Интегрированный урок по естествознанию. Тема: Лекарственные растения Учитель биологии- Козленко Любовь Николаевна Цель: Сформировать представления у учащихся: -о лечебных свойствах органов цветковых растений; -правила их сбора; - о ядовитых растениях и первой помощи при отравлениях; -о правилах поведения в природе; -экологическую культуру. Научить правильно устраивать привал, разжигать костер и исполь-зовать лекарственные растения при мозолях, головной боли и рас-стройствах желудка и кишечника. Тип урока: интегрированный. Форма: лекция, беседа. Оборудование: таблица «Лекарственные растения», рисунки ле-карственных растений, видеофильм Жданова «Очки пора снимать» (фрагмент как лечатся собаки), гербарий лекарственных растений, книги «Красная книга Казахстана, «Заповедники Казахстана», «Растения Казахстана», фи-зическая карта Казахстана. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с лекарствен-ными растениями и их лечебными свойствами. Узнаем какие части растения, что лечат и в какое время года и даже дня их надо соби-рать. Сегодняшний урок относится к разряду интегрированных. Именно поэтому к нам на урок приглашены учителя географии и ОБЖ. Учитель ОБЖ расскажет нам о свойствах ядовитых растений и пра-вилах оказания первой помощи в случае отравления. Учитель географии ознакомит вас с заповедниками Казахстана и лекарственными растениями, произрастающими там. I. Люди издавна пользовались дарами природы для предупреждения и лечения различных заболеваний. Возможно, первые люди руко-водствовались в выборе лекарств инстинктом, как это сейчас дела-ют больные животные. Но чаще всего они шли империческим пу-тем риска и ошибок. Постепенно вырабатывалась способность улавливать эти связи между причиной и следствием запоминать эти связи. Миллионы лет в течении которых шла эволюция человека, накапливались эти знания и передавались из поколения в поколе-ние. Долгое время растения оставались почти единственным лекар-ственным средством. Тайной целебных трав владели лекари древних государств Египта, Индии, Китая, Греции и др. Богатые сведения о лекарственных рас-тениях накопились в монастырях, где монахи собирали травы и ле-чили ими людей задолго до изобретения таблеток. Всего в мире насчитывается 33 тысячи видов болезней, поражаю-щих человека. Кто нападает на человека, от чего мы болеем, как нам предостеречься от болезней и как правильно лечиться, если уже заболел- об этом мы сейчас и поговорим. II. Вы знаете, что все живые организмы делятся на 4 царства. Перечислите их. Правильно, Это бактерии, грибы, растения, животные. А теперь поговорим, кто из этих организмов поселяется в человеке и застав-ляет его страдать. Чем болеет человек? (ответы учащихся) 1. вирусы-грипп, ВИЧ. 2. бактерии- ангина, туберкулез и т.д. 3. одноклеточные грибы-плесени- у животных стрегучий лишай. 4. простейшие- дизентирийная амеба, лямбими в пече-ни,малярия. 5. гельминты-или глисты. 150 видов паразитов поселяется в че-ловеке (показать картинку мальчика с кистой в печени) 6. охарактеризовать каждую группу. Все эти организмы одноклеточные и многоклеточные (глисты) вызывают у человека разные болезни. Человек начинает себя плохо чувствовать. Перечислите мне свои недомогания, не назы-вая болезни. Температура, головная боль, тошнота, иногда рвота. Ребята, объясните: болезни разные, а проявления болезни очень похожи. Почему? Человек для всех этих паразитов окружающая среда, в которую они выбрасывают свои не переработанные отходы. Именно по-этому экскременты и отравляют организм. Они вызывают недо-могание и даже смерть. Что делать? (ответы детей) Верно, нужен врач, анализы и назначение врачей. Самолечение не допустимо. Травники говорят, что любую болезнь можно вылечить травами. Надо только правильно их собирать. При сборе лекарственных растений необходимо соблюдать оп-ределенные требования (см. стр. 114) III. Выступление учащихся о лекарственных растениях. IV. Выступление учителя ОБЖ о ядовитых растениях. Ребята, вы очень много рассказали о лекарственных растениях, об их использовании человеком. Но наряду с лекарственными растениями есть и ядовитые, т.е. растения, содержащие определенные вещества при попадании которых на кожу или слизистую оболочку или внутрь могут вы-звать болезнь или даже смерть человека или животного. Чаще конечно травятся растениями дети до 5 ле. Но по статистике ежегодно от отравления растениями страдают до 15000 человек. Какие же растения считаются ядовитыми? Хочу отметить очень красивый цветок мак снотворный. Поля кра-сивые, много цветов. Мак употребляют в хлебном производстве. Хозяйки часто добавляют мак в выпечку. Но в маке, если употреб-лять его в большом количестве есть вещества-алколоиды, они ведут к аритмии, блокаде сердечной мышцы и его последующей останов-ке. Еще одно распространенное растение- белена черная. Очень ядови-тое растение. Детей привлекают коробочки с семенами, похожими на мак. отравление проявляется через 20-30 минут. Сухость во рту, покраснение лица, шеи, тошнота, рвота, судороги, зрачки расшире-ны, блеск глаз. Зверобой продырявленный-попав в корм скоту, вызывает отравле-ние, лихорадку, особенно чувствительны овцы. Клещевина обыкновенная- культивируется как декоративное расте-ние. Плоды напоминают фасоль. Из семян делают касторовое мас-ло. При попадании семян внутрь- яд попадает в кровь и вызывает склеивание эритроцитов, боль в животе, тошноту, рвоту, судороги, слабый пульс. Оказание первой помощи. 1. Вызвать 03-скорую помощь. 2. До приезда врачей промыть желудок. Дать пострадавшему выпить- лучше всего белковую смесь ( на 0,5 литров воды 2-3 яичных белка размешать и выпить). Через 20-30 минут вы-звать рвоту. Или выпить просто воды с добавлением 0,5 чай-ной ложки соды. Важно, как можно больше вывести яд из же-лудка. Затем нужно согреть пострадавшего- дать выпить горя-чий чай, кофе. Положить грелки к ногам, обязательно выпить активированный уголь по 1 таблетке каждый час (можно вы-пить до 10 таблеток). V. Выступление учителя географии. В Казахстане насчитывается около 6 тысяч видов растений. Среди них есть и деревья великаны и очень маленькие травянистые расте-ния. Многие замечательные растения находятся по угрозой исчезнове-ния. Из-за немереного сбора редкими стали и многие лекарствен-ные растения. В Законе РК «Об особо охраняемых территориях Ка-захстана» говорится, что редкие объекты живой и не живой приро-ды имеют большое научное, культурное, познавательное и лечеб-ное значение и должны охраняться государством. Для этого в Ка-захстане созданы 9 заповедников. Это-Аксу-Жабаглинский, Алма-тинский, Барсакельмесский, Наурзумский, Коргалжинский, Марка-кольский, Устюртский, Западно-Алтайский, Алакольский заповед-ники. Главная целзаповедников- сохранить природу, растения и животных этих краев в первозданном виде. По карте показать месторасположение заповедников. Продемонстрировать фотографии заповедников. 1. Аксу-Жабаглинский заповедник создан в 1926 году. Охранят растительный и животный мир горных районов Южного Ка-захстана. Здесь расположены лучшие леса светолюбивой и за-сухоустойчивой арчи. Это вечнозеленое дерево украшает и за-крепляет каменистые склоны гор. 2. Алматинский заповедник находится на Тянь-Шане. Здесь ли-ственные леса сменяются хвойными. Среди осин, берез, боя-рышника, яблонь встречаются ели. Ель Шренка- одно из цен-нейших деревьев Тянь-Шаня. Высоко в горах растут эдель-вейсы, лютики, горецветы, фиалки. 3. Заповедник Барсакельмес (1939) был организован на острове Аральского моря. В пустынной зоне растут полынь, солянки, жузгун, различные злаки. 4. Украшение Наурзумского заповедника (1959)- сосна обыкно-венная, осиновые и березовые колки. В пределах этого запо-ведника сохранились небольшие участки целинных степей. 5. Коргалжинский заповедник (1958) включает в себя оз. Кор-галжин. травянистые растения прилегающих участков степи- камыш, рогоз, осоки, ковыли, типчаки, несколько видов по-лыни. 6. Маркакольский заповедник (1976) расположен на Алтае. В живописное озеро Маркаколь впадает множество рек. В лесах преобладает кедр, сосна, ель, пихта, осина, береза, рябина. 7. В Устюртском заповеднике (1984) охраняется природа пус-тынных районов Казахстана. Он занимает самую возвышен-ную часть Устюрта. 8. Горные районы Западного Алтая охраняются Западно-Алтайским заповедником (1998). В нем господствуют хвой-ные и сосновые леса, альпийские и субальпийские луга. Мир растений широко представлен редкими, ценными и целебны-ми видами. 9. Самый молодой заповедник- Алакольский (1998). Расположен на востоке Казахстана и охраняет растительный и животный мир оз. Алаколь. В Казахстане издана Красная книга растений, куда внесены ис-чезающие и редкие растения Казахстана. Демонстрация Красной книги. В библиотеке есть книги, посвященные растениям Казахстана. В этих книгах есть описание 150 видов растений с фотографиями. Например, здесь описаны такие лечебные травы, как: шиповник, вейник наземный, ежа сборная, зверобой и многие другие. Сохранить исчезающие и редкие виды лекарственных растений- важнейшая задача жителей Казахстана. Необходимо бережное отношение к каждой травинке. Не торо-питесь срывать красивый цветок, особенно если рядом не видно множества других таких же. Сорванные растения быстро вянут. А в природе они еще долго могли бы радовать нас, отцвести, рассеять семена, из которых разовьются новые растения. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ Там, где пройдет один человек Останется след. Там, где пройдут десять человек Останется тропа. Там, где пройдет тысяча человек Останется пустыня. Бабочка, трава, цветок и птица Не всегда ведь могут защи-титься Если будут уничтожены они На планете останемся одни! Берегите эти земли, эти во-ды Даже малую былиночку лю-бя, Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внут-ри себя.
|