения проблемы наследственности сделал Мендель, когда открыл математически правильные законы при передаче потомству отдельных свойств организма, но все же развитие науки о наследственности связано с именем именно этого ученого, потому что он экспериментально обосновал хромосомную теорию наследственности.( Томас Морган)
14. Он родился 24 октября 1632 г. в городе Делфте, в семье голландского ремесленника. После смерти отца оставляет учебу в школе и поступает на работу к суконщику в мануфактурную лавку в Амстердаме. Всю жизнь будущий ученый занимался самой скромной работой: сначала торговал мануфактурой, потом служил в городской ратуше Делфта привратником. В прошлом эта должность считалась почетной: на нее обычно назначали спокойных, уравновешенных, а главное, честных и беспристрастных людей, каким и был этот человек. В часы досуга он наблюдал за некоторыми живыми объектами сквозь увеличительное стекло, а потом и сам научился искусству шлифовки стекол и достиг в этом деле немалого совершенства. Наконец ему удалось увидеть рассматриваемые предметы увеличенными в 200, а то и в более раз. Свой прибор Левенгук назвал микроскопом. Конечно же, по сегодняшним меркам это был довольно примитивный прибор, но с его помощью в конце XVII века удалось увидеть то, что до него не видел ни один человек.
(Антон ван Левенгук)
15. В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, этот ученый вместе с семьей эвакуировался в Челябинск, где 22 января 1942 года был осужден по статье 58, пункту 10. Он отбывал 8 лет заключения на Северном Урале, в Подмосковье и в Казахстане (Карлаг — Долинское, Спасское, Степлаг). И в лагере он оставался ученым, найдя спасение в науке, поэзии, живописи. За эти годы им было написано более 100 стихотворений. В Карлаге ему разрешили организовать кабинет аэроионификации, заниматься электрическими проблемами крови. Под его руководством над математическими расчетами по исследованию крови работали видные ученые-узники. В Карлаге Чижевский сделал фундаментальное открытие — структурно-системную организованность движущейся крови. Ученый был освобожден в январе 1950 года, однако ещё на месяц остался в лагере, чтобы закончить опыты по крови. После освобождения в январе 1950 года отправлен на поселение в Караганду, в июне 1954 года освобожден от поселения, продолжая жить в Караганде. В Караганде работал в качестве консультанта по вопросам аэроионотерапии и зав. лабораторией структурного анализа крови и динамической гематологии в Карагандинской областной клинической больнице, в лаборатории Карагандинской областной станции переливания крови, до 1955 года состоял зав. клинической лабораторией Карагандинского обл. онкологического диспансера, научным консультантом в Карагандинском научно-исследовательском угольном институте.
(Чижевский Александр Леонидович)
16. Красивая женщина, выдающийся ученый-микробиолог, талантливый педагог-наставник для своих учеников, строгий начальник, руководитель международных и республиканских программ, великолепная мать и бабушка, верная подруга для своих друзей, она родилась 5 августа 1937 года в городе Макинске Акмолинской области в семье учителей. В 1954 году поступила на биологический факультет Казахского государственного университета. С 1993 года – академик-секретарь отдела научного обеспечения, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции Национального Академического Центра аграрных исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Она являлась научным руководителем задания «Сохранение, развитие и использование генофонда микроорганизмов», целевой научно-технической программы «Сохранение, развитие и использование генофонда сельскохозяйственных растений, животных и микроорганизмов» (2001-2005 гг.), научным руководителем республиканской научно-технической программы «Научно-техническое обеспечение и организация производства биотехнологической продукции в Республике Казахстан» (2001-2005 гг.), руководила научно-исследовательскими работами по отраслевой научно-технической программе «Научное обеспечение производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции по регионам Казахстана» (2001-2005 гг.). В 1989 году в Московском государственном университете им. М. Ломоносова защитила докторскую диссертацию.
(Клара Ахмедьевна Тулемисова)

Использованные источники:
http://biography-peoples.ru/index.php/v/item/76-vavilov-nikolaj-ivanovich
http://biografia.kz/famous/3494#ixzz2S4NgVXnS

Источник: http://biography-peoples.ru/index.php/v/item/76-vavilov-nikolaj-ivanovich http://biografia.kz/famous/3494#ixzz2S4NgVXnS
Категория: Биология | Добавил: Ospa (2013-05-01) | Автор: Оспанов Талгат Корганбекович E
Просмотров: 1590 | Комментарии: 3 | Теги: викторина, служение науке., колесо истории, ученые-биологи | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 7:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru