Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Тема урока: «Живые организмы. Основные свойства живых организмов.»
Тема урока: «Живые организмы. Основные свойства живых организмов.»

Учитель биологии Суюндыкова М.Б.
г.Актобе ,сшг № 11

Цели урока:
1. Показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.
2. Повторить тему: «Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы».
Задачи:
• Образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;
• Развивающая: продолжать формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;
• Воспитательная: эстетическое воспитание: показать гармоничность всего живого и его целесообразность.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: экология, история, цитология.
Обеспечение занятия:
1) Наглядные пособия; таблица «Уровни организации жизни»;
2) Раздаточный материал
3) Оборудование: дополнительная литература.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, подготовка аудитории к работе, наличи учащихся.
2. Проверка знаний учащихся. Метод: фронтальный опрос. Вопросы: работа по карточкам. Дополнительные вопросы.
3. Повторение темы «Система органического мира. Царство бактерий и грибов. Вирусы»
4. Изложение нового материала. Тема: «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов».
План:
1) Определение понятия «жизнь»
2) Системность и организованность жизни
3) Основные свойства живых систем
5. Сообщение домашнего задания: 1) глава 1, с.8-11, вопросы 1-10, с.11; 2) повторить 7 кл. с.8-27; с.242-243.
6. Закрепление изученного материала. Обсуждение результатов заполнения таблицы
7. Подведение итогов занятия: 1) оценить степень реализации поставленных на уроке целей; 2) оценить работу учеников во время урока.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
1. Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.
2. Перечислите известные вам методы общей биологии.
3. Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?
4. Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?
Индивидуальная работа учащихся по карточкам
Карточка 1
Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:
• Палеонтологический;
• Сравнительно-аналитический;
• Сравнительно-эмбриологический.
Карточка 2
Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:
• Биогеографический;
• Популяционный;
• Моделирование.
Карточка 3
Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:
• Иммунологический
• Паразитологический
• Генетический
Карточка 4
Дайте определения: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры.

Повторение темы «Система органического мира. Царство грибов и бактерий. Вирусы».
Вопросы для повторения:
1. Давайте вспомним систему живой природы. Царство «Растения». Царство «Животные»
2. Что вы помните о бактериях? (Строение, питание, рамножение)
3. Дайте общую характеристику группы «Грибы» на примере отдела «Настоящие грибы»
4. Что вы можете рассказать о вирусах?

Рассказ учителя с элементами беседы по плану:
1. Определение понятия «Жизнь». Что такое жизнь? Что отличает живое от неживого? По какому признаку считать объект живым? (Рассказ о вирусах). Задание: найти определение понятия «жизнь», выписать в тетрадь.
2. Системность и организованность жизни (беседа – повторить царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы). Вспомнить уровни организации живого. Как взаимодействуют между собой все эти уровни?
3. Основные свойства живых систем: а) какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных? б) какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур?
Рассмотрим остальные свойства живых систем (работа с таблицей, используя учебник и дополнительную литературу):
Основные свойства живых систем
Свойство Проявление свойства
Единство химического состава Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента: углерод, кислород, азот и водород.
Обмен веществ и энергии Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов.
Самовоспроизведение или размножение Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК.
Наследственность Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение
Изменчивость Способность организмов приобретать новые признаки и свойства
Рост и развитие Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования
Раздражимость Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия: организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды.
Дискретность Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.
Саморегуляция Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов

Закрепление. Обсуждение результатов заполнения таблицы.
Домашнее задание.
1) Глава 1 с.8-11, вопросы 1-10, с.11 (устно)
2) Повторить 7 кл. с. 8-27; с. 242-243.
Категория: Биология | Добавил: Наталья4900 (2013-11-27) | Автор: Суюндыкова М.Б. E
Просмотров: 4483 | Рейтинг: 4.8/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru