Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Доклад на методическом совете.
Доклад на методическом совете.

Тема: Межпредметная интеграция на уроках биологии.

В школьной программе по биологии всё еще недостаточное внимание уделяется межпредметным связям. Исходя из практи-ки работы, я считаю что на уроках биологии можно применять межпредметную и внутрипредметную интеграцию, связи эти могут быть прямыми и обратными. Прямые связи используют-ся в том случае, когда новые понятия формируются на базе уже известных; обратные связи- когда ранее сформированные понятия обосновываются новыми связями.
В методической литературе прямые связи получили достаточ-ную разработку и известность, поэтому я хочу кратко показать некоторые обратные связи, используемые мною в педогогиче-ской практике.
Приведу лишь для сравнения примеры связей. Так в VIII клас-се при изучении темы «Введение. Общий обзор организма че-ловека». Для формирования понятий «гигиена человека», «са-нитария», «здравоохранение в РК», использую знания учащихся о болезнетворных вирусах и бактериях, полученные ими в VII классе. В теме «Опорно-двигательная система» при изучении со-става и свойств костей используются знания о свойствах солей из курса неорганической химии. При изучении типов соедине-ния костей и их строение – знания о прочности труб, о рыча-гах, механической работе силе трения из курса физики.
Теперь обратимся к обратным связям. В теме «Введение. Об-щий обзор организма человека» расширяется уже известное по-нятие «строение клетки». В разделе: «Растения», «Животные», учащиеся уже знакомились со строением растительной и животной клеток, рассматривали их через световой микроскоп, получили све-дения о наличии в клетках таких органоидов, как ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли, хлоропласты и др. Для повышения эффектив-ности урока и лучшего усвоения нового материала необходимо, на мой взгляд, установить обратные связи с ранее пройденным мате-риалом, а уже потом познакомить их со строением клетки, по дан-ным электронной микроскопии.
В разделе «Человек и его здоровье» имеются возможности обосно-вать некоторые гигиенические правила, нормы поведения и образа жизни, которые сформировались у учащихся с раннего детства, но не имели научного объяснения. Например, дети дошкольного воз-раста и, конечно школьники знают, что занятие физическими уп-ражнениями, спортом, трудом полезны и способствуют укрепле-нию здоровья- на уроках биологии необходимо обосновать это ут-верждение: регулярное упражнение различных групп мышц, суста-вов, связок усиленно развивает их функции и координацию; под действием тренировки утолщаются мышечные волокна и вся мыш-ца в целом; тренировка благоприятно действует на скелет; при этом особенно сильно развивается те места костей, где прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы; усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребности в кислороде; т.е. способству-ет тренировке дыхательной, сердечно-сосудистой систем, развитию мышц грудной клетки и сердечной мышцы; систематические заня-тия спортом способствуют развитию у школьников таких качеств, как настойчивость, решительность, самообладание.
В курсе «География» учащиеся знакомились с историей основных географических открытий и путешествий. В связи с этим им из-вестно заболевание цингой. В теме «Обмен веществ» необходимо объяснить более подробно причины и сущность данного забо-левания; его возникновение связано с недостатком или отсутствием в пищи человека витамина С, который участвует в клеточных окислительно-восстановительных процессах и активизирует рас-щепление белок ферменты; в организме человека витамин С не синтезируется, поэтому заболевание цингой получило распростра-нение при недостатке свежих овощей, фруктов и мяса.
В теме «Нервная система, органы чувств. Высшая нервная деятель-ность» устанавливается внутрипредметная интеграция с ранее при-обретёнными знаниями по выработке условных рефлексов у жи-вотных (раздел «Животные» VI класс, глава «поведение живот-ных», VII класс глава «Беспозвоночные животные») и с материа-лом о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека (тема: «Введение. Общий обзор организма человека», «Железы внешней и внутренней секреции человека», «Нервная и гуморальная регуляция человека» VIII класс). Сформированные у учащихся знания расширяются и углубляются в процессе изучения строение нервной системы человека, безусловных и условных реф-лексов, высшей нервной деятельности.
В своём выступлении я перечислила только некоторые примеры ус-тановления обратной и меж и внутрипредметной интеграции разде-ла «Человек и его здоровье». Но и этих примеров, на мой взгляд достаточно, чтобы убедиться в необходимости их использования. Благодаря межпредметным связям, прямым и обратным сопряже-ниям их, учащиеся в процессе изучения нового материала не только повторяют, но и научно обосновывают уже известное. В этом и со-стоит преемственность между предметами, их неразрывная связь.

Категория: Биология | Добавил: Андрей (2009-11-08) | Автор: Козленко Любовь Николаевна E
Просмотров: 1732 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru