Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока: «Живые организмы. Основные свойства живых организмов.» Учитель биологии Суюндыкова М.Б. г.Актобе ,сшг № 11 Цели урока: 1. Показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем. 2. Повторить тему: «Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы». Задачи: • Образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого; • Развивающая: продолжать формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы; • Воспитательная: эстетическое воспитание: показать гармоничность всего живого и его целесообразность. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа. Межпредметные связи: экология, история, цитология. Обеспечение занятия: 1) Наглядные пособия; таблица «Уровни организации жизни»; 2) Раздаточный материал 3) Оборудование: дополнительная литература. Ход урока 1. Организационный момент: приветствие, подготовка аудитории к работе, наличи учащихся. 2. Проверка знаний учащихся. Метод: фронтальный опрос. Вопросы: работа по карточкам. Дополнительные вопросы. 3. Повторение темы «Система органического мира. Царство бактерий и грибов. Вирусы» 4. Изложение нового материала. Тема: «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов». План: 1) Определение понятия «жизнь» 2) Системность и организованность жизни 3) Основные свойства живых систем 5. Сообщение домашнего задания: 1) глава 1, с.8-11, вопросы 1-10, с.11; 2) повторить 7 кл. с.8-27; с.242-243. 6. Закрепление изученного материала. Обсуждение результатов заполнения таблицы 7. Подведение итогов занятия: 1) оценить степень реализации поставленных на уроке целей; 2) оценить работу учеников во время урока. Фронтальный опрос учащихся по вопросам: 1. Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука. 2. Перечислите известные вам методы общей биологии. 3. Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод? 4. Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии? Индивидуальная работа учащихся по карточкам Карточка 1 Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: • Палеонтологический; • Сравнительно-аналитический; • Сравнительно-эмбриологический. Карточка 2 Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: • Биогеографический; • Популяционный; • Моделирование. Карточка 3 Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: • Иммунологический • Паразитологический • Генетический Карточка 4 Дайте определения: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры. Повторение темы «Система органического мира. Царство грибов и бактерий. Вирусы». Вопросы для повторения: 1. Давайте вспомним систему живой природы. Царство «Растения». Царство «Животные» 2. Что вы помните о бактериях? (Строение, питание, рамножение) 3. Дайте общую характеристику группы «Грибы» на примере отдела «Настоящие грибы» 4. Что вы можете рассказать о вирусах? Рассказ учителя с элементами беседы по плану: 1. Определение понятия «Жизнь». Что такое жизнь? Что отличает живое от неживого? По какому признаку считать объект живым? (Рассказ о вирусах). Задание: найти определение понятия «жизнь», выписать в тетрадь. 2. Системность и организованность жизни (беседа – повторить царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы). Вспомнить уровни организации живого. Как взаимодействуют между собой все эти уровни? 3. Основные свойства живых систем: а) какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных? б) какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур? Рассмотрим остальные свойства живых систем (работа с таблицей, используя учебник и дополнительную литературу): Основные свойства живых систем Свойство Проявление свойства Единство химического состава Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента: углерод, кислород, азот и водород. Обмен веществ и энергии Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов. Самовоспроизведение или размножение Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК. Наследственность Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение Изменчивость Способность организмов приобретать новые признаки и свойства Рост и развитие Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования Раздражимость Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия: организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды. Дискретность Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Саморегуляция Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов Закрепление. Обсуждение результатов заполнения таблицы. Домашнее задание. 1) Глава 1 с.8-11, вопросы 1-10, с.11 (устно) 2) Повторить 7 кл. с. 8-27; с. 242-243. | |
Просмотров: 4483 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|