Учитель: Козленко Л.Н. Дата ____ Предмет Естествознание Класс 5_ № урока ____ Тема урока: § 31 Строение вещества и диффузия Цель: Ознакомить учащихся с атомным и молекулярным строением вещества и процессом диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. Раскрыть особенности строения различных веществ; ввести понятия: «молекулы», «атомы», «элементы». Тип урока: сообщение новых знаний Форма организации: традиционный с элементами интеграции. Оборудование: 2 свечи – одна восковая, другая ароматизированная. ХОД УРОКА I. Организационный момент Сегодня мы познакомимся со строением вещества и диффузией. Эта тема имеет значение, так как включает систему понятий, являющихся опорными для изучения таких учебных дисциплин, как химия, физика, биология, физическая география. От того насколько будет усвоен материал, зависит понимание таких вопросов, как факторы живой и неживой природы, среда обитания организмов, влияние на организм факторов природы, и в конечном итоге взаимосвязь и взаимозависимость тел неживой и живой природы, единство природы. II. Объяснение нового материла. 1) Разбираем в беседе строение окружающих нас веществ. Даю понятия «атом», и «молекула». На стр. 53 нарисовано строение молекулы воды. 2) Разбираем «Движение частиц вещества» 3) Демонстрирую опыт с ароматизированной свечой. Опыт доказывает движение частиц в воздухе. Молекулы в газах постоянно двигаются во всех направлениях. Благодаря этому мы ощущаем запах ароматизированной свечи, духов, цветов, бензина, краски и т.д. Определение: Процесс распространения молекул в жидкостях и газах называют диффузией (в переводе с латинского – растекание, распространение) Диффузия в жидкостях: Пример: капнуть чернила в воду. Постепенно чернила смешиваются с водой и растекутся по всему стакану. Это происходит потому, что молекулы жидкости тоже всегда находятся в движении и ударяются друг о друга. Молекулы газа движутся гораздо быстрее, чем молекулы жидкостей. Поэтому запахи и распространяются быстрее, чем чернила в воде. Пример: Как животные и растения используют в своей жизни диффузию. - Растения своим запахом привлекают насекомых опылителей; - Волки метят свою территорию мочой; - Медведи метят свою территорию мочой и царапают когтями; - У слона, когда он влюбляется, начинают выделяться пахучие вещества железы за ушами, и все стадо слонов знает, этот слон влюбился; - Английский зоолог Скотт жил в пустыне среди волков 3 месяца, ел мышей. Этим он хотел доказать, что волки могут питаться мышами и их не надо истреблять. Чтобы выжить ему пришлось, как волку метить свою территорию вокруг палатки мочой. Опрос 1. Что такое физическое тело? 2. Какие бывают физические тела? 3. Приведите примеры различных веществ существующих в природе? 4. Приведите примеры как изменяются состояние веществ. 5. Дайте понятие массы. 6. В каких единицах измеряется масса? 7. Массу веществ измеряют с помощью весов. Какие бывают весы? 8. какое строение имеют учебные весы? Домашнее задание: §31. Составить 15 утверждений «да», «нет».
|