Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
"Мир растений" Цель; Закрепление и обобщение знаний по разделу биология - ботаника. Задачи: Формирование знаний, умений навыков, обобщение и систематизация знаний. 2.Развитие логического мышления, внимания, познавательной деятельности, самостоятельной работы 3.Развитие умения работать в группах, выполнять задания нестандартного содержания, давать объективную оценку своим знаниям и знаниям своих одноклассников. 4.Патриотическое, экологическое и эстетическое воспитание. Воспитывать наблюдательность, любознательность и интерес к предмету. Оборудование: картинки растений дуб, берёза, крапива, ели, шиповник, кукуруза, одуванчик, колокольчик; ромашка с лепестками, карточки с заданиями. Ход урока: Эпиграф урока: Человек без знаний, что цветок без запаха. ( каз.пословица) Организационный момент: Ребята мы с вами закончили изучение раздела биологии - ботаника. И давайте подведём итог пройденных тем в виде игры-соревнования, в которой затронем вопросы о растениях, природе. В этой игре вам пригодится ваша наблюдательность, внимание и знание предмета. В игре принимает участие две команды: 1 команда « Тюльпан» и 2 команда « Природа». Выбор жюри из приглашённых учителей. И так мы начинаем. 1 конкурс « Сообразительный» Каждой команде будет зачитано по 8 вопросов. Нужно быстро отвечать на вопросы, правильный ответ 1 балл. Вопросы команде « Тюльпан» 1.Растительный мир называется (флорой) 2.Процесс образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа.... 3.Вегетативные органы растения 4.Участки стебля от которого отходит лист и почка ( узел) 5.Прививка глазком или почкой называется (окулировка) 6.Внесение удобрений во время роста растений называется (подкормкой) 7. Группа клеток сходная по строению и выполнению определённых функций называется (ткань) Что является мозгом клетки ( ядро). Вопросы команде « Природа». 1. Генеративные органы растения (цветок, семя, плод) 2. Кем была предложена клеточная теория растений (Шлейден и Шванн) 3.Зелёный пигмент хлоропластов (хлорофилл) 4.Птичий помёт называется (гуано) 5.Часть организма, который имеет определённое строение и выполняет определённую функцию называется (органом) 6. Почки находящиеся в состоянии покоя, несколько лет называются ( едящими) 7.Виды жилкования листьев ..... 8.Прививка черенком называется ( копулировкой) 2 конкурс « Третий липший». Раздаю карточки с заданиями нужно выбрать лишнее и ответить почему, за правильный ответ по 1 баллу. . 1. Овёс, одуванчик, пшеница, ячмень. ( признак - корневая система) 2. Зерновка, крылатка, тыквина, орех ( признак - плод) 3. Горох, фасоль, подсолнечник, пшеница ( признак - семя) 1. Клубника, кукуруза, тополь, крапива ( признак —' жилкование листа) 2. Виноград, смородина, крыжовник, подсолнух ( признак - плод) 3. Корзинка, початок, метёлка, щиток (признак - соцветие) 3 конкурс « Допиши слова». В каких словах ивы плачут. В карточках стоят многоточие до и после слова ива. Вам нужно дописать эти слова. За правильный ответ слова по 1 баллу. 1 ива ( звериная причёска) 2. Ива... ( герой русских сказок) 3. Ива....( рыба семейства сельдевых) 1 ива ( синий фрукт) 2. ива ( туго натянутая струна) 3 ива ( жгучее растение) Учитель: В этом году отмечается 68 лет Победы в Великой Отечественной войне. Давно отгремели залпы войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедии войны. Но есть и другие, живые памятники, которые тоже помнят о военном времени. Эти памятники –деревья. -. Ученик 1: автор Гончаров. Их обжигала Пламенем война, Под их шатрами умирали люди, И потому, быть может, Седина. На их коре, Что путь был очень труден.... Стоят в веках свидетели войны, Они всю жизнь Глядят в реку с обрыва И каждому прохожему Видны дубы Напоминающие взрывы. Учитель: Много могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в памятном сорок первом году на нашу землю обрушился град свинцового дождя, охватил города, сёла, леса и поля дым пожарищ. На защиту Родины от немецких захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса. Ученик2: автор Гармата. Деревья тоже воевали, Как стяги, головы подняв Где нужно, гордо умирали, С груди своей листву сорвав. Бывали и в кругу пожарищ И в окружении врага Солдат спасали в битвах жарких, Раскинув ветви, как рога. Земли родной тревоги, беды, По-настоящему поняв, Они смотрели на свет белый, Корнями Родину обняв. Шумели, словно призывали Идти войною на войну.... И вместе с нами отстояли Всю необъятную страну. Учитель: Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал её за мирный шёпот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений. 4 конкурс нашей игры- соревнований « Заморочки из сундучка». По описанию вам нужно будет отгадать растение. Применяйте все свои знания и наблюдательность. За правильный ответ 2 балла. 1. В лесу стоят высокие прямые деревья, словно доблестные воины охраняют покой и тишину. Кругом сумрачно. Под деревьями стелется мягкий мох. А когда смотришь на свисающие лишайники, так и кажется, что где-то стоит избушка Бабы - Яги. Старые деревья падают, выворачивая корни. Их ветки похожи на руки лесных чудищ в сказочном царстве Берендея. Что это за деревья? ( Ели) 2. Кто умеет за себя хорошо постоять, у того и врагов мало. Это интересное растение научилось защищаться, а человек благодаря этому растению придумал шприц, потому что жгучие волоски похожи на крохотные бутылочки. Волоски очень хрупкие. Чуть задел верхушку - обламываются и острые края вонзаются в кожу, как шприц. А в «шприцах» - жгучие вещество. От их уколов долго горит и чешется кожа. В народе говорит - это растение знает и слепой. ( крапива) 3. Это дерево рано пробуждается весной. Считается, что это происходит, потому что, оно обладает особой плодоносящей силой. Белоснежная красавица щедро поит людей своим соком, лечит от недугов, верно хранит девичьи тайны. (Береза) 4. Кто умеет за себя хорошо постоять, у того и врагов мало. Это интересное растение научилось защищаться, а человек благодаря этому растению придумал шприц, потому что жгучие волоски похожи на крохотные бутылочки. Волоски очень хрупкие. Чуть задел верхушку - обламываются и острые края вонзаются в кожу, как шприц. А в «шприцах» - жгучие вещество. От их уколов долго горит и чешется кожа. В народе говорит - это растение знает и слепой. ( крапива) 5. Где - то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка, есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке. Что это за растение, (шиповник) 5 конкурс « Ромашка - загадки». Каждая команда по очереди отрывает лепестки с ромашки. Зачитываются загадки. За правильный ответ 1 балл. 1. Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные. ( арбуз) 2. Я вырос на грядке, характер мой гладкий, куда не приду, всех до слёз доведу. (лук) 3. Встали в ряд богатыри, верно службу служат Голова у них в пуху, борода снаружи, (кукуруза) 4. Синенький звонок висит, никогда он не звонит. ( колокольчик) 5. Посреди двора, золотая голова. (подсолнечник) 6. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина) 7. Рос шар бел, ветер дунул шар улетел (одуванчик) 8. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. ( колос) 6 конкурс « Соответствие». В названиях некоторых частей растений, в организме человека и животного встречаются одинаковые термины. С подноса возьмите карточку и объясните, где в организме растения, животного или человека можно встретить эту часть, название которой написано на карточке. Отвечать нужно сразу после прочитанного слова. За правильный ответ 2 балла. Слова на карточках: УСЫ, ПОЧКИ, ТКАНЬ, ПОРЫ, ПРИВИВКА КОРЕНЬ, опора, пазуха. Вам на дом было дано творческое задание нарисовать плакат о природе и защитить его. 7 конкурс защита плакатов о природе, растении. Работа команд оценивается по 10 балльной системе. Выступление ребят. 8 конкурс « Грамотей». Вам предлагается вставить пропущенные буквы и объяснить о какой части растения идёт речь. За правильный ответ 1 балл. К _ _ЮЧ _ А (видоизмененный лист) Л_К_В_Ц__ (видоизменённый побег) К_Р_Н__ ( орган растения) К НЕ_Л_Д ( видоизмененный корень) _ ОР _ _ В _ ЩЕ (видоизменённый побег) В_КУ __ ЛЬ (органоид клетки заполненный клеточным соком) 9 конкурс « Чудо - дерево». На дереве располагаются плоды, командам надо выбрать плоды и дать им название. Команда « Природа» выбирает сочные плоды,« Тюльпан» -сухие. За правильный ответ всех плодов 5 баллов. Учитель: слово жюри. Учитель: вот и подошёл к концу наш урок. Я благодарю всех за работу на уроке. Я думаю, что главное заключается не в том, кто оказался победителем, а главное помнить слова автора В.Орлова. Нас в любое время года Учит мудрая природа Птицы учат пению, Паучок терпению, Пчёлы в поле и в саду Обучают нас труду, Что, к тому же в их труде Всё по справедливости. Отражение в воде учит нас правдивости, Учит снег нас чистоте Учит солнце доброте, И, при всей огромности, Обучает скромности. У природы круглый год Обучаться нужно. Нас деревьев всех пород Весь большой лесной народ Учат крепкой дружбе. Учитель: Что вам понравилось на уроке. Оцените каждый друг друга. Спасибо за урок. | |
Просмотров: 890 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|