Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии "Основная среда обитания организмов"
Тема урока: Основная среда обитания организмов.
Учитель биологии и химии Авшенюков В.А.
Северо-Казахстанская область. Айыртауский р-он . с Агынтай батыр. Златогорская СШ.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о средах обитания организмов. <br /><br />
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания и представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов.
Раскрыть значение основных сред обитания организмов и их взаимосвязь. Выделить приспособления организмов связанные со средой. <br /><br /> Развивающие:
Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, отрабатывать навыки работы по составлению схем, делать сравнение, выводы к ним, решать проблемные задачи.
Расширить представление учащихся о средах жизни.
Развить познавательный интерес. <br /><br />
Воспитательные:
Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде.
Воспитание внимательности, активности, расширение кругозора, развитие любознательности, осмысленности при индивидуальной и групповой форме обучения
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации.
Вид урока:
Урок семинар.
Оборудование:
Таблица «Среда обитания организмов». Мультимедийное оборудование. Видеофрагменты. <br /><br /> Ход урока. <br /><br />
1. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, быстрое включение учащихся в деловой ритм).
2. Сообщение темы и цели урока: <br /><br />
• Вот перед нами словосочетание “среда обитания”, что означает данное понятие?
Необходимо дать наиболее полное определение данному понятию. Помощь в определении термина вам окажут авторитетные люди, приглашенные на наш урок, давайте зададим этот вопрос им?
• Слайд 1. Гость урока.
Прослушав сообщение, ученики делают выводы в группах, и определяют более точное определение термина «среда обитания».
• Слайд 2.Определение термина среда обитания.
Среда, в которой развивается любой организм, сложившаяся естественно-исторически и удобная для размножения потомков, называется СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ.
• Слайд 3. Основные среды обитания. <br /><br />
Задание в группах: Заселить среды обитания соответствующими организмами. <br /><br />
• Слайд 4. Водная среда обитания.
Задание в группах: Определить значение гидросферы в природе для живых организмов, сделать выводы.
• Слайд 5. Значение воды. Предлагается просмотреть видеофрагмент, раскрывающий значение
воды в природе. <br /><br /> Задание в группах: Представьте что вы обитатель морских глубин, определите влияние абиотических факторов в водной среде обитания. Данные внести в таблицу. (См приложение).
После работы учащиеся делают сообщения и выводы.
• Слайд 6. Гость урока. КУСТО Жак Ив. Французский океанограф, зачинатель подводных
исследований и киносъемок, изобретатель акваланга, автор популярных книг и фильмов. <br /><br />
КУСТО Жак Ив – Здравствуйте, я очень рад, что меня пригласили на ваш урок в качестве эксперта по водной среде обитания. И для вас я приготовил видеофрагмент, раскрывающий всю красоту, неповторимые краски и тайны океана. От вас потребуется внимательность, чтобы определить уровни приспособленности гидробионтов в водной среде обитания. Удачи вам мои юные друзья! <br /><br />
• Слайд 7. Водный мир. Просмотр видеофрагмента, повествующий о водной среде обитания.
Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов.
• Слайд 8. Вода - основа жизни. Видеофрагмент раскрывающий биологическую роль воды.
Вопросы:
1.Какими физико - химическими особенностями обладает водная среда обитания?
2.Какие организмы обитают в воде?
3.Какие приспособления в процессе эволюции сформировались у водных обитателей?
4.Что такое гидробионты?
5.Какие организмы ведут смешанный образ жизни вода – суша, смогут ли они обитать только в одной среде обитания?
• Слайд 9. Наземно-воздушная среда обитания.
Задание в группах: Определить влияние абиотических факторов в наземно-воздушной среде обитания. Данные внести в таблицу, сделать выводы.
• Слайд 10. Гость урока. Иван Игоревич Затевахин. Кандидат биологических наук, ведущий
популярной телепередачи "Диалоги о животных". <br /><br />
ЗАТЕВАХИН Иван Игоревич – Мне очень приятно быть участником вашего урока, и гидом по
наземно - воздушной среде обитания, богатой своим великолепием и разнообразием. Посмотрите представленные видеофрагменты, которые наглядно демонстрируют морфологические, физиологические и поведенческие уровни приспособленности организмов к данной среде обитания.
Желаю успехов!
• Слайд 11. Видеофрагмент. Филин.
• Слайд 12. Видеофрагмент. Гепард.
• Слайд 13. Видеофрагмент. Белый медведь
• Слайд 14. Видеофрагмент. Пингвин.
Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения, ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности живых организмов, делают сообщения и выводы.
Вопросы:
1.Какие организмы обитают в данной среде обитания?
2.Какие климатические особенности присутствуют в данной среде обитания, как они отражаются на животных?
3. Какие организмы ведут смешанный образ жизни, смогут ли они обитать только в одной среде обитания?
• Слайд 15. Почвенная среда обитания.
Задание в группах: Определить значение почвенных организмов и влияние абиотических факторов в почвенной среде обитания. Данные внести в таблицу, сделать выводы.
• Слайд 16. Гость урока. Докучаев Василий Васильевич. Биолог, геолог, основатель науки
о почве – почвоведении. <br /><br />
ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич – Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна на первый взгляд, как жизнь в воде или на суше. Жизнь в почве представлена микро и макрофауной. Плотность заселения почвы мала, но и в этой среде обитания, безусловно, есть свои плюсы и минусы. <br /><br />
Задание в группах: Определить влияние абиотических факторов в почвенной среде обитания. Данные внести в таблицу, сделать выводы.
• Слайд 17. Видеофрагмент. Микрофауна.
• Слайд 18. Видеофрагмент. Макрофауна.
Задание в группах: После просмотра и краткого обсуждения ученики делают записи в таблицу и определяют уровни приспособленности почвенных организмов, делают сообщения и выводы.
Вопросы:
1.Что такое микрофауна?
2.Что такое макрофауна?
3.Учавствуют ли почвенные организмы в формировании плодородного слоя земли?
• Слайд 19. Среда обитания - живые организмы.
Задание в группах: Определить биологическое значение организмов ведущих паразитический образ жизни и влияние на них абиотических факторов. Определить их уровни приспособленности. Данные внести в таблицу, сделать выводы.
Вопросы:
1.Какие организмы ведут паразитический образ жизни?
2.Всегда ли паразиты живут в теле чужого организма?
3.Имеют ли паразиты хорошо развитые внутренние и внешние органы?
• Слайд 18. Гость урока. Дроздов Николай Николаевич. Автор и ведущий популярной
телепередачи «В мире животных».
<br />
ДРОЗДОВ Николай Николаевич – Добрый день мои юные друзья, я и мои коллеги очень надеемся, что полученные знания помогут вам в дальнейшем изучении такой важной науки как биология.
Вы должны понимать, что наша планета живая, это огромный суперорганизм с его красотой и неповторимостью. И наша с вами задача постараться сберечь этот мир и не допустить разрушения этих сред обитания с их замечательными жителями.
• Слайд 20. Человеческая деятельность и природа. Видеофрагмент, показывающий отрицательное действие человека на природу.
• Слайд21.Во имя жизни.
• Слайд.22.Заключение. <br /><br />
Итоги:
Домашнее задание:
Категория: Биология | Добавил: Leon (2013-12-04) | Автор: Авшенюков Владимир Александрович E
Просмотров: 1434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru