Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Управление образования Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования г. Астаны Филиал НП ЦО «Лицей «Столичный» Профориентация на уроках биологии Автор опыта: Турпакпаева И.Н. учитель биологии Филиал НП ЦО «Лицей «Столичный» Астана- 2009 Введение Современное общество предъявляет школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, его профессиональной мотивации, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Введение профильного обучения – одно из важных направлений модернизации казахстанской школы. Создание системы информационной, организационной и педагогической деятельности для профессиональной мотивации школьниками способствует определению ими профиля обучения и выбора сферы деятельности. Профессии, в основе которых лежит наука биология, являются передовыми во всем мире. Развитие таких направлений науки как генная инженерия, селекция, биотехнология, космобиология, и многие другие, позволит нашему государству скорее достичь цели, поставленной Президентом Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана……. А своевременный, осознанный выбор профессии нынешними учениками, позволит стране получить грамотных, конкурентноспособных специалистов. Однако выбор профессии – это многосложный акт, который предполагает выбор не единственной на всю жизнь специальности, а постоянное проектирование и реальное построение учеником своего профессионального пути. Такое построение возможно лишь на анализе побуждений и интересов школьника, на его личной профессиональной мотивации, на широкой информированности ученика об особенностях профессиональной деятельности и обстановке на рынке труда. Проблема заключается в недостаточном внимании учителей к возможностям формирования профессиональной ориентации школьников в процессе обучения биологии. В «Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы» одобренной Правительством РК, подчеркивается актуальность проблемы. В указанной программе ставится задача усовершенствования “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся …” «Учебный процесс должен быть направлен на: формирование потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания; развитие ученика как личности и субъекта деятельности, формирование ценностных жизненных ориентиров; формирование основных понятий профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики и качества, умения применять их на практике; обеспечение предпрофильной подготовки на ступени основного общего и профильного обучения на ступени среднего общего образования». Эффективность формирования профессиональной мотивации школьников будет существенно повышена, если: • на первый план выдвигать цели развития личности, а предметные знания и умения рассматривать как средства их достижения; • весь потенциал педагогических технологий направить на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; Цель педагогического проекта - повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. Задачи педагогического проекта: Изучить научно-методическую литературу и теоретически обосновать проблему Конкретизировать понятие «профессиональная мотивация школьника» Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития профессиональной мотивации школьников. Определить формы работы на уроках, помогающие учащимся выявлять свои профессиональные интересы, склонности, определять свои реальные возможности в освоении той или иной профессии, в процессе обучения биологии. - описать опыт, применив методы математической статистики и метод обобщения итогов педагогических наблюдений; сделать выводы и рекомендации. I.Теоретическая часть 1.1.Теоретическое изложение темы исследования Методологической основой проекта являются положения педагогической теории о формировании профессиональной мотивации школьников на разных ступенях обучения, основанные на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Анализ изученной литературы показал, что теоретической основой для разработки проблемы проведения профориентационной работы в общеобразовательной школе являются труды известных исследователей: Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Н.С. Пряжникова, А.П. Чернявской и многих других. А.П. Чернявская выделяет метод индивидуальной профориентации как основной и неотъемлемый метод профориентационной работы в средних и старших классах. Р.Д. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников, которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.[9] Дубровина И.В. отмечает необходимость начинать профориентационную работу еще в начальных классах и продолжать ее поэтапно на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. [5] Исследования С.В. Гриншпун посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как основы успешной и эффективной профориентации в школе. Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют классификацию основных методов профориентационной работы в школе, причины необходимости ее проведения. Они дают также анализ основных форм и методов профессиональной работы в школе на разных возрастных этапах.[11] Профориентационная работа в школе в процессе обучения должна быть устремлена, прежде всего, на формирование профессиональной направленности личности учащихся и на развитие профессиональной мотивации. Именно эти качества помогут школьнику правильно выбрать будущую специальность. Психологи рассматривают профессиональную направленность как отдельную сторону личности, включающую в себя систему ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, а так же профессиональные возможности, склонности, интересы, потребности, убеждения, стремления, установки учащихся. Под профессиональным интересом понимают окрашенные положительным эмоциональным тоном отношения человека к определенной профессии, заключающиеся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней. Интерес является важнейшим побудителем любой деятельности, влияющим на эффективность ее протекания. В исследованиях Н.А. Бакшаевой, А.А.Вербицкого, Ю.Н. Кулюткина, Г.А. Сухобской доказано, что если профессиональный интерес сочетается с познавательным, то учебный процесс протекает более интенсивно, деятельность обучаемых приобретает все более продуктивный характер. Профессиональные намерения школьников, профессиональные интересы, знания и умения, личностные качества, самовоспитание и самообразование, начальные успехи в трудовой деятельности взаимозависимы и взаимосвязаны. (см. схему №1) Схема №1 Взаимосвязь качеств личности, знаний, умений и навыков, профессиональных интересов, намерений и направленности школьника Функции профориентационной работы в процессе обучения. 1.Социальная функция профессиональной ориентации предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей. Поэтому профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматривать, прежде всего, с позиции социального заказа общества. 2.Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности содержанием труда, повышение профессиональной мотивации, общественной активности. 3.Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. 4.Психолого-педагогическая функция — это, прежде всего выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь в поиске призвания, в осознании выбора, определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников. Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии, консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством. Таким образом, в работе учителя биологии можно выделить следующие направления: • профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями; • профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии; • профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности; • профессиональная диагностика школьника – изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов; • педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям. 1.2. Понятие «профессиональная мотивация школьника» Профессиональные способности трактуют как совокупность стойких, хотя и изменяющихся под влиянием обучения и воспитания особенностей личности. Мотивы в психологии принято рассматривать как побудительные причины поведения и деятельности человека. Главную роль в выборе профессии играют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей и целей этой личности. Мотивы выбора профессии подразделяются на шесть групп: • Общая мотивировка; • Романтика профессий; • Мотивы познавательного характера; • Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; • Ссылка на пример; • Немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы: • Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; • Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная; • Мотивация неуверенная, неаргументированная; • Никак не аргументированная мотивация. Особенности мотивационной сферы старшеклассников: - большая избирательность познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими; -развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. -возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга перед обществом; -социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с учителем, стабилизируются, возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя; -некоторое отставание социально нравственного развития, в том числе и социальных мотивов. У современного старшеклассника умственное и физическое развитие чаще всего опережают развитие его нравственной зрелости; -происходит рождение новых мотивов – профессиональных – за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных, ранее выполнявшихся ими действий (сдвиг мотива на цель). Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотиваций. На сегодняшний день под профессиональной мотивацией школьника понимают совокупность мотивов, побуждающих его к принятию и реализации определенного решения в выборе профессии. В результате анкетирования учащихся 6-8 классов, было установлено, что для них основными мотивами в выборе профессии являются: социальная значимость и престиж, материальная заинтересованность, подражание родителям, близким, знакомым, интерес к профессии, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, возможность творчества, новизны. Получается, устойчивый интерес учащихся к предмету биология, с одной стороны может оказать большое влияние на выбор профессии, а с другой, устойчивый интерес к профессии может положительно влиять на развитие познавательного интереса к биологии. Значит, при формировании интереса к профессиям, можно повышать не только уровень знаний учащихся, но и успеваемость в целом. По мнению доктора педагогических наук Н.Д.Андреевой, процессами становления мотивов и динамикой мотивации можно управлять. Главное, не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей старших классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации в виде общей, но устойчивой ориентации. В этот период могут быть обозначены основные направления, по которым в дальнейшем будут формироваться разнообразные мотивы, связанные с отношением к будущей профессии. [1] Как показывают наблюдения, учащимся средних классов одновременно нравятся совершенно разные специальности. В этот период дети обращают внимание только на внешнюю привлекательность профессии, не углубляясь в ее содержание. Поэтому очень важно познакомить учащихся не только с существующими профессиями и специальностями, но и раскрыть содержание труда по различным видам деятельности, их внутреннюю сущность. 1.3. Модели педагогических технологий профориентационной работы. Все модели педагогических технологий, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности школьников, можно объединить в три группы: индивидуальные; групповые; массовые. Методы профессиональной мотивации подразделяются: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности. В настоящее время система педагогических технологий профориентации школьников включает в себя следующие формы работы: • Профессиональное просвещение, включающее проф.информацию, проф.пропаганду и профагитацию. • Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. • Профессиональная консультация, нацеленная, в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны учителя и специалистов-профконсультантов. • Профессиональные пробы с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. • Профессиональное просвещение. Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками. Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. . Такая работа позволяет учителю планомерно и органично связывать профессиональную пропаганду с содержанием учебного предмета. К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся: профинформационный урок; экскурсии; встречи со специалистами; тематические, литературно-художественные вечера; профориентационные беседы; диспуты, конференции; конкурсы, олимпиады, предметные недели; биологические кружки, факультативы; элективные курсы. Портфолио «Достижений ученика», как одна из технологий профориентационной работы в процессе обучения биологии. Самоопределению школьников в выборе дальнейшей образовательной перспективы помогает портфолио – папка индивидуальных учебных достижений. Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса и означает «министерский портфель, портфель инвестиций». Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы. В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания, оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.). [13] Портфолио в педагогическом смысле – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно является средством, наиболее приближенным к реальному оцениванию достижений ученика, и позволяет ему самому определиться, в каких видах деятельности он может достичь успехов. Основное назначение портфолио – раскрыть возможности школьника, определить не только ведущие мотивы и интересы, но и запасные варианты (на что я способен, что я могу?). Это особенно важно для осознания себя как личности, определения собственной перспективы в будущей профессиональной деятельности. II.Описание опыта 2.1. Организация исследования Исследование опыта проводилось в три этапа, начиная с 2007года. На первом этапе (2007 г.) осуществлялся анализ научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, определение моделей педагогических технологий профориентационной работы в педагогическом процессе, поиск методов формирования и развития профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии, методов организации и проведения экспериментального исследования. На данном этапе проведено анкетирование учащихся, обучающихся в Филиале НП ЦО «Лицей «Столичный» на предмет профессиональной направленности. Полученные результаты позволили определить тенденцию изменения в выборе специальностей за исследуемый период. На этом этапе была разработана программа с учетом закономерностей возрастного развития учащихся, где был предусмотрен правильный выбор средств и методов обучения детей, с учетом специфики и особенностей учебного заведения. На втором этапе (2007-2008 гг.) был проведен основной педагогический эксперимент на базе 6-11 классов Филиала НП ЦО «Лицей «Столичный» Второй этап включает в себя формирование профессиональной мотивации школьников через внедрение профориентационной работы в процесс обучения биологии. - развитие мотивации школьников к труду вообще и к определенной профессии в частности; - соотношение требований профессии и личных данных школьника; - осуществление школьниками практических проб в интересующей биологической области; - осознание школьниками объективной необходимости выбора. В ходе эксперимента были определены разделы и конкретные темы изучаемого материала в рамках которых наиболее эффективно решались поставленные задачи Завершающий этап (2008-2009 гг.). Данный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора школьниками будущей профессии. Полученные результаты были обработаны и описаны в реферате. 2.2. Обработка и анализ полученных данных Результаты проведенного анкетирования учащихся 8-х и 11-х классов НП ЦО «Лицей «Столичный» в октябре 2008 года показали: у 61% учеников низкий уровень сформированности устойчивых интересов к определенной сфере деятельности. У 37% учащихся выражен интерес к 2-4 видам профессиональной деятельности, а у 19% учеников вообще отсутствует мотивация к любой сфере деятельности. 23% школьников не смогли объяснить, почему именно этот выбор они сделали. Только 33% опрошенных имели высокий уровень сформированности устойчивых интересов к одной сфере деятельности. Прослеживается разброс интересов школьников в различных сферах деятельности, т.е. их сфера профессиональной деятельности была определена частично, а сами интересы поверхностны, неустойчивы. Ориентировка учащихся в сферах деятельности выглядела следующим образом: • “Человек-человек” - 31%. • “Человек-техника” – 23%. • “Человек- художественный образ” -16%. • “Человек- знаковая система” - 15%. • “Человек-природа” –8%. Интерес к сфере деятельности “человек - природа”, предметом труда которой являются объекты живой природы, у выпускников школы был выражен в наименьшей степени – 8%. Базовыми учебными предметами данной сферы являются основные разделы биологии – естествознание, ботаника, зоология, анатомия, общая биология и т.п. Кроме того, проведенное в 2006 учебном году анкетирование родителей учащихся школы показало, что они не заинтересованы в том, чтобы их ребенок выбрал профессию, связанную с изучением живой и неживой природы. Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его включения в предмет. Для разработки уроков направленных на формирование профессиональной мотивации необходимо было сделать следующее: • - определить в программном материале темы, в изложении которых целесообразно включить профориентационный материал; • -выявить идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности; • -определить формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; способы включения в учебный процесс специальной дидактически препарированной информации, обеспечивающей ознакомление учащихся с отдельными функциями профессионального труда и условиями профессиональной деятельности; • -модернизировать методику преподавания с целью дополнения их конкретными способами и формами организации учебного процесса, в ходе которого учащиеся смогут ближе ознакомиться с отдельными направлениями и способами профессиональной деятельности; • - изучить литературу об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету; • - изучить новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности; • - углубить знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения. А, так же определить виды уроков, развивающие профессиональную мотивацию в процессе обучения биологии, это : - «путешествие», «суд», игра, «круглый стол», диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия. Выводы и рекомендации Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступила залогом гармоничного развития личности и явилась естественным завершением всего учебно–воспитального процесса. При анализе профориентационной работы в процессе обучения биологии было выявлено, что работа направлена на становление профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации школьников, развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность. В связи с этим, на заключительном этапе изучался профессиональный выбор учащихся и его обусловленность. Проводилось анкетирование с целью выяснения того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности составляет более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп. Выбор профессии учащимися разных классов. (в % от опрошенных учащихся того или иного класса) № Профессии 8 кл., % 9 кл., % 10 кл., % 1. Инженер 6,2 8,3 9,5 2. Художественные специальности 9,5 11,3 13,4 3. Естественно-научные специальности 4,9 5,7 6,1 4. Экономические специальности 13,1 19,3 18,5 5. Социальная сфера 9,5 4,6 5,2 6. Гуманитарные специальности 8,4 6,1 7,9 7. Медицина 9,5 5,3 9,1 8. Юриспруденция 10,3 11,6 9,5 9. Военные и правоохранительные органы 7,2 3,0 1,2 10 Менеджеры 2,5 6,2 6,7 11 Программисты 12,4 13,6 8,7 12 Рабочие 6,5 5,0 4,2 Отслеживалась динамика выбора специальностей биологического профиля учащимися 11-х классов в 2007-2009 годах. Выбор профессий биологической направленности учащимися 11- классов. № Специальность 2007г. 2008 г. 2009 г. Лаборант 0 0 0 Дизайнер ландшафта 1 2 0 Эколог 0 1 1 Медицинская сестра 0 0 0 Стоматолог 0 0 0 Врачи других специальностей 0 0 1 Психолог 0 1 2 Социальный педагог 0 0 0 Учитель биологии 0 0 0 Ветеринар 0 0 1 Химик – технолог 1 2 2 Дизайнер - флорист 0 0 0 Итого: В % от общего кол-ва уч-ся: 2 15,3% 6 27,2% 7 31,8% Анализировалось количество поступающих выпускников школы в учреждения профессионального образования за 2007-2009 года. Выводы: Внедрение педагогических технологий профориентационной работы на всех этапах обучения обеспечило формирование устойчивой мотивации школьников к выбору будущей профессии. В процессе реализации проекта повысился уровень сформированности профессиональной мотивации у 83% учащихся за счет внедрения элементов профориентационной работы в процесс преподавания биологии. 100 % школьников продолжили свое обучение в учреждениях высшего профессионального образования. В два раза возросло количество выпускников 11-х классов выбравших, по окончанию школы, специальности биологической направленности. Тезаурус. Аксиологичекий потенциал личности – совокупность ориентации личности как реализованных возможностей и неудовлетворенных пока потребностей личности в саморазвитии и самореализации. [1] Деятельность - форма проявления активности социального субъекта; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей. [21] Жизненное самоопределение – определение себя относительно выработанных в обществе критериев смысла жизни. [40] Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. [20] Личность – это человек, обладающий сознанием и индивидуальностью. Личность школьника определяется природным, социальным, деятельностным компонентами и формируется в интеллектуальной, эмоционально-волевой и ценностно-мотивационной сферах. [32] Модель обучения - комплекс, состоящий из дидактической основы (методы и формы организации обучения) и педагогической техники (средства и приемы ведения процесса обучения), используемый в данном учебном периоде. Мониторинг – (англ.monitor – следить, вести наблюдение) система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементов, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития объекта. Мотив – это внутренняя побуждающая сила, зависящая от потребности. [32] Ориентация (фр.orientation буквально - направлять на восток). - «Слово определяется в прямом и переносном смысле. В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону». [2. т.31 с.188] Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. [13] Потребность – нужда, в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, в самореализации и в самоутверждении.[36] Профессиограмма - перечень психологических функций, необходимых для данной профессиональной деятельности. [6 с.10] Профессиональная консультация - система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и оценивающих разносторонние способности каждого представителя подрастающего поколения с целью помочь ему в более обоснованном выборе своей профессии. Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) - система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей. Четыре ее основные подсистемы: профессиография, профессиональное просвещение и пропаганда, профессиональная консультация и профессиональная адаптация. Профессиональная подготовка - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности к профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности. Профессия ( от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) –«род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования"».[2, т.35 с.164] Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Социализация — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Библиографический список. 1.Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. – М.: Мнемозина, 2003. 2. Большая Советская Энциклопедия. Издание третье. – М.: «Советская Энциклопедия» 1970. 3. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – К.: Наукова думка, 1989. 4. Галушкова Н.И. Биология. Животные. – В.: Учитель 2004. 5. Дубровина И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. Захаров Н.Н.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников.- М.: Просвещение 1989. 7. Илларионов Э.Ф. Биология. – М.: Вако 2003. 8. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. 9. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986. 10. Кларин М.В. Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, НПЦ «Эксперимент» 1998. 11. Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Просвещение, 1985. 12. Колесов Д.В. Биология. Человек. – М.: Дрофа 2003. 13. Коллекция достижений: Рекомендации по построению различных моделей портфолио /Учительская газета №15-16, 20 апреля 2004. 14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 15. Кулев А.В. Методическое пособие: Общая биология. – С-Петербург.: Паритет 2003. 16. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М.: Знание, 1991. 17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 18.Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 1976. 19. Мягкова А.Н. О современных методах обучения биологии. – М.: Просвещение 1993. 20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М.: ИЦ «Академия» 2000. 21. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение. 1999. 22. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - С.-Пб., Воронеж, 1995. 23. Педагогические ситуации в воспитании школьников / под ред. С.М. Годник. – Воронеж: ВГУ, 1985. Педагогические технологии/ под. общей ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д; МарТ, 2004. 25. Пепеляева О.А. Сунцова И.В. В помощь учителю биологии. – М.: Вако 2004. 26.Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988. 27.Профильное обучение. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2002. 28. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991. 29. Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг в школе. – М.: Эксмо-Пресс,2001. 30. Роботова А.С. Никонов И.Н. Элективный курс в профильной школе. – С-Петербург.: Каро 2005. Российская Педагогическая Энциклопедия. Гл.редактор В.В. Давыдов– М: научное издание Большая Российская Энциклопедия, 1993. 32. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. – М.: Вако, 2005 Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. 34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998. 35. Сивоглазов В.И. Биология в школе. – М.: Просвещение 1987. 36. Советский Энциклопедический Словарь. Издание четвертое. – М.: «Советская Энциклопедия» 1987. 37. Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. 38.Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001. 39.Технология профессионального успеха / под редакцией С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение,2001. 40. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие). – М.: Асадема, 2005. 41. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения – М.: Народное образование, 1996. 42. Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. - М.: Педагогика, 1987. 43.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979 44.Ященко В.А. Игра и выбор профессии: Методическое пособие. – М.: Просвещение,1990. Приложение Программный материал в изложении, которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6- 8 классах. В теме «Общее знакомство с цветковыми растениями» (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. На уроке по теме «Основные экологические факторы и их влияние на растения» (6кл.) целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля. Можно предложить школьникам попробовать себя в роли лаборантов-экологов, провести лабораторный анализ, воды, воздуха или почвы. В процессе проведения урока по теме «Растительные сообщества» (6кл.) можно познакомить учащихся с профессиями садовника, цветовода-декоратора, ландшафтного архитектора, агронома, эколога, ботаника. Для привлечения интереса к данным профессиям учащимся предлагаются задания по разработке моделей небольшого парка или сквера. Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны решить следующие задачи: 1) выбрать место будущего парка; 2) составить схематический план парка; 3) определить видовой состав растений с учетом их экологических особенностей и эстетической совместимости. На уроке по изучению плесневых грибов предлагается практическая работа «Выращивание белой плесени мукора» (6кл.). При проведении данной работы учащимся предлагается выступить в роли лаборантов и определить сорта хлеба, наиболее устойчивые к плесневым грибам (работа проводится по инструктивной карточке). Также можно провести урок-путешествие с элементами ролевой игры. Школьникам в ходе игры предлагается посетить страну необычных грибов, где им предстоит выступить в роли наблюдателей, лаборантов, историков, анализаторов, экскурсоводов, инженеров-технологов. Во время проведения экскурсии на тему «Осень в жизни растений и животных» (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей. На уроке «Необыкновенное путешествие на родину предков культурных растений», при изучении темы «Сельскохозяйственные растения» (6кл.), класс делится на две группы: овощеводы и полеводы. Овощеводы сопровождают полеводов на родину предков овощных культур, а полеводы знакомят овощеводов с различными полевыми культурами. При проведении экскурсии «Зимние явления в жизни растений» (6кл.) учащиеся знакомятся с обликом деревьев и кустарников зимой, их характерными особенностями, приспособленности растений к зимним условиям. На данной экскурсии учащимся предлагается небольшая исследовательская работа по инструктивным карточкам. При изучении темы «Болезнетворные бактерии» (6кл.) организуется урок - суд, на котором школьники выясняют, почему бактерии приспособились к выживанию в различных условиях, какой вред они проносят человеку, и какие заболевания они вызывают. Школьники выступают в роли суда присяжных, адвокатов, обвинителей, защитников, эпидемиологов, инфекционистов, бактериологов, гигиенистов и др. В ходе проведения экскурсии «Природа и влияние на нее деятельности человека» (6кл.) школьники знакомятся с многообразием дикорастущих растений, проявляют свои способности в роли экспертов и экологов. Данная работа проводится по заданиям учителя. На уроках, посвященных изучению насекомых можно познакомить учащихся со специальностями, направленными на борьбу с насекомыми-вредителями, насекомыми-переносчиками возбудителями болезней человека (7кл.). Данные занятия можно провести в форме конференции или ролевой игры, где школьникам будет предложено знакомство со следующими профессиями – эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник и др. Заключительный урок по теме «Земноводные» (7кл.) можно провести в форме игры, где примут участие ученики в роли ученых биологов, журналистов, фотокорреспондентов, телеведущих, экологов. Ученые биологи принимают участие в пресс-конференции «Мир земноводных», специальные корреспонденты готовят репортаж с выставки «Лягушкины рекорды». Экологи проводят акцию «Не поднимай камень» по охране земноводных, фотокорреспонденты представляют фотовыставку «Амфибии». При изучении сезонных явлений в жизни птиц (7кл.) организуется пресс-конференция, в ходе которой школьники, выступающие в роли журналистов, задают вопросы орнитологам, ученым биологам, экологам. В процессе обобщения знаний по теме «Птицы» проводится сюжетно – ролевая игра «Почему не могут жить вместе страусы и пингвины?». В ходе путешествия ребята выступают в роли разведчиков, орнитологов, детективов, диетологов. В процессе изучение темы «Значение и состав пищи» (8кл.) проводится ролевая игра «Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни». В игре принимают участие: фермеры, производящие пищевые продукты; представители фирм, производящих пищевые продукты; врачи: гастроэнтеролог, инфекционист, санитарный врач, неонатолог, уролог, онколог, аллерголог; ученые и независимые эксперты; диетологи; повара; владельцы пищеблоков, химики, журналисты. В ходе конференции обсуждается состав потребительской корзины школьников; проводится дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов; даются советы по правильному питанию. Заключительный урок по теме «Питание и здоровье» (8кл.) проводится в форме конференции «Особенности рационального и здорового питания» (данную конференцию можно провести с учащимися 10кл.). Участники конференции: биохимики, врачи, диетологи, историки, химики. Во время конференции обсуждается проблема, возникновения болезней в результате не правильного питания, в итоги участники приходят к выводу, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. Урок по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия» (8кл.) знакомит учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки и развития плоскостопия. В ходе практической работы каждый ученик выступает в роли исследователя и специалиста по лечебной физкультуре. При изучении темы «Внутренняя среда организма» (8кл.) школьники знакомятся с формами борьбы организма с инфекциями, с наукой иммунологией, с ролью вакцин в профилактике болезней и т.п. На этих уроках можно рассказать учащимся о медицинских профессиях, ориентированных на борьбу с инфекционными заболеваниями. На уроках посвященных оказанию первой помощи (8кл.) при растяжениях, вывихах, переломах; при кровотечениях; при тепловых и солнечных ударах, школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи, приемы реанимации и изучают правила ухода за пострадавшими, которые будут им необходимы в экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях. При изучении темы «Покровные органы» (8кл.) учащиеся знакомятся с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи. На данных уроках школьникам предложено выступить в роли косметологов, визажистов, аллергологов, модельеров, кож-венерологов и др. Программный материал в изложении, которого развивается профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 9-11 классах. При обобщении и систематизации знаний по теме «Основные закономерности наследственности» (9,10кл) проводится урок с комплексным применением знаний и элементами игры «Генетики бесценные дары». Школьникам предлагаются проблемные задания по хромосомной теории наследственности, обсуждаются проблемы генома человека и причины необходимости работ по программе «Геном человека». При изучении темы «Генетика человека» (10кл) проводится семинар, на котором старшеклассники выступают в роли исследователей, историков, медиков, социологов, экологов, криминалистов. В рамках семинара обсуждаются следующие вопросы: Методы изучения генетики человека. Медицинская генетика: наследственные болезни и их причины; лечение наследственных болезней. Можно ли предсказать наследственные болезни? Биологическое и социальное в человеке – Человек, общественное животное? Наследуются ли способности? Можно ли создать «сверхчеловека»? Евгеника: действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Роль среды в развитии личности. Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика. Научная конференция «Можно ли продлить молодость?» для учащихся 9-11 классов. Перед учащимися старших классов за месяц до проведения мероприятия ставиться проблемный вопрос: “Можно ли продлить молодость?”. Предлагается попробовать себя в роли генетиков, цитологов, экологов, геронтологов, историков, криологов, косметологов. Затем участникам конференции предлагается решить данный вопрос с разных научных точек зрения и представить результаты своей работы над вопросом в виде презентаций и докладов. Учащиеся выбирают область исследований по своим интересам. В ходе подготовки к конференции идет консультационная работа с учителями–предметниками. При изучении темы «Вирусы» (9,10кл.) проводится урок проблемного характера «Открытие вирусов». В ходе этого занятия ученики знакомятся с путями исследования на примере открытия вирусов табачной мозаики; продолжают работу над развитием умений системного анализа при обсуждении поставленной проблемы, вступать и вести диалог; развивают навыки самообразования, самоанализа, самоконтроля, воспитания, речи. Старшеклассники продолжают формировать умения работать в коллективе, принимать совместное решение. Во время урока по теме: «Деление клетки - основа размножения и роста клетки» (10кл) ученикам предлагается побывать в роли селекционеров, проникнуть в клетку и увидеть какой механизм лежит в основе деления клетки. При изучении темы «Белки» (10кл.) проводится проблемно - интегрированный урок «Белковая пища с точки зрения химии». На этом занятии школьники проводят исследования - анализ пищевых продуктов на наличие белка; апробируют себя в качестве лаборантов. Отвечают на вопрос: Правильно ли мы питаемся? Проводят расчет суточной потребности человека в белке. При закреплении учебного материала по теме «Нуклеиновые кислоты» (10кл.) перед учащимися ставится проблема: можно ли по ДНК определить родственные отношения людей (растений, животных)? Старшеклассники проводят исследования, выступают в роли экспертов, генетиков, лаборантов, биологов. При изучении темы «Общие закономерности эволюции» (11кл) проводится урок, направленный на развитие логического мышления учащихся, как части развития интеллекта. На данном уроке развитие логики учащихся идёт в трёх направлениях: развитие эволюционной логики, логики установления причинно-следственных связей, аналитической логики. Урок построен на ролевой деятельности учащихся – “эволюциониста-ботаника”, “эволюциониста-зоолога” и учителя – “критика”. Все участники урока абсолютно равноправны в своей деятельности. Деятельность учащихся направлена на прямое решение задачи. Учитель, постоянно критикуя их действия, вносит в урок элементы противоборства (своего рода – научного конфликта) и этим способствует тренировке логики учащихся в ходе решения задачи, т.к. противостоит их рассуждениям и этим требует от них обоснований своих решений, а не просто констатации факта. Урок по теме «Возникновение жизни на Земле» (11кл.) проводится в виде теледебатов, на которых присутствуют историки, ученые, журналисты, археологи, химики и все те, кого интересуют теории о происхождении жизни на Земле. Дебаты проходят между двумя лагерями: скептики и оптимисты. При закреплении учебного материала по теме «Экология» (11кл.) проводится интегрированный урок «Экологические проблемы мира». Это деловая игра в форме заседания ученого совета. На которой обсуждается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Ученики определяют пути решения экологических проблем. Через игровую форму формируется экологическая позиция школьников. | |
Просмотров: 4647 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|