Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок биологии в 6 классе на тему: «Образование плодов, размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов». Разработан учителем биологии КГУ СОШ № 40 «ГУ Отдел образования г. Семей» ВКО Нугумановой Ляззат Оразбековной. Цель урока: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения, о его строении и значении. Задачи: 1. Обучающие: закрепить знания о генеративных органах растения; изучить особенности строения плодов и семян, их разнообразие и значение в жизни человека. 2. Развивающие: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; формировать умения сравнивать объекты, делать выводы на основе сравнения; развивать память, мышление учащихся. 3. Воспитательные: Продолжить воспитание внутренней мотивации к учению через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, любознательность; расширять кругозор учащихся, воспитание бережного отношения к живой природе. Оборудование: презентация «Образование и разнообразие плодов», модели цветков, плоды (муляжи и натуральные), клубень, луковица; рабочие листы, иллюстрации. На каждую парту для практической работы на тарелках плоды (апельсин, мандарин, бобы, семечки, яблоко, орехи), салфетки, вилки. Раздаточный материал: кроссворды, таблица с классификацией плодов, таблица «Классификация плодов». Формы и методы: фронтальная работа индивидуальная работа работа в парах методы, активизирующие мышление наглядный метод обучения практическая работа. Ход урока: I. Организационный момент - Ребята, наши знания – это богатство, и сегодня нам нужно будет использовать это богатство. Давайте повторим ранее изученный материал и познакомимся с новой темой. И я желаю вам на уроке плодотворно потрудиться. II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по рабочим листам - Вспомним, что мы уже знаем о растениях. 1 задание: - Назовите вегетативные и генеративные органы растения (отвечают с места). 2 задание: - Назовите части цветка и запишите в рабочих листах (один ученик работает у доски, указывая на цифры и по порядку и называя части цветка, остальные на местах заполняют аналогичную схему в рабочих листах). 3 задание: - Мы научились записывать формулы цветка. Давайте расскажем о данных моделях цветков (у доски работают с моделями четверо учащихся). 4 задание: - Из каких частей состоит семя растений? (Один ученик работает у доски, остальные заполняют листы на местах). III. Постановка проблемы Учитель читает стихотворение: У растений орган есть, Что нельзя и глаз отвесть! Самый яркий и заметный, Ароматный, разноцветный. Если ты всего знаток, Он называется (цветок)! Как тот орган отцветет, Образуется в нем... (плод). - Сегодня на уроке предметом нашего изучения будут плоды (учитель выкладывает плоды на стол, учащиеся их называют). Но еще в ней есть что-то лишнее (клубень, луковица). Определите, что это? И почему вы считаете это здесь лишним? IV. Изучение нового материала - Из чего образуются плоды? - А что находится внутри каждого плода? - Для чего растению семена? - Молодцы! Итак, вы сами дали определение, что такое плод. Плод - это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. Давайте попробуем плоды, находящиеся на тарелках разделить на две группы. Для этого возьмите вилку и проколите аккуратно каждый плод. Что вы увидели? - Все ли плоды удалось проколоть? (Нет). Почему? (Оболочка плода жесткая). Что изменилось после прокалывания? (Из одних плодов вытекает сок, а из других – не вытекает). Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (Сочные). А как назвать те плоды, из которых сок не вытекает? (Сухие) На какие группы можно поделить плоды? - Помогите мне составить схему, которая так и будет называться «Классификация плодов», в которой плоды делятся на сочные и сухие. - Запишите в рабочих листах: сочные плоды делятся ещё на две группы: односемянные и многосемянные. Чем они отличаются? Приведите примеры. Физкультминутка - Давно-давно не было дождя, овощи и фрукты завяли: сначала опустились головки, потом - листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети имитируют действия). Вдруг закапал дождик, фрукты и овощи начали оживать. Выпрямились стебельки, потом листики, поднялись головки. Подул ветерок (поднимают руки над головой). Зашевелились стебельки (покачивают руками.) Затих ветерок (опускают руки вниз). - Давайте посмотрим презентацию и узнаем, как распространяются семена в природе. Также рассмотрите таблицу на странице 96 учебника и запишите способы распространения семян и плодов. Показ презентации «Распространение семян в природе» - Решаем проблемный вопрос: «Почему необходимо распространять семена?» Ответ: «Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду». Запись в рабочих листах: Способы распространения семян • Животными и человеком. • Ветром. • Самораспространение. • Водой. - Интересно, где и как человек использует плоды? (В пищу, для приготовления соков, морсов, в консервировании, для отжима масла и др.). - Врачи рекомендуют в пищевом рационе использовать больше продуктов растительного происхождения, особенно в зимний период. Как это можно объяснить? (Учащиеся заполняют в рабочих листах таблицу). ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Развитие семени Продукты питания Созревание семян Корм скоту Расселение растений Лекарство Пища для животных Сырьё в промышленности Освоение новых территорий VI. Закрепление изученного материала Задание. - Расшифруйте названия плодов, закодированные в предложенных ниже сочетаниях букв: ЧТОРУКС, АНСТЯКОК, ЯМКНЕСА, ЯАДОГ. Назовите сочный односемянный плод. - Соотнесите растение и плод: (Использование раздаточного материала) а) Боб 1. Кабачок б) Стручок 2. Подсолнечник в) Коробочка 3. Помидор г) Ягода 4. Апельсин д) Яблоко 5. Мак е) Тыквина 6. Лещина ж) Померанец 7. Фасоль з) Семянка 8. Рожь и) Зерновка 9. Вишня к) Орех 10. Капуста л) Костянка 11. Груша - Разгадайте кроссворд. Кроссворд «Плоды» 1. Плод ячменя, пшеницы, ржи. 2. Плод дуба. 3. Плод груши, яблока, рябины. 4. Плод подсолнечника. 5. Плод мака, льна, табака. 6. Плод сливы, вишни, черемухи. 7. Плод капусты, репы, редиса. 8. Плод арбуза, тыквы, огурца, дыни. 9. Плод фундука, лещины. 10. Плод черники, клюквы, смородины. 11. Плод гороха, фасоли, акации. 12. Разросшаяся и видоизменившаяся стенка завязи – часть плода. IX. Итог урока - О чём мы сегодня говорили на уроке? Что узнали нового? - Что вам понравилось на уроке? Выставление оценок учащимся за работу на уроке. Выступление учащихся (чтение стихотворений) Почему цветут цветы, Это знаем я и ты: Ведь у каждого растения Семя есть для продолжения. Плод созреет, упадет – Семя в землю попадет. Потому растут цветы, Каждый год растут деревья И приносят нам плоды. Почему мы устаем? Плохо спим, лекарства пьем? Потому что витаминам Мы вниманья не даем. Овощи, фрукты нужны нам всегда, Без них человеку – просто беда. Нигде не найдет ценнее он клад – Здоровьем каждый будет богат! К чему мы все это вам говорим? Чтоб знали природу и ей дорожили. Любите природу, заботьтесь о ней, Она сейчас многих вещей поважнее. И счастье нашей планеты Земля, Зависит, быть может, и от тебя. - Подумайте перед тем, как сорвать цветок у растения, потому что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животному. - А сейчас покажите мне, как вы сегодня работали на уроке. Выразите это с помощью смайликов: 1. Я работал(а) активно, мне всё понятно, урок мне понравился! 2. Я сегодня почти не работал(а) на уроке, больше наблюдал и слушал, но мне всё понятно. 3. Мне ничего не понятно, я расстроен. - Молодцы! Сегодня вы все работали отлично! | |
Просмотров: 4265 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|