Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Дроздова Марина Валерьевна учитель химии и биологии Северо-Казахстанская область Аккайынский район с. Полтавка Тема: Класс Млекопитающие Цель: формирование представлений о внешнем и внутреннем строении млекопитающих Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Развивающая: развивать внимание, биологическое мышление, самостоятельную работу с учебником. Воспитательная: воспитать интерес к предмету. Оборудование: плакат, учебник, кластер, рисунки животных, технологическая карта План урока 1.Организационный момент 2.Сообщение цели урока 3.Изучение новой темы I. Царство – животные Тип – хордовые Класс – млекопитающие (построение кластера) Слово учителя 1.Известно около 5000 видов млекопитающих 2.Раздел зоологии изучающий млекопитающих называется маммалогия или териология (с греч. зверь) 3. Среда обитания разнообразная (водная, наземно – воздушная, почвенная) 4.Длина тела от 4 см до 33 метров, масса тела от 1,2 до 150 тонн. 5. Каково значение млекопитающих? (ответ учащихся) II. Построение кластера Общие признаки млекопитающих 1.Выкармливают детенышей молоком 2.Имеют постоянную температуру тела 3.Тело покрыто шерстью 4.Зародыш развивается в утробе матери 5.Хорошо развит головной мозг, сложное поведение 6.Имеется наружное ухо – ушная раковина III.Характеристика систем органов (Работа с учебником 5-7 минут в парах с заполнение технологической карты и с последующей проверкой) 1 группа. Кожные покровы, скелет, мышцы. Кожные покровы состоят из эпидермиса, дермы, в которой расположены сальные, потовые, млечные, пахучие железы. На конечностях роговые образования когти, копыта, ногти. Скелет: череп, позвоночник (шейный отдел состоит из 7 позвонков), грудная клетка, плечевой пояс с передними конечностями, тазовый пояс с задними конечностями. Мышцы: имеется мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвует в акте дыхания-диафрагма. 2 группа. Пищеварительная система Более сложная. Имеются мясистые губы, зубы: резцы, клыки, коренные (большие и малые). Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник (тонкий, толстый), прямая кишка. Имеются слюнная железа, печень, поджелудочная железа. 3 группа. Дыхательная система Состоит: ноздри, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, в которые располагаются в грудной клетке. Легкие образованы альвеолами, в которых происходит газообмен. 4 группа. Кровеносная и выделительная система Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Венозная кровь не смешивается с артериальной. Два круга кровообращения большой и малый. Мочевыделительная система представлена: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. 5 группа. Нервная система, органы чувств Передний мозг разделен на два полушария. Наружный слой образует кору головного мозга, покрытую бороздами и извилинами. Хорошо развит мозжечок это связанно с координацией сложных движений. Хорошо развиты органы обоняния и слуха. Появилась ушная раковина (наружное ухо) при помощи, которой улавливаются звуковые волны. Наружное и среднее ухо разделены барабанной перепонкой. В среднем ухе находятся слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. 6 группа. Органы размножения Млекопитающие раздельнополые, оплодотворение внутреннее. Зародыш развивается в матке. Оболочка зародыша соприкасается со стенкой матки, образуется плацента. Через плаценту осуществляется связь и обмен веществ между организмом зародыша и матери. Срок беременности у всех разный кролики 1 мес., корова 9 мес., лошадь 10 мес., у человека 9 мес. 4.Закрепление темы: заполнение таблицы Признаки класса животных Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие 1.Оплодотворение внутреннее 2.Температура тела непостоянная 3. Температура тела постоянная 4.По телу распространяется смешанная кровь 5.Сердце четырехкамерное 6.Сердце трехкамерное 7.В скелете впервые появилась грудная клетка 8.Появилась диафрагма 9.Тело покрыто роговыми чешуйками 10.Мускульный желудок выполняет функцию зубов 11.Есть копчиковая железа 12.Развиты сальные, потовые железы 13.Впервые появились зачатки коры головного мозга 14.Кровь дважды обогащается кислородом 15.Зубы делятся на отдельные группы 16.Размножаются яйцекладением и живорождением 17.Слепые выросты бронхов образуют воздушные мешки 18.Очень хорошо развито обоняние 19.Нет мочевого пузыря 20.Есть левая дуга аорты 21.Есть правая дуга аорты 22.Есть левая и правая дуги аорты 23.Летучая мышь, утконос 24.Дрофа, аист, сокол-балопан, стрепет 25.Гаттерия, хамелеон 5.Представление дополнительной литературы о млекопитающих 6.Домашнее задание текст учебника, доклад о любом из представителей класса млекопитающие. Технологическая карта Ф.И.О. _____________ Класс ______________ Число ______________ Класс Млекопитающие I.Кожные покровы 1.Кожа состоит из 2 слоев: верхнего _____________ и нижнего _________________. 2.Имеется 4 вида желез ____________,___________,____________,__________. 3.Когти, ногти или копыта _________________ образования. II.Скелет и мышцы 1.Скелет состоит из черепа, ___________, _________, плечевого пояса с передними конечностями и тазовый пояс с ____________. 2. В черепе подвижная ___________________. 3.Шейный отдел позвоночника состоит из _____________________. 4.Куполообразная мышца ________________, отделяющая грудную полость от __________. III.Пищеварительная система 1.Появились мясистые __________, а также резцы, ___________, большие и малые __________ зубы. 2.В ротовую полость открываются 3-4 пары __________________. 3.Пищеварительный канал состоит из следующих органов _____________. 4.У большинства млекопитающих желудок _________________, кроме жвачных у них четырехкамерный. IV. Дыхательная система 1.Перечислите органы дыхательной системы ___________________________. 2.Легкие образованы _______________, в которых осуществляется __________________. 3.Поверхность альвеол покрыта мелкими ______________ сосудами. V.Кровеносная система 1. Сердце ___________. 2.Артериальная кровь не смешивается с ___________________. 3.Большой круг кровообращения начинается с _____________ и заканчивается ___________. 4.Кровь снабжает организм ______________ и ______________ веществами. VI. Выделительная система 1.К органам выделительной системы относятся ___________________. 2.Моча из почек поступает в ______________. VII.Нервная система 1.Передний мозг разделен на ________________. 2. На коре больших полушарий много ________________ и________________. 3.Отвечает за координацию движений ______________________. VIII. Органы чувств 1.При помощи чего млекопитающие улавливают звуковые волны ________________. 2.В среднем ухе выделяют слуховые косточки _________, _________,_______. 3.Барабанная перепонка разделяет ______________ ухо от _________. IX.Размножение 1.Оплодотворение у млекопитающих _________________. 2.Зародыш развивается __________________. 3.При помощи ____________ происходит взаимосвязь организма зародыша и матери. | |
Просмотров: 1788 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|