ГИМНАЗИЯ № 132 УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕМА: «О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ» 8 КЛАСС Цель урока: Сформировать представления учащихся о вреде алкоголя посредст-вом выступления людей различных профессий- химиков, социоло-гов, эмбриологов, историков, доказать ребятам как губительно дей-ствует на организм алкоголь. Раскрыть вред и опасность пьянства как социального зла. Воспитывать стойкую нравственную позицию, умение справляться с жизненными проблемами, а не уходить от них с помощью пьянст-ва. Формировать четкую и твердую антиалкогольную жизненную по-зицию. Форма: пресс-конференция. Дидактическое обеспечение. Плакаты, высказывание ученых, картинки. «Если будешь пить В тебе прокиснет кровь Твоих отцов и дедов Стать сильным, как они, Тебе не суждено.» Плакат над доской. «Бедность и преступление, нервные и психические болезни, выро-ждение потомства- вот что делает алкоголь.» В. М. Бехтерев На доске написано: «Пьяница не родит ничего родного» Плутарх «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способ-ности, губит благосостояние семьи и, что всего ужасней, губит ду-шу людей и их потомство» . Толстой Вступительное слово учителя. Ребята, сейчас у вас заканчивается детский период и начинается подростковый- это особый период в жизни человека. В это время закладываются основы физического и духовного здоровья. подрос-ток впервые начинает ощущать себя как личность, хочет все испы-тать на себе, проверить и попробовать. Подросток как бы находится на старте, на самом важном рубеже- он стартует во взрослую жизнь. И встретить ее он должен во всеоружии. Хорошо подготов-ленным физически и морально, в том числе и для борьбы с вред-ными привычками- курением, алкоголем и наркоманией. Сегодня мы поведем пресс-конференцию, на которой выступят лю-ди разных профессий: социолог, историк, медик, юрист, химик, экономист. Все они будут говорить о перечне бед, приносимых ал-коголем. Нет войны, не грохочут залпы и выстрелы, но мы теряем людей, теряем человеческие души, здоровье. Ведущий: Многие считают, что вино снимает напряжение, помогает весело проводить время. Происходит это в силу терапевтического эффек-та, хмель выводит из строя сдерживающие центры. Веселье пьюще-го всегда искусственно. Понаблюдайте за ним со стороны и сами убедитесь, что от вина человек становится развязнее. У пьянства лживые уста. 8 веков назад арабский мыслитель Абу-Фарадж очень образно представил последовательность стадий опьянения. «Вино сообщает каждому, кто его пьет, 4 качества. Вначале человек становится по-хожим на павлина- он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны, начинает со всеми шу-тить и заигрывать. Потом он уподобляется льву, становится само-надеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи.» Историк. Миклухо-Маклай наблюдал у папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже умеющих приготовлять спиртные на-питки. Они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу коко-совых орехов и через несколько дней получали брагу. Чистый спирт начали получать впервые в 6-7 веказ нашей эры ара-бы и назвали его «аль коголь», что означает одурманивающий. пе-регонка вина для получения спирта резко усугубило пьянство. Не исключено, что именно это послужило потом для запрета употреб-ления спиртных напитков. Основоположников ислама Мухаммедом этот закон вошел впоследствии в свод мусульманских законов Ко-рана (7 век н.э.) Распространение пьянства на Руси связано с политикой господ-ствующих классов. С 16 столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При царях Иване и Борисе Годунове учреждаются «царевы каба-ки», дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пыта-лись ограничить употребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запреща-лось выдавать вино пьяницам во время постов, средам и пятницам. Однако по финансовым соображениям вскоре в указ была внесена поправка «чтобы великого государя казне учинить прибыль пью-щих с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддержи-вать пьянство. Правительство царской России понимало, что водка дает басно-словные прибыли. В наше время эти прибыли не меньше. Вопрос к классу «Вы прослушали как вели себя алкоголики в про-шлом веке, а как ведут себя алкоголики нашего столетия? Почему их поведение почти не отличается? Ответ «Деградация личности идет одинаково, потому что человече-ская природа не меняется». Ведущий: Какой вред оказывает алкоголь на организм человека? Попросим ответить на этот вопрос медиков. Медик. Алкоголь всасывается в верхних отделах пищеварительного тракта, через час-полтора его концентрация в крови максимальна. Из крови он поступает в ткани, особенно активно ткани мозга и печени. Вследствие раздражающего действия спирта на слизистую оболоч-ку полости рта и желудка усиливается отделение слюны и желу-дочного сока, что сопровождается повышением аппетита. Попадая в кровь алкоголь вызывает расширение периферических сосудов. Нарушается терморегуляция. Химик. В головном мозге концентрация алкоголя на 60-70 процентов выше, чем в крови. У пьющего человека в мозгу происходит большое ко-личество кровоизлияний, закупорок сосудов. В результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут. При употреблении 100 грамм пива ориентированно погибает 3000 клеток мозга. 100 грамм вина-5000, 100 грамм водки-7500 клеток. За годы у пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливают-ся, алкоголь вызывает полиневриты, психозы. Поражение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхиты. Эти люди чаще всего болеют энцефалитными заболеваниями, страдают авитаминозом. Социолог. Алкоголизм, как заболевание, формируется незаметно для окру-жающих и самого пьющего. Этот период называют бытовым пьян-ством, которое через 5-10 лет может превратиться в хронический алкоголизм. Медики считают, что все симптомы хронического ал-коголизма у подростков проявляются в 8 раз быстрее, чем у взрос-лых. Если взрослым необходимо в среднем 5-10 лет для развития хронического алкоголизма, то подростки через год могут стать ал-коголиками. Эмбриолог. Тема особого разговора- алкоголь и потомство. В наши дни в мире насчитывается около 100 млн. умственно отсталых. Подавляющее большинство из них- дети пьющих родителей. На сегодняшний день вы дети, а завтра родители, поэтому задумайтесь, хотели бы вы иметь больных детей вместо здоровых? Прослушайте следую-щие научные исследования «…от 237 родителей злоупотребляю-щих спиртными напитками родилось 37 плохоразвитых, 55 человек впоследствии заболело туберкулезом, 145 с психическими рас-стройствами. Учёные выдвинули гипотезу, что семьи, созданные из алкоголиков и пьяниц, прекратят своё существование через 150-200 лет». Заключительное слово учителя. Дорогие ребята, вы прослушали выступление разных специалистов, каждый из которых старался раскрыть вам картину пьянства со своей точки зрения. Медики говорили о том, что алкоголь полно-стью разрушает организм, идёт вырождение потомства, нации. Со-циолог говорил, так где пьянство, там царит духовная скудность, хулиганство, нарушение трудовой дисциплины. Подростки отно-сятся к употреблению спиртного легкомысленно, не понимая какая за этим кроется опасность. Процесс возникновения алкоголизма идёт в подростковом возрасте в 5-10 раз быстрее, чем у взрослого. Дорогие ребята, алкоголизм это большая, обширная тема, за такой короткий срок мы не смогли углубленно изучить эту проблему, но мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, что пить нельзя и нико-гда не пили, тогда зло обойдет вас стороной.
|