Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Генетика человека
Тема: Генетика человека.
Цель урока: ознакомить учащихся с основными методами изучения наследственности человека, их особенностям, значением генетики человека для медицины,
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать у школьников систему знаний о значении генетики человека для медицины, здравоохранения, ознакомить учащихся с основными методами изучения наследственности и результатами их практического использования.
• Ознакомить учащихся с генетической природой многих наследственных болезней, характером наследования многих признаков человека.
Развивающие:
• Научить учащихся характеризовать генеалогический, цитологический, близнецовый и биохимический методы изучения наследственности человека.
• Развивать умения и навыки сотрудничеств в группе, систематизировать и обобщать полученную информацию развивать навыки решения генетических задач, развивать культуру речи, логическое мышление, развивать навыки работы в паре.
• Развивать умение использовать генетические термины и закономерности для решения практических задач.
Воспитательные:
• Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появление наследственных заболеваний у человека и их ранней диагностики.
• Воспитывать умение слушать
Оборудования: интерактивная доска, компьютер, проектор, таблицы: «Наследование признаков», примеры родословных, листы «Рефлексия», схемы генетических задач разных типов, тесты для закрепления материала, информационные листы, листы с разноуревневыми заданиями.
Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
Формы работы на уроке:
• Фронтальная эвристическая беседа.
• Групповая работа, работа в парах.
• Исследовательская деятельность: работа с текстом, самостоятельное решение задач, анализ родословной, работа с информационными листочками.
Тип урока – изучение нового материала.
Ведущие методы: частично-поисковый, дифференцированный и проблемный.
Межпредметные связи: с историей, медициной.
Эпиграф учебного занятия: «Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница,
любое лекарство, любое медицинское средство».
(Дж. Калифано)
Личностная значимость изучаемого: Если в семье сложная ситуация с наследственными болезнями, надо обратиться в медико-генетический центр и пройти обследование.
Ожидаемые результаты: учащиеся узнают методы и значения изучения генетики человека и генетические основы появление и наследования наследственных заболеваний, систематизируют знания о закономерностях наследования признаков наследственности.

Проблема: Как изучить наследование признаков человека?
Термины и понятия: однояйцовые и разнояйцовые близнецы, конкордантность, дисконкордантность ,генеалогический метод, хромосомные мутации, геномные, генные мутации, биохимический, близнецовый, цитогенетический методы в генетике: болезнь Клайнфельтера, Шершевского-Тернера, сахарный диабет, фенилкетонурия.
Структура урока
I. Организационный момент. Целепологание 3 мин
II. Актуализация знаний. 3 мин
III. Изучение нового материала. 10-15 мин
IV. Закрепление материала. Выполнение разноуревневых заданий. 20 -25 мин.
V. Рефлексия. 1 мин
VI. Выводы урока. 2 мин
VII. Домашнее задание: 1 мин.

Ход урока.
I. Организационный момент. Класс разделен на небольшие генетические лаборатории. В каждой лабораторий работают историки, журналисты, генетики, криминалисты. На партах у вас имеются оценочные листы. В течение урока свою работу вы фиксируете на этом листочке.На сколько плодотворным будет ваша работа на уроке зависит от Вас. Определение целей и задач урока.
Создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы:
Каким родится наш ребенок?
Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос?
Кто родится – мальчик или девочка?
На многие из интересующих вопросов помогает ответить наука, которая называется
Генетика человека. Генетика – наука, изучающая закономерности наследования нормальных и патологических признаков человека.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия и законы
Предполагаемые ответы.

• Ген
• Генотип
• Фенотип
• Аллельные гены
• Доминантный признак
• Рецессивный признак
• Гомозигота, гетерозигота
• Аутосомы
• Гоносомы
• Гомагаметный, гетерогаметный пол

Идет повторение всех перечисленных понятий и терминов
III. Изучение нового материала
Действие законов наследственности распространяется так же на человека. Генетика человека - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки.
Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Известно более 4000 наследственных болезней человека. 2,5% новорожденных имеют наследственные болезни. 40% случаев ранней детской смертности и инвалидности обусловлено наследственной патологией. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.
Генетика человека дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы,
например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей?
Почему люди так не похожи друг на друга?
До последнего времени генетические исследования на человеке заметно отставали, например, от уровня знаний в области генетики дрозофилы, кукурузы, кишечной палочки.
Вопрос группам для обсуждения: Почему генетика человека долго не развивалась?
Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом, так как у человека:
- большое количество хромосом;(46 в 2п наборе) =30-60 тыс. генов.
- невозможно экспериментальное получение потомства;
- поздно наступает половая зрелость;
-неодинаковые условия жизни
- малое число потомков в каждой семье.
1. Методы генетики человека
Твердо установлено, что в живом мире законы генетики носят всеобщий характер. Действительны они и для человека.
Вопрос: Давайте вспомним, какой основной метод используется в генетике при изучении растений и животных?
Ответ: Гибридологический.
Вопрос: Как вы считаете, в чем заключается данный метод?
Применим ли данный метод для изучения генетики человека?
Гибридологический анализ на основе произвольных скрещиваний для человека неприменим. Сейчас, при использовании арсенала новых методов, разработанных молекулярной и клеточной биологией, генетика человека интенсивно развивается. Сегодня у нас на уроке работают 4 генетические лаборатории. В каждой группе у нас работают генетики, журналисты, криминалисты и историки.
Группам дается задание:
1 группа: Прочитайте на информационных листочках материал о генеалогическом методе изучения наследственности человека. Затем расскажите о прочитанном всему классу.
2 группа: Прочитайте на информационных листочках материал о близнецовом методе изучения наследственности человека. Затем расскажите о прочитанном всему классу.
3 группа: Прочитайте на информационных листочках материал о цитогенетическом методе изучения наследственности человека. Затем расскажите о прочитанном всему классу.
4 группа: Прочитайте на информационных листочках материал о биохимическом методе изучения наследственности человека.
Затем группы рассказывают классу о методах изучения наследственности человека.
По ходу урока учащимся предлагается заполнить таблицу:
№п/п Название метода Сущность метода
1 Генеалогический (метод составления родословных) Выяснение родственных связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников на основе составления родословной.

3 Близнецовый Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип.
4 Биохимический Определение места и характера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков
5 Цитогенетический Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей.
Методы изучения наследственности человека:
1. Генеалогический метод: Выяснение родственных связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников на основе составления родословной.
Автор этого метода английский исследователь, географ, антрополог Френсис Гальтон. Использование этого метода возможно лишь в том случае, когда известны прямые родственники - предки обладателя наследственного признака (пробанда) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях. Проводится анализ родословной с целью установления характера наследования изучаемого признака. С помощью этого метода были определены признаки, за развитие которых отвечают гены, находящиеся в аутосомах и половых хромосомах. Генеалогическими методами было установлено, что развитие некоторых способностей человека, таких как музыкальность, красноречие, склонность к математике и др., определяется наследственными факторами. Такие качества передаются из поколения в поколение. К примеру, способности к музыке были в роду знаменитого Баха; в потомстве Кунанбая, отца великого Абая, было много поэтов, композиторов: его сын Абай — поэт, мыслитель; внуки Шакарим, Абдрахман, Магауия, Акылбай — также поэты и др.
Символы, используемые для составления родословной. Особи мужского пола обозначаются квадратиками, а особи женского пола - кружочками. Люди, имеющие в фенотипе изучаемый признак (например, болезнь), изображаются чёрными фигурами, а те, кто имеет альтернативный ему признак, - белыми. Одни горизонтальные линии связывают друг с другом графические изображения супругов, а другие - графические изображения их детей. Вертикальные линии связывают друг с другом графические изображения родителей и их детей.


Для аутосомного наследования характерно равновероятное проявление признака и у мужчин и у женщин. При гоносомном наследовании признаки наследуются в зависимости от пола особей. Доминантный признак проявляется в каждом поколении сибсов (больной ребенок у больных родителей), а рецессивный – только в некоторых поколениях.
По аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия (увеличенное количество пальцев), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие.
Это родословная одного из классических примеров доминантного наследования признака — короткопалость. Этот признак редкий и встречается, как правило, только у одного родителя. При наличии признака у родителя в среднем половина сыновей и дочерей тоже имеют этот признак.
Аутосомно-рецессивный тип наследования. Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота наследуются по аутосомно-рецессивному типу.
Это родословная семьи наследования фенилкетонурия. В основе ее развития лежит резкое снижение активности фермента, превращающего аминокислоту фенилаланин в другую аминокислоту —ТИРОЗИН. Гомозиготные дети отстают в развитии, у них наблюдаются повреждения мозга и возникает умственная отсталость. При близкородственных скрещиваниях вероятность рождения ребенка, страдающего фенилкетонурией или другой рецессивно наследуемой болезнью, сильно возрастает вследствие возрастания вероятности встречи гамет, несущих мутантные гены.
Наследование, сцепленное с Х - хромосомой. Признаки, определяемые генами Х-хромосомы, так же как гены, расположенные в аутосомах, могут быть доминантными либо рецессивными. Разница состоит в том, что женщина может быть гомо- или гетерозиготной по данному мутантному гену, а мужчина, у которого только одна Х-хромосома, может быть только гемозиготен, т. е.' иметь только один изучаемый ген, и независимо от доминантности и рецессивности у мужчин ген всегда проявится. Типичная черта наследования, сцепленного с Х-хромосомой,— отсутствие передачи гена по мужской линии. Х-хромосома от отца никогда не передаются никому из его сыновей, однако она передается каждой дочери. Благодаря хорошо известной родословной, восходящей к английской королеве Виктории, удалось установить, что гемофилия (резкое снижение свертываемости крови) наследуется как рецессивная, сцепленная с Х-хромосомой мутация. Гемофилия — тяжелое заболевание. встречающееся почти исключительно у мужского пола. Королева Виктория и ее муж были здоровы. Никто из предков королевы Елизаветы не страдал гемофилией. Вероятно, мутация возникла в гамете одного из ее родителей. Вследствие этого она стала носительницей - Х-хромосомы с мутацией гемофилии и передала ее нескольким детям. Все потомки мужского пола, которые получили Х-хромосому с мутацией гемофилии, страдали гемофилией. Проявление гена гемофилии у женщины возможно в случае ее гомозиготности по данному рецессивному гену, т. е. при получении гена гемофилии от обоих родителей. Такие случаи действительно наблюдались, когда больной гемофилией мужчина женился на носительнице гена гемофилии. Вероятность такого сочетания повышается при родственных браках.
2.Близнецовый метод: Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип.
Близнецы рождаются примерно в 1 % случаев, следовательно, они составляют около 2% всех новорожденных. Близнецы бывают двух типов. Дизиготные, или разнояйцевые, близнецы развиваются из двух различных яйцеклеток, одновременно оплодотворенных различными спермиями. Таким образом, главная причина рождения дизиготных близнецов— одновременная овуляция у их мате-рей двух яйцеклеток. Дизиготные близнецы могут быть как одного, так и разного пола, а их соотношение выглядит так: 1 ( девочки ):2( мальчик + девочка ):1 ( мальчики ). Разнояйцовые близнецы генетически сходны не больше, чем обычные братья и сестры. Частота рождения разнояйцовых близнецов зависит от возраста матери, ее генотипа и фактора внешней среды. Иногда одна оплодотворенная яйцеклетка дает начало не одному, а двум (или нескольким) эмбрионам. Из них и развиваются монозиготные, или однояйцевые, близнецы. Они всегда одного пола: либо мальчики, либо девочки, примерно в равном соотношении. Сходство монозиготных близнецов очень велико, так как они имеют один и тот же генотип. Идентичные близнецы представляют интерес для изучения взаимодействия генотипа и факторов среды, поскольку различия между ними главным образом связаны с влиянием условий развития, т. е. внешней среды.

В 1876 г. английский исследователь Ф. Гальтон предложил использовать метод анализа близнецов для разграничения влияния наследственности и среды на развитие различных признаков у человека. Сущность этого метода состоит в двух вариантах сравнений: сопоставление пар однояйцевых близнецов с однополыми двуяйцевыми близнецами, а также сравнение пар однояйцевых близнецов, воспитанных вместе и раздельно. Если изучаемый признак проявляется у обоих близнецов, это называется конкордантностью, если только у од-ного из них, то дискордантностью. Степень конкордантности определяется как отношение числа конкор-дантных пар к общему числу всех изученных пар близнецов — как кон-кордантных, так и дискордантных. Для получения точной оценки степени конкордантности необходимо изучить очень большие выборки пар близне-цов, состоящие из многих сотен пар.
Степень конкордантности для качественных признаков у монозиготных близнецов обычно высока и стремится к 100%. Это означает, что на определение групп П, крови, формы бровей, цвета глаз и волос среда почти не оказывает влияния, а решающее воздействие имеет генотип. Значительна роль наследственных факторов в развитии у детей рахита и туберкулеза; Напротив, доля наследственности в возникновении косолапости очень невелика. Использование близнецового метода подтверждает важный вывод, что любой признак человеческого организма есть результат действия генов и условий среды.
2. Цитогенетический метод: применяют при цитогенетическом анализе кариотипа здорового или больного человека. 1956 г. Дж. Тийо и А. Леван открыли в соматических генотипах 22 пары артосом + пару гоносом, установили гомоморфность и гетероморфность хромосом. Это открытие позволило заметить хромосомные изменения в гаметах и соматических клетках – диагностика многих заболеваний.
Хромосомные болезни. Впервые связь между аномальным набором хромосом и резкими отклонениями от нормального развития была обнаружена в случае синдрома Дауна. Люди, страдающие этим заболеванием, имеют характерный разрез глаз, низкий рост, короткие и короткопалые руки и ноги, аномалии многих внутренних органов, специфическое выражение лица, для них характерна умственная отсталость. Изучение кариотипа таких больных показало наличие дополнительной, т. е. третьей, хромосомы в 21 паре (так называемая трисомия). Причина трисомии связана с нерасхождением хромосом в ходе мейоза у женщин.
Отклонения в числе половых хромосом вызывают серьезные расстройства развития. Среди них синдром Клейнфельтера, который встречается у одного из 400—600 новорожденных мальчиков и проявляется в недоразвитии первичных и вторичных половых признаков, искажении пропорций тела. Изучение кариотипа мужчин, страдающих синдромом Клейнфельтера, позволило установить, что их половые хромосомы представлены набором XXУ. Другая аномалия, встречающаяся у новорожденных девочек с частотой один на 5000, так называемый синдром Тернера, тоже связана с хромосомным нарушением. У них обнаружено 45 хромосом, поскольку в кариотипе имеется только одна Х-хромосома.
4. Биохимический метод. Определение места и характера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков. Биохимический метод. Определение места и характера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков В изучении генетики человека в последнее время широко используется данный метод. Различные наследственные изменения человека напрямую связаны с нарушением обмена веществ в клетках. К примеру, имеются изменения в молекуле ДНК — это говорит об изменении гена, потому что сам ген состоит из этого ДНК. Такое изменение наследуется. Альбинизм бывает из-за отсутствия в организме пигмент меланина, который образуется из тирозина под воздействием фермента тирозинады. Биохимический метод показывает, что у альбиносов нет этого фермента. Биохимический метод имеет большое практическое значение. Напри-мер, проведя анализ ДНК, можно точно определить родителей ребенка. Это важно при установлении отцовства. Этот метод в настоящее время применяется и в археологических исследованиях. Найденный в горах Алтая в Восточном Казахстане "золотой человек", пролежав долгое время под вечной мерзлотой, сохранил фрагменты ткани. При сравнении ДНК его ткани с ДНК современных казахов было обнаружено сходство. Это доказывает, что нашими предками являются саки, гунны.
Биохимический метод позволяет обнаружить причины многих заболеваний, связанных с наследственными нарушениями обмена веществ, отсутствием переизбытком или нехваткой в организме тех или иных элементов, ферментов, пигментов. Некоторые наследственные заболевания, особенно пороки метаболизма, сравнительно легко лечатся за счет введения в пищу или с лекарствами недостающих веществ. Таким образом лечится сахарный диабет.
Среди методов, позволяющих диагностировать заболевание до рождения ребенка,
ведущее место занимает амниоцентез – получение амниотической жидкости и клеток
плода с помощью простейшей, не травмирующей плод хирургической операции. Этим методом диагностируют не только хромосомные болезни, но и некоторые заболевания, в основе которых лежат ген¬ные мутации.
Учитель: Ребята, где по вашему применяется знания, которые вы сегодня на уроке получили? Повлияло ли то, что вы узнали на уроке выбору будущей профессии?
IV. Закрепление материала. Выполнение разноуревневых заданий.
Уровень С. Решение задач
Задача 1. Изучите графическое изображений родословной семьи по одному изучаемому признаку. Член этой семьи, обратившийся в медико-генетическую консультацию и называемый пробандом, обозначен на схеме стрелкой.


1. Сколько поколений людей представлено в графическом изображении родословной пробанда?
2. Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны отца?
3. Какой пол пробанда?
• 1-мужской
• 2-женский
4. Имеется ли изучаемый признак у пробанда?
• 1 - да
• 2 - нет
5. Сколько ещё членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?
6. Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?
• 1 - рецессивный
• 2 - доминантный
7. Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака
• 1 - аутосома
• 2 - X-хромосома
• 3 -Y-хромосома
8. Каков генотип а) пробанда, б) брата пробанда, в) матери пробанда, г) отца пробанда?
1-AA 5-X AXA 9-XX
2-Aa 6-XaXa 10-XYa
3-aa 7-XAY 11-XY
4-XAXa 8-XaY
Обсудите ответ в группах. Родословная 1: 1- 3; 2-5; 3-2; 4-1; 5-8; 6-2; 7-1; 8-а) 2 б) 3 в) 3 г) 2;
Задача 2. Составьте графическое изображение родословной
Роза и Алла - родные сестры и обе, как и их родители, страдают ночной слепотой. У них есть еще сестра с нормальным зрением, а также брат и сестра, страдающие ночной слепотой. Роза и Алла вышли замуж за мужчин с нормальным зрением. У Аллы было две девочки и четыре мальчика, страдающих ночной слепотой. У Розы - два сына и дочь с нормальным зрением и еще один сын, страдающий ночной слепотой.
Определите генотипы Розы, Аллы, их родителей и всех детей.

Ответ: Генотип отца - Аа; мать - Аа; Роза - Аа; Алла - АА; сестра Розы и Аллы, не страдающая ночной слепотой, имеет генотип – аа; другая сестра и брат - АА или Аа; все дети Аллы – Аа; дети Розы, не страдающие ночной слепотой – аа, сын - Аа.

Задача 3. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Здоровый мужчина вступает в брак с женщиной, брат которой болен гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
Задача 4. Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования признака и генотипы всех лиц, показанных на родословной.
Уровень В.1 группа. Найдите соответствие:
1. Генеалогический метод а) Изучение наследственных нарушений обмена веществ
2. Близнецовый метод б) Изучение родословных семей с наследственными заболеваниями и аномалиями
3. Цитогенетический метод в) Изучение однояйцовых близнецов и различий между ними
4. Биохимический метод г) Микроскопические исследования хромосом.
Ответы: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а.
2 группа.
Тест «Вычеркните лишнее слово и поясните почему»

*альбинизм
дальтонизм
гемофилия
полидактилия
сахарный диабет

*гемофилия
дальтонизм
скарлатина
болезнь Дауна



*гибридологический метод
*цитогенетический метод
близнецовый метод
биохимический метод
популяционный метод
генеалогический метод

*полидактилия
(многопалость) – это домин. мутация.

*скарлатина – не наследственное, а инфекционная болезнь

*гибридологический метод – не может использоваться в генетике человека

3 группа. Выбери правильное утверждение
А. Все здоровые люди обладают одинаковым числом хромосом в клетках.
Б. Хромосомы всех людей содержат одинаковые по своему проявлению гены.
В. Близнецы, родившие в один день, называются идентичными
Г.Болезнь Дауна связана с трисомией по 23-й паре хромосом.
Укажите ошибочное утверждение
А. Если в семье больные гемофилией, то в этой семье существует вероятность рождения больных детей
Б. Рекомендации врача-генетика обязательны для исполнения и не требует добровольного согласия супругов.
В. Брак между троюродными родственниками может привести к наследственным заболеваниям потомства.
Г. Алкоголь и никотин повышают опасность возникновения наследственных патологий.

4 группа. Дорисуйте схему и укажите болезнь.

Уровень А. Детям предлагается ответить на вопросы теста
1) Родственные браки нежелательны, потому что:
А) имеется вероятность гомозиготности супругов по одному и тому же рецессивному гену.
В) имеется вероятность гетерозиготности супругов по одному и тому же рецессивному гену.
С) имеется вероятность гетерозиготности супругов по одному и тому же доминантному гену.
Д) имеется вероятность гомозиготности супругов по одному и тому же доминантному гену.

2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?
А) генеалогического
В) близнецового
С) цитогенетического
Д) гибридологического
3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод
А) генеалогический
В) цитогенетический
С) близнецовый
Д) гибридологический
4)Нарушение обмена веществ изучают, используя метод
А) генеалогический
В) цитогенетический
С) близнецовый
Д) биохимический
5) Какая изменчивость обусловливает различие фенотипов однояйцовых близнецов
А) генная
В) геномная
С) модификационная
Д) мутационная
6) Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовых
А) могут быть разного пола
В) всегда одного пола
С) имеют одинаковый вес
Д) имеют одинаковые размеры
7) С помощью генеалогического метода, можно выяснить
А) характер изменения генов
В) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека
С) закономерности наследования признаков у человека
Д) характер изменения хромосом
8) Для установления отцовства используют методы:
А) генеалогический и близнецовый
В) близнецовым и цитогенетический
С) гибридологический и биохимический
Д) цитогенетический и биохимический.
9) Доминантным признакам человека относится:
А) дальтонизм
В) альбинизм
С) сросшиеся пальцы.
Д) голубые глаза
10) Причина заболевания Дауна
А) Лишняя Х-хромосома
В) лишняя хромосома 21 паре хромосом
С) недостаток Х-хромосома
Д) 48 хромосом
Ключи тестам:
1.В;2.В; 3.В; 4.Д;5.С;6.В;7.С; 8Д; 9.С; 10.В.
V. Рефлексия.
А теперь, ребята, давайте подведем итог нашему уроку.
Что же нам удалось узнать на уроке?
Что было не понятно?
Какие выводы мы можем сделать на основе изученного материала?
Выводы урока:
• Наследственность человека изучают с помощью генеалогического, близнецового, цитогенетического, биохимического, методов.
• Генеалогический метод устанавливает закономерности передачи из поколения в поколение генов гемофилии, дальтонизма, серповидноклеточной анемии.
• Близнецовый метод - изучение однояйцевых близнецов, развившихся из одной яйцеклетки, - позволяет установить какие из признаков в большей мере зависят от генотипа, а какие от среды и образа жизни.
• Цитогенетический метод, т.е. микроскопическое исследования хромосом, позволяет установить связь наследственных заболеваний с изменениями в генах, хромосомах или их числе.
• Биохимический метод позволяет обнаружить причины многих заболеваний, связанных с наследственными нарушениями обмена веществ, отсутствием переизбытком или нехваткой в организме тех или иных элементов, ферментов, пигментов.
• Некоторые наследственные заболевания, особенно пороки метаболизма, сравнительно легко лечатся за счет введения в пищу или с лекарствами недостающих веществ.
• Поэтому очень важно, чтобы каждый человек хорошо знал свою родословную.
• Цитогенетический и биохимический методы позволяют обнаружить некоторые заболевания даже у плода.
• Родственные браки особенно нежелательны, когда имеется вероятность гетерозиготности супругов по одному и тому же рецессивному гену.
• Использования разных методов изучения генетики человека, позволяет установить причины, характер наследования способы лечения наследственных заболеваний.
VI. Домашнее задание:§46.
Составить свою родословную по одному из признаков, встречающихся в вашей семье. Написать небольшое эссе «Этические вопросы изучения генетики человека»

Рефлексия в начале урока В конце урока
Я могу назвать основные методы изучения генетики человека ... ...
Я могу назвать доминантные и рецессивные признаки человека ... ...
Я могу рассказать о характере наследования болезней человека ... ...
Я могу ответить на вопрос: «Почему вредны близкородственные связи?» ... ...
Я узнал, что с помощью цитогенетического и биохимического методов можно обнаружить некоторые заболевания даже у плода
Категория: Биология | Добавил: Гома (2013-05-12) | Автор: Кантарбаева Гульмира E
Просмотров: 4020 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 7:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru