Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии «Экологические группы млекопитающих» 7 класс
Тема «Экологические группы млекопитающих»

Цели урока: знать о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих, их приспособленность к среде обитания;
уметь сопоставлять имеющиеся знания с новой информацией, осмысливать и обобщать изученный материал; выделять главное из полученной информации;
проявлять ответственное отношение к выполнению полученного задания; познавательный интерес к предмету через использование новых информационных технологий; воспитывать терпимость к взглядам других людей; бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, флипчарт, видеофрагменты, раздаточный материал (рабочие листы с отпечатанными заданиями (4 варианта), задания для кроссворда), фишки, магниты.

Ход урока.
I. Мотивационно – целевой этап.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
• Один ученик индивидуально работает у доски с флипчартом «Кто это?».
• Фронтальный опрос с остальными учащимися «Характерные признаки млекопитающих».
• Ознакомление с правилами работы по рабочим листам.
• Выполнение первого задания в рабочем листе – решение кроссворда.

II. Познавательно обобщающий этап.

1. Формирование новых знаний.
Чтобы определить тему нашего урока посмотрите на слайд (слайд 1) и скажите, какое отношение эти рисунки могут к млекопитающим?
- Что такое экологические группы?
Приспосабливаясь к сходным условиям обитания, представители разных отрядов приобретают аналогичные адаптивные черты и часто становятся внешне похожими. Таких животных объединяют в экологические группы.
Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по местам их обитания, выделять характерные признаки экологических групп, их приспособленность к определенной среде обитания.

Постановка цели урока. Запись темы урока в тетрадь (сайд 2)

В связи с местом обитания всех млекопитающих можно разделить на 4 основные экологические группы (слайд 3) (запись в тетрадь).

А какие же именно особенности появляются во внешнем строении и образе жизни в связи со средой обитания, вам предстоит сегодня узнать самим.

Работа с заданием №2 в рабочих листах. В каждом рабочем листе указано, с какой именно экологической группой животных они будут работать. Учащиеся изучают дополнительную информацию в рабочем листе, где должны подчеркнуть отличительные особенности и представителей данной группы.
Физминутка.
После окончания учащиеся зачитывают особенности и представителей каждой группы.
Перед сообщением учащиеся выбирают из предложенных им рисунков животных изображения животных, относящиеся к их группе и вывешивают их на магнитной доске. Сообщение учащихся дополняется просмотром видеофрагментов.

2. Формирование новых умений.
Игра «Третий лишний».
Выполнение задания №3 в рабочих тетрадях.
III. Рефлексия. Выводы по проделанной работе.
- Что сегодня на уроке вы узнали нового?
- Что вам понравилось больше всего?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
IV. Домашнее задание: параграф 54, стр. 220-221.
Составить кластер по любой экологической группе животных.


Рабочий лист «Экологические группы млекопитающих» 1 вариант
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу _____ + фишки___
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу______ + фишки ___
Задание № 1. Решите кроссворд «Класс Млекопитающие»

Задание № 2. Наземные млекопитающие
Типично наземные млекопитающие населяют леса и открытые пространства. У них пропорционально сложенное сильное тело, хорошо развитые высокие конечности, мускулистая шея. Передвигаются они ходьбой, бегом и прыганьем. Наиболее ярко признаки группы проявляются у быстро бегающих зверей.
Среди наземных зверей много растительноядных видов — это олени, лошади, антилопы, козлы, бараны и др. Особые приспособления имеют млекопитающие, которые кормятся ветками и листьями деревьев. Так, у жирафа хорошо развита шея. Это позволяет ему срывать листья, недоступные для других наземных животных, хорошо видеть и вовремя обнаруживать врагов. У слонов мощное компактное тело, массивная голова и короткая шея компенсируются длинным подвижным хоботом.
Хищные звери, которые подстерегают добычу, например лев, тигр, рысь, имеют не такие длинные ноги, как у бегающих. Сравнительно длинные ноги у хищников, преследующих добычу, например у волка и гепарда.
Прыгающие млекопитающие — заяц, тушканчик, кенгуру обладают длинными сильными задними ногами и укороченными, более слабыми передними.

Задание № 3.
Выберите один правильный ответ.
1. Летающих млекопитающих также называют
a) Сумчатыми
b) Рукокрылыми
c) Хищниками
2. У какой экологической группы животных зрение развито плохо, а у некоторых видов глаза скрыты под кожей?
a) У водных млекопитающих
b) У наземных млекопитающих
c) У подземных млекопитающих
3. К водным млекопитающим относятся:
a) Киты, дельфины и моржи
b) Киты, дельфины и жирафы
c) Киты, акулы и пингвины

Рабочий лист «Экологические группы млекопитающих» 2 вариант
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу _____ + фишки___
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу______ + фишки ___
Задание № 1. Решите кроссворд «Класс Млекопитающие»

Задание № 2. Подземные млекопитающие
Подземные млекопитающие приспособлены к роющему образу жизни. Многие виды почти все время проводят под землей, редко появляясь на поверхности.
Тело землероев короткое, вальковатое, шейный отдел незаметен, хвост редуцирован. Мех короткий, густой, без остевых волос, ноги короткие с сильной мускулатурой и большими когтями. Ушные раковины редуцированы. Зрение плохо развито, а у некоторых подземных зверьков (например, у слепыша) глаза скрыты под кожей. Хорошо развиты у землероев обоняние и осязание. Крот роет землю сильными, вывернутыми наружу лопатообразными передними конечностями и выталкивает землю на поверхность головой. Слепыш роет землю крупными, выдающимися вперед резцами.
Задание № 3.
Выберите один правильный ответ.
1. У какой экологической группы пропорционально сложенное сильное тело, хорошо развитые высокие конечности, мускулистая шея?
a) У водных млекопитающих
b) У летающих млекопитающих
c) У наземных млекопитающих
2. Из водных млекопитающих полностью утратили связь с сушей
a) киты
b) бобры
c) моржи
3. К летающим млекопитающим относятся:
a) Летучие мыши, летучие лисицы и летучие собаки
b) Летучие мыши, летучие куницы и летучие собаки
c) Летучие мыши, летучие лисицы и летучие бакланы

Рабочий лист «Экологические группы млекопитающих» 3 вариант
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу _____ + фишки___
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу______ + фишки ___
Задание № 1. Решите кроссворд «Класс Млекопитающие»

Задание № 2.
Водные и околоводные млекопитающие
Водные и околоводные млекопитающие — китообразные и ластоногие — типичные водные звери. Киты полностью утратили связь с сушей. У них обтекаемое рыбообразное тело, голова сливается с туловищем: шейный отдел отсутствует. Органом движения служит хвостовой плавник. Передние конечности, видоизмененные в ласты, выполняют роль рулей. Задние конечности редуцированы. Исчезли ушные раковины, закрыт наружный слуховой проход, носовые отверстия закрываются клапанами, отсутствует шерстный покров. Хорошо развит подкожный жир, обеспечивающий теплоизоляцию.
Большую часть жизни проводят в воде ластоногие. Однако они не утратили связи с сушей: выходят на сушу, на лежбища, в период размножения.У ластоногих две пары ластов, принимающих участие в движении в воде.
Млекопитающие, ведущие полуводный образ жизни, принадлежат к различным систематическим группам, используют разную пищу. Однако они имеют общие черты в связи с полуводным образом жизни: конечности снабжены плавательными перепонками, хвост в воде выполняет функцию руля, шерстный покров хорошо развит, имеется густой теплый подшерсток. За шерстью зверьки, ведущие полуводный образ жизни, тщательно ухаживают: разбирают, расчесывают, смазывают жирным секретом кожных желез. К млекопитающим, ведущим полуводный образ жизни, относятся утконос, выхухоль, бобр, выдра, ондатра и др. В воде они прекрасно плавают и ныряют, свободно перемещаются по суше, хотя в скорости заметно уступают типичным наземным зверям.

Задание № 3.
Выберите один правильный ответ.
1. У какой экологической группы млекопитающих передние конечности превращены в подвижные крылья?
a) У подземных млекопитающих
b) У летающих млекопитающих
c) У наземных млекопитающих

2. Кто из подземных млекопитающих роет землю крупными, выдающимися вперед резцами:
a) Крот
b) Медведка
c) Слепыш
3. К наземным млекопитающим относятся:
a) Жираф, крот, медведь
b) Жираф, волк, слон
c) Жираф, рыжая вечерница, лев

Рабочий лист «Экологические группы млекопитающих» 4 вариант
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу _____ + фишки___
Ф.И.________________________________________________ оценка за работу______ + фишки ___
Задание № 1. Решите кроссворд «Класс Млекопитающие»

Задание № 2.
Летающие млекопитающие
Летающие млекопитающие в полной мере освоили воздушную среду — приспособились к полету. К этой группе относятся представители отряда Рукокрылые. Передние конечности у них превращены в подвижные крылья. Летательная перепонка натянута между сильно вытянутыми костями кисти передней конечности, туловищем, задней конечностью и даже хвостом. У быстро летающих зверьков, например у рыжей вечерницы, крылья длинные и узкие; у медленно летающих ушанов — широкие и тупые. В связи с полетом у рукокрылых хорошо развиты грудные мышцы, которые, как и у птиц, прикрепляются к килю грудины и костям крыльев. Летучие мыши добывают насекомых в воздухе. Некоторые из них, как птицы, совершают сезонные миграции: на зимовку улетают в теплые районы. У всех рукокрылых хорошо развиты органы слуха с большими ушными раковинами, обеспечивающие эхолокацию.
Задание № 3.
Выберите один правильный ответ.
1. У какой экологической группы млекопитающих обтекаемое рыбообразное тело, шейный отдел отсутствует, органом движения служит хвостовой плавник?
a) У подземных млекопитающих
b) У водных млекопитающих
c) У наземных млекопитающих
2. Из водных млекопитающих полностью утратили связь с сушей
a) киты
b) бобры
c) моржи
3. К подземным млекопитающим относятся:
a) Крот, слепыш
b) Крот, тушканчик
c) Крот, выхухоль
Категория: Биология | Добавил: над (2013-05-19) | Автор: Кулёва Надежда Борисовна E
Просмотров: 5364 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 7:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru