Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
С момента обретения независимости Казахстан начал важный этап реформирования образования, направленный на пересмотр содержания и процесса в соответствии с новыми демократическими ценностями. В частности, основной целью образовательной реформы является качественное образование. Целью биологического образования в современной школе является не только получение необходимых современных знаний, навыков и умений, но и формирование умений применять приобретенные знания на практике. В связи с этим приоритетное направление образовательного процесса – компетентностное обучение. Важно, чтобы у учащегося были развиты навыки решения проблем, критического мышления, способность анализировать большие объемы информации, умение создавать, хранить и наслаждаться радостями здорового образа жизни; умение полноценно участвовать в жизни общества, умение действовать самостоятельно и высказывать собственное мнение, развивать чувство личной ответственности за собственное здоровье, культуру, соблюдение морального и этического кодекса, сформированы черты экологической компетентности. Биология как учебный предмет имеет большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные виды деятельности: эксперимент, практикум по решению задач, лабораторные работы и огромное разнообразие творческих видов работ. Одной из наиболее актуальных задач в образовательном и воспитательном процессе, на мой взгляд, является формирование экологической компетентности учащихся на уроках биологии. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия в системе «Человек - Природа - Общество» выросли в глобальную экологическую проблему. Как справедливо отметил У.Р.Каттон «...мы не имеем права оставаться в неведении относительно экологических законов, управляющих человеком, природой, историей. В противном случае мы погибнем под обломками собственной цивилизации». А для этого надо постоянно заниматься воспитанием экологической культуры и повышением уровня экологических знаний, начиная с младшего школьного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Экологическая компетентность учащегося – это интегративное качество личности, определяющее ее способность взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности. Теоретическое направление включает: • формирование экологического сознания в ходе изучения предмета «Биология»; • самообразование учащихся в процессе выполнения специальных проектов, рефератов, докладов, сообщений, исследовательской деятельности. Практическое направление включает: формирование основных экологических умений и навыков, опыта практической экологической деятельности; привитие умений и навыков соблюдения норм и правил поведения в природе. В процессе формирования экологической компетентности учащихся используются следующие организационные формы: • массовые (конференции, олимпиады, выставки, фестивали, тематические недели, субботники и др.); • групповые (разные формы уроков, презентации, практические занятия, деловые игры, экскурсии и др.); • индивидуальные (консультации, беседы и др.). Основные виды ключевых экологических компетенций: Предметная компетенция- Получение знаний из реальной действительности, использование статистических данных, опорных карт, других источников биологической информации, личностного опыта учащихся Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция - это статистические данные, тематические данные, учебник, другие источники биологических знаний Личностная значимость компетенции- Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умения ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно о результатах своей работы. При обучении биологии экологизация учебной программы предполагает взаимосвязь определенных тем учебной и вне учебной эколого-ориентированной деятельности учащихся. В связи с этим поурочное планирование предполагает разные формы и методы творческой деятельности по учебному курсу. При проведении уроков биологии я ориентируюсь на: Поиск новых форм и способов передачи экологических знаний; (технология интерактивного обучения и технология проектной деятельности) Ориентацию личности ученика на активное участие в решении конкретной экологической проблемы; (эссе, тематические книжки-малышки, и др.) Формирование чувства личной ответственности за качество окружающей среды; Оказание конкретной помощи природе; (субботники, работа на пришкольном учебно-практическом участке, создание агит-брошюр и др.) Из опыта работы по формированию экологической компетентности. На уроках биологии формирую умения и навыки, относящиеся к компетенции: • умение анализировать, сопоставлять полученную информацию; • умение устанавливать причинно-следственные связи; • умение делать выводы; • умение делать прогноз Моя задача - показать учащимся значимость биологических и экологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни. Ведь, чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников и применять знания в повседневной жизни. Основные критерии и показатели сформированности экологической компетентности учащихся мною определены следующие: • когнитивный (полнота, прочность и осознанность экологических знаний); • мотивационно-ценностный (сформированность мотивов поведения и деятельности в природе, степень проявления познавательного интереса к экологическим проблемам, понимание ценности природы, необходимости ее сохранения); • деятельностно-практический (сформированность экологических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в природе, наличие опыта практической экологической деятельности). Экологическая компетентность включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический. Когнитивный компонент предполагает сформированность системы экологических знаний (естественнонаучных, мировоззренческих, нормативно-правовых, практических), выступающих в основе выбора способа осуществления экологической деятельности. Под мотивационно-ценностным компонентом мы понимаем сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: интересов, потребностей, убеждений, ценностных представлений, побуждающих осуществлять экологическую деятельность; социально значимых мотивов (гражданско-патриотических – любовь к Родине, ее природе, желание приумножать и сохранять природные богатства; гуманистических – руководство в экологической деятельности чувством добра, милосердия, желанием охранять природу; эстетических – ощущение и понимание красоты природы), экологически значимых личностных качеств (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности). Деятельностно-практический компонент обеспечивает сформированность экологических умений и навыков, соблюдение норм и правил поведения в природе с учетом природоохранных требований, практического опыта экологической деятельности. Трудно говорить о сформированности высокого уровня экологической компетентности учащихся, пока в нашем обществе существуют проблемы: Низкая экологическая культура большей части населения. Отношение к окружающей среде несознательное эгоистичное. Духовное оскудение человека, отчуждение человека от природы привели к созданию системы ценностей общества потребления, основанного на эгоизме и прагматизме. Качественное содержание и процесс экологического обучения выходит далеко за рамки учебника биологии, но позволяет сблизить учащихся с проблемами общества, что способствует воспитанию активного гражданина своей страны. | |
Просмотров: 2069 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|