Доклад на методическом совете. Тема: Межпредметная интеграция на уроках биологии. В школьной программе по биологии всё еще недостаточное внимание уделяется межпредметным связям. Исходя из практи-ки работы, я считаю что на уроках биологии можно применять межпредметную и внутрипредметную интеграцию, связи эти могут быть прямыми и обратными. Прямые связи используют-ся в том случае, когда новые понятия формируются на базе уже известных; обратные связи- когда ранее сформированные понятия обосновываются новыми связями. В методической литературе прямые связи получили достаточ-ную разработку и известность, поэтому я хочу кратко показать некоторые обратные связи, используемые мною в педогогиче-ской практике. Приведу лишь для сравнения примеры связей. Так в VIII клас-се при изучении темы «Введение. Общий обзор организма че-ловека». Для формирования понятий «гигиена человека», «са-нитария», «здравоохранение в РК», использую знания учащихся о болезнетворных вирусах и бактериях, полученные ими в VII классе. В теме «Опорно-двигательная система» при изучении со-става и свойств костей используются знания о свойствах солей из курса неорганической химии. При изучении типов соедине-ния костей и их строение – знания о прочности труб, о рыча-гах, механической работе силе трения из курса физики. Теперь обратимся к обратным связям. В теме «Введение. Об-щий обзор организма человека» расширяется уже известное по-нятие «строение клетки». В разделе: «Растения», «Животные», учащиеся уже знакомились со строением растительной и животной клеток, рассматривали их через световой микроскоп, получили све-дения о наличии в клетках таких органоидов, как ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли, хлоропласты и др. Для повышения эффектив-ности урока и лучшего усвоения нового материала необходимо, на мой взгляд, установить обратные связи с ранее пройденным мате-риалом, а уже потом познакомить их со строением клетки, по дан-ным электронной микроскопии. В разделе «Человек и его здоровье» имеются возможности обосно-вать некоторые гигиенические правила, нормы поведения и образа жизни, которые сформировались у учащихся с раннего детства, но не имели научного объяснения. Например, дети дошкольного воз-раста и, конечно школьники знают, что занятие физическими уп-ражнениями, спортом, трудом полезны и способствуют укрепле-нию здоровья- на уроках биологии необходимо обосновать это ут-верждение: регулярное упражнение различных групп мышц, суста-вов, связок усиленно развивает их функции и координацию; под действием тренировки утолщаются мышечные волокна и вся мыш-ца в целом; тренировка благоприятно действует на скелет; при этом особенно сильно развивается те места костей, где прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы; усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребности в кислороде; т.е. способству-ет тренировке дыхательной, сердечно-сосудистой систем, развитию мышц грудной клетки и сердечной мышцы; систематические заня-тия спортом способствуют развитию у школьников таких качеств, как настойчивость, решительность, самообладание. В курсе «География» учащиеся знакомились с историей основных географических открытий и путешествий. В связи с этим им из-вестно заболевание цингой. В теме «Обмен веществ» необходимо объяснить более подробно причины и сущность данного забо-левания; его возникновение связано с недостатком или отсутствием в пищи человека витамина С, который участвует в клеточных окислительно-восстановительных процессах и активизирует рас-щепление белок ферменты; в организме человека витамин С не синтезируется, поэтому заболевание цингой получило распростра-нение при недостатке свежих овощей, фруктов и мяса. В теме «Нервная система, органы чувств. Высшая нервная деятель-ность» устанавливается внутрипредметная интеграция с ранее при-обретёнными знаниями по выработке условных рефлексов у жи-вотных (раздел «Животные» VI класс, глава «поведение живот-ных», VII класс глава «Беспозвоночные животные») и с материа-лом о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека (тема: «Введение. Общий обзор организма человека», «Железы внешней и внутренней секреции человека», «Нервная и гуморальная регуляция человека» VIII класс). Сформированные у учащихся знания расширяются и углубляются в процессе изучения строение нервной системы человека, безусловных и условных реф-лексов, высшей нервной деятельности. В своём выступлении я перечислила только некоторые примеры ус-тановления обратной и меж и внутрипредметной интеграции разде-ла «Человек и его здоровье». Но и этих примеров, на мой взгляд достаточно, чтобы убедиться в необходимости их использования. Благодаря межпредметным связям, прямым и обратным сопряже-ниям их, учащиеся в процессе изучения нового материала не только повторяют, но и научно обосновывают уже известное. В этом и со-стоит преемственность между предметами, их неразрывная связь.
|