Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Управление образования. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования г. Астаны «Я бы в биологи пошел…» Программа элективного курса Для учащихся 9-10 классов Автор: Турпакпаева Инесса Николаевна Учитель биологии НП ЦО «Лицей «Столичный» «Я бы в биологи пошел…»// Элективный курс. Астана, 2009.-15 с. Составитель: Турпакпаева И.Н., учитель биологии НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астана Рецензенты: Марчибаева У.С. к.п.н., доцент ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Ордабаев Н.О. к.п.н., доцент ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Программа способствует предпрофильной ориентации школьников, с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся, что является острой необходимостью в процессе перехода на 12-летнее образование и социализации процесса обучения. Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Она позволяет знакомиться с различными профессиями биологической направленности перед окончательным выбором профиля обучения. Рекомендовано решением Ученого совета ИПК и ПК СО г. Астаны, Программа элективного курса по биологии «Я бы в биологи пошел…» (для учащихся 9 класса) Содержание Стр. 1. Пояснительная записка. 2 Цели курса Характеристика контингента слушателей курса по выбору. 4 Организация, формы и методы обучения на курсе. 5 2. Содержание программы курса по выбору. 7 3. Итоговый контроль. 8 4. Учебно-тематическое планирование курса. 9 5. Список рекомендуемой литературы. 15 «Учебный процесс будет направлен на: • формирование потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания; • развитие ученика как личности и субъекта деятельности, формирование ценностных жизненных ориентиров; • формирование основных понятий рыночной экономики и качества, умения применять их на практике; • обеспечение предпрофильной подготовки на ступени основного общего и профильного обучения на ступени среднего общего образования». Из Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, в НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астаны, апробируется пропедевтический профильный спецкурс выбора школьниками специальностей естественнонаучного профиля. Актуальность. Часто не только старшеклассники, но и абитуриенты демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Это приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации. У человека появляется чувство неудовлетворенности собой, что, в целом, приводит к снижению уровня профессиональных компетенций работников, а, значит, и к торможению развития экономики государства. Поэтому одна из главных задач школьного образования — профессиональная ориентация учащихся - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и осознанному выбору профессии, призванная учитывать как особенности каждой личности, так и социально-экономическую ситуацию на рынке труда. Цель профориентационной работы в школе — помочь конкретному ученику в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями. Школьная биология обладает большими профориентационными возможностями. Изучением таких возможностей занимались известные ученые и методисты Н.М.Верзилин, И.Д.Зверев, М.И.Мельников, А.Н.Мягкова и многие другие. Они искали пути установления связи между обучением и трудом, биологической наукой и сельскохозяйственным производством - растениеводством и животноводством. Однако ориентации школьников на виды профессиональной деятельности, связанной с медициной, экологией, биотехнологией, биологической кибернетикой, биофизикой и другими науками, не уделяется должного внимания. Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками. Целями данного курса являются: - формирование целостной картины мира и развитие аксиологической культуры школьников; - создание условий для существенной дифференциации содержания обучения и предоставление широких и гибких возможностей для построения школьниками индивидуальных образовательных программ в старших классах; - предоставление школьникам возможности объективно определить комплекс своих способностей, индивидуальных склонностей и потребностей в выборе профиля будущей специальности; - расширение возможностей социализации учащихся через информационную подготовленность в отношении значимости профессионального просвещения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения и получение широкой информации о потребности региона в квалифицированных кадрах естественнонаучного профиля; - обеспечение преемственности школьного и специального профессионального образования. Данный элективный курс является ориентирующим. Контингентом слушателей курса являются учащиеся 9 и 10 классов НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астаны. Специальной подготовки слушателей не требуется. Курс не является обязательным для всех учащихся девятого и десятого классов, набор проводится согласно личной заинтересованности. Организация, формы и методы обучения на курсе. Элективный курс рассчитан на 34 часа, 2 часа в неделю. Часы спецкурса реализуются в течение полугодия. Из них: лекционных - 12 часов; практических (экскурсии) – 12 часов; практическая работа: разработка и защита творческих проектов-8 часов итоговое контрольное занятие - 2 часа. Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские, рефлексивные, игровые, тренинги и т.п. Для проведения лекционных занятий, приглашаются специалисты с производств и учреждений, и преподаватели высших учебных заведений. Экскурсии носят ознакомительный и просветительский характер. Разработка и защита творческих проектов включает представление электронных презентаций на тему «Самая ….. профессия» и проходит в виде открытой конференции. Итоговое контрольное занятие включает проведение выставки с защитой индивидуальных творческих работ учащихся, а также групповые формы работы по заданной тематике. Профессиональное просвещение можно проводить с применением методов дифференцированного обучения, рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией орудий, предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Важное значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. Консультация о профессиях проводится, как правило, в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися, во время экскурсий и т.п. Такая работа позволяет учителю планомерно и органично связывать профессиональную пропаганду с содержанием учебного предмета. Элективный курс предполагает проведение диагностики способностей учащихся и их профильной направленности, которая проводится психологической службой лицея по окончании изучения курса. Приложение к данному курсу: диск с электронными презентациями 22 профессий и базой данных. 2. Содержание программы курса. • Роль биологической науки в построении целостной картины мира. Естественнонаучная и гуманитарная культура современного человека. • Аксиологические аспекты методологии научного исследования. Субъективно-ценностные аспекты научного познания и социальная ответственность ученого. Понятие “жизнь”, “красота”, “здоровье”, “истина”, “личность”, “эмпатия”, “долг”. • Панорама современного естествознания. Перспективные направления развития естественных наук (кибернетика, синергетика, нанотехнологии, биотехнология, генная инженерия...). • Психология самопознания и “Я - концепция”. Соотношение способностей и потребностей личности в построении жизненной стратегии. • Специфика региона РК. География предприятий и учреждений региона, требующих специалистов естественнонаучного профиля. • Общая характеристика производств, процессов и технологий на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля. Ключевые профессиональные компетенции и требования к знаниям, умениям и квалификации специалиста, профессиональные психограммы. • Паспорта специальностей высших и средних профессиональных образовательных учреждений РК, ближнего и дальнего зарубежья по данному профилю. Требования к базовым знаниям абитуриентов. Рейтинг специальностей в вузах и ССУЗах за последние пять лет. Содержательные линии в подготовке данных специалистов. • Личностные профессиональные предпочтения. Проблема выбора будущей профессии. Социальный, когнитивный, личностный, мотивационный компоненты выбора. Построение жизненной стратегии. Выбор профиля обучения в старших классах. 3. Планируемые результаты и итоговый контроль. По окончании изучения курса учащиеся должны свободно ориентироваться в профессиях биологической направленности, знать отличия различных видов деятельности, профессиограммы, востребованность специалистов на рынке труда, перспективы развития изученных профессий. Итоговое занятие включает проведение тестирования, выявляющего профессиональную направленность личности и анкетирования, позволяющего определить область профессиональных интересов, с целью определения профиля обучения. 4. Учебно-тематическое планирование № занятия Тема Форма проведения Содержание 1. (2 ч) Значение естественнонаучных дисциплин в формировании целостной научной картины мира современного человека Лекция, вводная диагностика Роль науки в построении целостной картины мира. Естественнонаучная и гуманитарная культура современного человека. Вводная беседа, раскрывающая тесную связь между биологией и профессиональной деятельностью людей, а также важность знания и учета индивидуально-психологических и физиологических качеств личности при правильном выборе профессии. Аксиологические аспекты методологии научного исследования. Субъективно-ценностные аспекты научного познания и социальная ответственность ученого. Понятие “жизнь”, “красота”, “здоровье”, “истина”, “личность”, “эмпатия”, “долг”. Психология самопознания и “Я - концепция”. Соотношение способностей и потребностей личности в построении жизненной стратегии. 2. (2 ч) Новые направления современного естествознания Лекция Панорама современного естествознания. Перспективные направления развития естественных наук (кибернетика, синергетика, нанотехнологии, биотехнология и генная инженерия.). 3. (4 ч) Презентация “образовательной карты” региона и республики, потребность в кадрах специальностей естественнонаучного профиля Лекция (с приглашением специалистов в области труда и занятости населения) Специфика столичного региона. Презентация “образовательной карты” региона и республики. География предприятий и учреждений региона, требующих специалистов естественнонаучного профиля. 4. (4 ч) Презентация специальностей вузов и ССУЗов естественно научного профиля Лекция, эвристическая беседа. Круглый стол с приглашением ответственных лиц из приемных комиссий ВУЗов, ССУЗов. Ключевые профессиональные компетенции и требования к знаниям, умениям и квалификации специалиста, профессиональные психограммы. Паспорта специальностей высших и средних специальных образовательных учреждений региона по данному профилю. Требования к базовым знаниям абитуриентов. Рейтинг специальностей в вузах и ССУЗах за последние пять лет. Содержательные линии в подготовке данных специалистов. 5. (12 ч) Введение в профессию Экскурсии (в аптеку, в океанариум, в теплицы, на предприятия «Цесна -Астык», «Фуд-Мастер», «Vita», в районную поликлинику, Медицинскую академию, Аграрный университет, НИИ Биотехнологии, ЕНУ, филиал МГУ ). Общая характеристика производств, процессов и технологии на примере конкретных предприятий. Специфика труда рабочего, специалиста, управленца на предприятиях данного профиля. 6.(2ч) Построение “Я - концепции”. Тренинг. Предлагаемые темы для творческой работы : Я - инженер-технолог предприятия пищевой промышленности. Я - инженер-технолог химического производства. Я - эколог, специалист по защите окружающей среды. Я - медицинский работник. Я - педагог естественнонаучных дисциплин. Я-генетик. Я – специалист в области сельского хозяйства (агроном, ветеринар, зоотехник) Я хочу учиться в ... Приходите работать в... и др. После работы на тренинге предполагается последующая проектная деятельность, презентация наработанного материала и разработка рекомендаций для ровесников. 7. (4ч.) Работа над проектами, подготовка презентаций на тему «Самая …. профессия », подготовка к выступлению на конференции. Кабинет информатики, библиотека. Учащиеся выбирают одну из изученных профессий и презентуют ее общественности. Презентации, в электронном виде, включают ряд обязательных элементов: характеристику профессии, квалификационные характеристики и виды деятельности работника, личностные характеристики необходимые работнику данной профессии, востребованность, рейтинг и перспективы развития на рынке труда и перечень учебных заведений где можно получить данную профессию. 8. (2ч) Открытая конференция, защита проектов. Актовый зал. Выступления учащихся с использованием ТСО и ИТ. 9. (2 ч) Итоговое занятие. Анкетирование, позволяющее определить область профессиональных интересов. Тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности. Коллективная обработка данных. Ответы на вопросы учащихся. Проводится психологической службой лицея Личностные профессиональные предпочтения. Проблема выбора будущей профессии. Социальный, когнитивный, личностный, мотивационный компоненты выбора. Построение жизненной стратегии. Выбор профиля обучения в старших классах 5. Список литературы. 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. 2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.; Центр, 2001. - 208с. 3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 2232с. 4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1980. - 387 с. 5. Андрианова Л.В. Профессиональное самоопределение школьников. // Ориентация и деятельность школьников. Монография под ред. Ахаян Т.К., Кирьяковой А.В. М.: Прометей, 1991 - С. 153 - 158. 6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.; Прогресс, 1986 - 422 с. 7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение 1989 - 255с. 8. Интернет ресурсы: официальный сайт МОН РК, сайты «Мир профессий», «www.ushi.kz», «Российский общеобразовательный портал», и др. | |
Просмотров: 1814 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|