Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока: Основная среда обитания организмов. Учитель биологии и химии Авшенюков В.А. Северо-Казахстанская область. Айыртауский р-он . с Агынтай батыр. Златогорская СШ. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о средах обитания организмов. <br /><br /> Задачи: Образовательные: Сформировать знания и представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов. Раскрыть значение основных сред обитания организмов и их взаимосвязь. Выделить приспособления организмов связанные со средой. <br /><br /> Развивающие: Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, отрабатывать навыки работы по составлению схем, делать сравнение, выводы к ним, решать проблемные задачи. Расширить представление учащихся о средах жизни. Развить познавательный интерес. <br /><br /> Воспитательные: Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде. Воспитание внимательности, активности, расширение кругозора, развитие любознательности, осмысленности при индивидуальной и групповой форме обучения Тип урока: Урок обобщения и систематизации. Вид урока: Урок семинар. Оборудование: Таблица «Среда обитания организмов». Мультимедийное оборудование. Видеофрагменты. <br /><br /> Ход урока. <br /><br /> 1. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, быстрое включение учащихся в деловой ритм). 2. Сообщение темы и цели урока: <br /><br /> • Вот перед нами словосочетание “среда обитания”, что означает данное понятие? Необходимо дать наиболее полное определение данному понятию. Помощь в определении термина вам окажут авторитетные люди, приглашенные на наш урок, давайте зададим этот вопрос им? • Слайд 1. Гость урока. Прослушав сообщение, ученики делают выводы в группах, и определяют более точное определение термина «среда обитания». • Слайд 2.Определение термина среда обитания. Среда, в которой развивается любой организм, сложившаяся естественно-исторически и удобная для размножения потомков, называется СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ. • Слайд 3. Основные среды обитания. <br /><br /> Задание в группах: Заселить среды обитания соответствующими организмами. <br /><br /> • Слайд 4. Водная среда обитания. Задание в группах: Определить значение гидросферы в природе для живых организмов, сделать выводы. • Слайд 5. Значение воды. Предлагается просмотреть видеофрагмент, раскрывающий значение воды в природе. <br /><br /> Задание в группах: Представьте что вы обитатель морских глубин, определите влияние абиотических факторов в водной среде обитания. Данные внести в таблицу. (См приложение). После работы учащиеся делают сообщения и выводы. • Слайд 6. Гость урока. КУСТО Жак Ив. Французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок, изобретатель акваланга, автор популярных книг и фильмов. <br /><br /> КУСТО Жак Ив – Здравствуйте, я очень рад, что меня пригласили на ваш урок в качестве эксперта по водной среде обитания. И для вас я приготовил видеофрагмент, раскрывающий всю красоту, неповторимые краски и тайны океана. От вас потребуется внимательность, чтобы определить уровни приспособленности гидробионтов в водной среде обитания. Удачи вам мои юные друзья! <br /><br /> • Слайд 7. Водный мир. Просмотр видеофрагмента, повествующий о водной среде обитания. Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов. • Слайд 8. Вода - основа жизни. Видеофрагмент раскрывающий биологическую роль воды. Вопросы: 1.Какими физико - химическими особенностями обладает водная среда обитания? 2.Какие организмы обитают в воде? 3.Какие приспособления в процессе эволюции сформировались у водных обитателей? 4.Что такое гидробионты? 5.Какие организмы ведут смешанный образ жизни вода – суша, смогут ли они обитать только в одной среде обитания? • Слайд 9. Наземно-воздушная среда обитания. Задание в группах: Определить влияние абиотических факторов в наземно-воздушной среде обитания. Данные внести в таблицу, сделать выводы. • Слайд 10. Гость урока. Иван Игоревич Затевахин. Кандидат биологических наук, ведущий популярной телепередачи "Диалоги о животных". <br /><br /> ЗАТЕВАХИН Иван Игоревич – Мне очень приятно быть участником вашего урока, и гидом по наземно - воздушной среде обитания, богатой своим великолепием и разнообразием. Посмотрите представленные видеофрагменты, которые наглядно демонстрируют морфологические, физиологические и поведенческие уровни приспособленности организмов к данной среде обитания. Желаю успехов! • Слайд 11. Видеофрагмент. Филин. • Слайд 12. Видеофрагмент. Гепард. • Слайд 13. Видеофрагмент. Белый медведь • Слайд 14. Видеофрагмент. Пингвин. Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения, ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов, делают сообщения и выводы. Вопросы: 1.Какие организмы обитают в данной среде обитания? 2.Какие климатические особенности присутствуют в данной среде обитания, как они отражаются на животных? 3. Какие организмы ведут смешанный образ жизни, смогут ли они обитать только в одной среде обитания? • Слайд 15. Почвенная среда обитания. Задание в группах: Определить значение почвенных организмов и влияние абиотических факторов в почвенной среде обитания. Данные внести в таблицу, сделать выводы. • Слайд 16. Гость урока. Докучаев Василий Васильевич. Биолог, геолог, основатель науки о почве – почвоведении. <br /><br /> ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич – Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна на первый взгляд, как жизнь в воде или на суше. Жизнь в почве представлена микро и макрофауной. Плотность заселения почвы мала, но и в этой среде обитания, безусловно, есть свои плюсы и минусы. <br /><br /> Задание в группах: Определить влияние абиотических факторов в почвенной среде обитания. Данные внести в таблицу, сделать выводы. • Слайд 17. Видеофрагмент. Микрофауна. • Слайд 18. Видеофрагмент. Макрофауна. Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности почвенных организмов, делают сообщения и выводы. Вопросы: 1.Что такое микрофауна? 2.Что такое макрофауна? 3.Учавствуют ли почвенные организмы в формировании плодородного слоя земли? • Слайд 19. Среда обитания - живые организмы. Задание в группах: Определить биологическое значение организмов ведущих паразитический образ жизни и влияние на них абиотических факторов. Определить их уровни приспособленности. Данные внести в таблицу, сделать выводы. Вопросы: 1.Какие организмы ведут паразитический образ жизни? 2.Всегда ли паразиты живут в теле чужого организма? 3.Имеют ли паразиты хорошо развитые внутренние и внешние органы? • Слайд 18. Гость урока. Дроздов Николай Николаевич. Автор и ведущий популярной телепередачи «В мире животных». <br /> ДРОЗДОВ Николай Николаевич – Добрый день мои юные друзья, я и мои коллеги очень надеемся, что полученные знания помогут вам в дальнейшем изучении такой важной науки как биология. Вы должны понимать, что наша планета живая, это огромный суперорганизм с его красотой и неповторимостью. И наша с вами задача постараться сберечь этот мир и не допустить разрушения этих сред обитания с их замечательными жителями. • Слайд 20. Человеческая деятельность и природа. Видеофрагмент, показывающий отрицательное действие человека на природу. • Слайд21.Во имя жизни. • Слайд.22.Заключение. <br /><br /> Итоги: Домашнее задание: | |
Просмотров: 1434 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|