Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Формирование зкологической компетентности на уроках биологии
С момента обретения независимости Казахстан начал важный этап реформирования образования, направленный на пересмотр содержания и процесса в соответствии с новыми демократическими ценностями. В частности, основной целью образовательной реформы является качественное образование.
Целью биологического образования в современной школе является не только получение необходимых современных знаний, навыков и умений, но и формирование умений применять приобретенные знания на практике.
В связи с этим приоритетное направление образовательного процесса – компетентностное обучение.
Важно, чтобы у учащегося были развиты навыки решения проблем, критического мышления, способность анализировать большие объемы информации, умение создавать, хранить и наслаждаться радостями здорового образа жизни; умение полноценно участвовать в жизни общества, умение действовать самостоятельно и высказывать собственное мнение, развивать чувство личной ответственности за собственное здоровье, культуру, соблюдение морального и этического кодекса, сформированы черты экологической компетентности.
Биология как учебный предмет имеет большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные виды деятельности: эксперимент, практикум по решению задач, лабораторные работы и огромное разнообразие творческих видов работ.
Одной из наиболее актуальных задач в образовательном и воспитательном процессе, на мой взгляд, является формирование экологической компетентности учащихся на уроках биологии.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия в системе «Человек - Природа - Общество» выросли в глобальную экологическую проблему. Как справедливо отметил У.Р.Каттон «...мы не имеем права оставаться в неведении относительно экологических законов, управляющих человеком, природой, историей. В противном случае мы погибнем под обломками собственной цивилизации». А для этого надо постоянно заниматься воспитанием экологической культуры и повышением уровня экологических знаний, начиная с младшего школьного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическая компетентность учащегося – это интегративное качество личности, определяющее ее способность взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности.
Теоретическое направление включает:
• формирование экологического сознания в ходе изучения предмета «Биология»;
• самообразование учащихся в процессе выполнения специальных проектов, рефератов, докладов, сообщений, исследовательской деятельности.
Практическое направление включает:
 формирование основных экологических умений и навыков, опыта практической экологической деятельности;
 привитие умений и навыков соблюдения норм и правил поведения в природе.
В процессе формирования экологической компетентности учащихся используются следующие организационные формы:
• массовые (конференции, олимпиады, выставки, фестивали, тематические недели, субботники и др.);
• групповые (разные формы уроков, презентации, практические занятия, деловые игры, экскурсии и др.);
• индивидуальные (консультации, беседы и др.).
Основные виды ключевых экологических компетенций:
 Предметная компетенция-
Получение знаний из реальной действительности, использование статистических данных, опорных карт, других источников биологической информации, личностного опыта учащихся
Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция - это статистические данные, тематические данные, учебник, другие источники биологических знаний
 Личностная значимость компетенции-
Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умения ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно о результатах своей работы.
При обучении биологии экологизация учебной программы предполагает взаимосвязь определенных тем учебной и вне учебной эколого-ориентированной деятельности учащихся. В связи с этим поурочное планирование предполагает разные формы и методы творческой деятельности по учебному курсу.
При проведении уроков биологии я ориентируюсь на:
 Поиск новых форм и способов передачи экологических знаний;
(технология интерактивного обучения и технология проектной деятельности)
 Ориентацию личности ученика на активное участие в решении конкретной экологической проблемы;
(эссе, тематические книжки-малышки, и др.)
 Формирование чувства личной ответственности за качество окружающей среды;
 Оказание конкретной помощи природе;
(субботники, работа на пришкольном учебно-практическом участке, создание агит-брошюр и др.)
Из опыта работы по формированию экологической компетентности.
На уроках биологии формирую умения и навыки, относящиеся к компетенции:
• умение анализировать, сопоставлять полученную информацию;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение делать выводы;
• умение делать прогноз
Моя задача - показать учащимся значимость биологических и экологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни. Ведь, чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников и применять знания в повседневной жизни.
Основные критерии и показатели сформированности экологической компетентности учащихся мною определены следующие:
• когнитивный (полнота, прочность и осознанность экологических знаний);
• мотивационно-ценностный (сформированность мотивов поведения и деятельности в природе, степень проявления познавательного интереса к экологическим проблемам, понимание ценности природы, необходимости ее сохранения);
• деятельностно-практический (сформированность экологических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в природе, наличие опыта практической экологической деятельности).
Экологическая компетентность включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический.
Когнитивный компонент предполагает сформированность системы экологических знаний (естественнонаучных, мировоззренческих, нормативно-правовых, практических), выступающих в основе выбора способа осуществления экологической деятельности.
Под мотивационно-ценностным компонентом мы понимаем сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: интересов, потребностей, убеждений, ценностных представлений, побуждающих осуществлять экологическую деятельность; социально значимых мотивов (гражданско-патриотических – любовь к Родине, ее природе, желание приумножать и сохранять природные богатства; гуманистических – руководство в экологической деятельности чувством добра, милосердия, желанием охранять природу; эстетических – ощущение и понимание красоты природы), экологически значимых личностных качеств (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности).
Деятельностно-практический компонент обеспечивает
сформированность экологических умений и навыков, соблюдение норм и правил поведения в природе с учетом природоохранных требований, практического опыта экологической деятельности.
Трудно говорить о сформированности высокого уровня экологической компетентности учащихся, пока в нашем обществе существуют проблемы:
 Низкая экологическая культура большей части населения.
 Отношение к окружающей среде несознательное эгоистичное.
 Духовное оскудение человека, отчуждение человека от природы привели к созданию системы ценностей общества потребления, основанного на эгоизме и прагматизме.
Качественное содержание и процесс экологического обучения выходит далеко за рамки учебника биологии, но позволяет сблизить учащихся с проблемами общества, что способствует воспитанию активного гражданина своей страны.
Категория: Биология | Добавил: doka (2013-11-21) | Автор: Наталья E
Просмотров: 2069 | Комментарии: 1 | Теги: экологическая компетенция, биология, современная школа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru