Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Планирование урока биологии для 8 класса Тема урока: Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата. Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжениях. Задачи урока: • образовательные: охарактеризовать различные виды травм. • развивающие: научить оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей; ознакомить с мерами предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата. • воспитательные: продолжить формирование знаний и умений о здоровье человека, о бережном отношении к нему. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; урок закрепления знаний; урок комбинированный обобщения и систематизации знаний; урок оценки, проверки и коррекции знаний и др; Методы обучения: - Методы организации учебно-познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный: презентации, флипчарты - Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный: рассказ, беседа, объ¬яснение. - практический: задания, тесты, - Репродуктивные: способствуют усвоению ЗУН на основе заучивания и через систему упражнений, воспроизведение действий по примене¬нию знаний на практике, деятельность по алгоритму, програм¬мирование; -Методы стимулирования и мотивации учебно-познава¬тельной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т.п - Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (письменный, индивидуальный, взаимоконтроль, тесты) Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая УМК – Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева «Биология. Человек» 8 класс издательство «Мектеп» 2008. Средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, иллюстрации, шины, бинты, дощечки, косынки; на каждый стол – задания в конвертах для работы. Структура урока I. Оргмомент II. Ориентировочно-мотивационный этап III. Актуализация знаний и практических и умственных умений IV. Операционно-исполнительский этап V. Коррекция и первичная проверка знаний VI. Домашнее задание VII. Рефлексивно-оценочный этап Ход урока I. Оргмомент Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки. II. Ориентировочно-мотивационный этап Для проведения урока класс делится на 4 группы. Учитель. Каждый живой организм, относящийся к подтипу Позвоночные, или Черепные, в том числе и человек, способен к движению. На предыдущем уроке мы рассмотрели строение скелета человека. А сегодня для проверки ваших знаний мы проведем турнир знатоков. III. Актуализация знаний и практических и умственных умений 1. Продолжите логическую цепочку и ответьте на вопрос: О чем идет речь? Обмен веществ, питание, дыхание, выделение, размножение ... (Цепочка завершается терминами: раздражимость, рост и развитие, подвижность. Речь идет о свойствах живых систем.) Флипчарт 1 2. Из перечисленных систем органов выберите те, которые обеспечивают подвижность нашего организма. Обоснуйте свой выбор. Покровная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, скелетная, выделительная, мышечная, нервная, эндокринная, система органов размножения. (Скелетная, мышечная, нервная.) Флипчарт 2 3. Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы. После завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ.) 1-я группа Грудина. (Грудная клетка.) Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.) Лобная кость. (Мозговой отдел черепа.) Малая берцовая кость. (Скелет свободной нижней конечности.) Ребро. (Грудная клетка.) Флипчарт 3 2-я группа Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.) Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.) Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.) Большая берцовая кость. (Скелет свободной нижней конечности.) Нижнечелюстная кость. (Лицевой отдел черепа.) Флипчарт 3 3-я группа Лопатка. (Скелет плечевого пояса.) Бедренная кость. (Скелет свободной нижней конечности.) Пяточная кость. (Скелет свободной нижней конечности.) Ключица. (Плечевой пояс.) Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.) Флипчарт 4 4-я группа Лучевая кость. (Скелет свободной верхней конечности.) Поясничный позвонок. (Позвоночник.) Фаланги пальцев кисти. (Скелет свободной верхней конечности.) Малая берцовая кость. (Скелет свободной нижней конечности.) Кости предплечья. (Скелет свободной верхней конечности.) Флипчарт 4 5. От каждой группы к доске выходят по одному человеку и по жребию выбирают для себя задание – показать отдел скелета человека и составляющие его кости. Учащиеся отвечают по рисунку, изображенному на интерактивной доске. Флипчарт 5 1. Череп Лицевой отдел: парные – верхнечелюстная, скуловая, носовая, небная; непарные – нижнечелюстная, предъязычная. Мозговой отдел: парные – теменная, височная; непарные – лобная, затылочная. 2. Позвоночник и грудная клетка Позвоночник: 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4–5 копчиковых; грудная клетка: 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина. 3. Плечевой пояс и скелет свободной верхней конечности Плечевой пояс: 2 лопатки, 2 ключицы; скелет свободной верхней конечности: плечо, предплечье (лучевая, локтевая кости), кисть (запястья, пястье, фаланги пальцев). 4. Тазовый пояс и скелет свободной нижней конечности Тазовый пояс – тазовые кости, соединенные с крестцовым отделом позвоночника. Скелет свободной нижней конечности – бедро, голень (большая и малая берцовые), стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). 6. Ответьте на вопросы. А) Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Б) У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт? В) Какое строение имеет сустав? Назовите типы соединения костей. IV. Операционно-исполнительский этап Учитель. В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» Слайд 1 Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность, кости всё-таки могут быть сломаны? Как же быть, если произошла травма опорно-двигательной системы? А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете? На экране появляется тема, цель урока и ознакомление учащихся с задачами урока. Запись темы урока в тетрадях. Слайд 2 1) Изучить виды травм опорно-двигательной системы и их симптомы. 2) Научиться оказывать первую помощь при травмах. 3) Изучить причины детского травматизма. Слайд 3 Эпиграф к уроку Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Движение может заменить по своему действию любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить движения». В течение урока вы должны будете понять смысл данного эпиграфа, к которому мы вернёмся в конце урока. Слайд 4 Учитель. Прочность костей и суставов велика, но удар, падение, сдавливание могут привести к травмам. Своевременная и правильно оказанная помощь способна задержать развитие тяжёлых последствий травм и облегчить последующее лечение. Есть ли в классе учащиеся, у которых была травма опорной системы? - Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Учащиеся перечисляют виды травм: это ушибы, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Они являются наиболее распространенными видами травм. Слайд 5 Группам предлагается за 3 мин сформулировать определения названных терминов. Учитель корректирует их. Нарушение целостности кости называют переломом. Выход суставной головки из суставной впадины называется вывихом. Смещение костей в суставе больше допустимой величины называется растяжением связок. (запись данных определений в тетрадях) Слайд 6 Сейчас ребята, пользуясь учебником, заполните в тетрадях таблицу «Травмы опорно-двигательной системы», образец которой записан на доске. Слайд 7 Виды травм Растяжение связок Вывих суставов Перелом Повреждения Повреждение связок, соединяющих кости в суставе. Возникают при неловких движениях, ушибах Слайд 8 Сильное смещение костей, при этом суставная головка выходит из суставной впадины Слайд 9 Нарушение целостности кости. Переломы бывают открытые и закрытые, со смещением или без смещения кости, единичные и множественные Слайд 10-12 Симптомы Боль. Отек вокруг сустава синюшного цвета из-за разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний Боль. Изменение формы сустава. Может быть разрыв связок, растяжение связок. Нарушение движений в суставе Резкая боль. Сильная припухлость. Невозможность движений. Нарушение формы, длины, искривление поврежденной части тела Первая помощь 1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности. 2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место. Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин). 3. Обратиться в травмопункт 1. Полный покой сустава. Приложить холод. 2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки. 3. Вправлять сустав может только врач Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг Заполнение таблицы сопровождается комментариями учителя. При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах: 1. Остановить кровотечение с помощью давящей повязки. 2. Защитить рану от инфицирования, предупредить возможность дальнейшего травмирования. 3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела (т.е. наложить шину или любой прикладной материал, либо зафиксировать прямо к здоровой ноге (руку к туловищу), обездвижив в двух суставах по обе стороны от повреждения). Между шиной и телом проложить мягкую ткань. 4. Пострадавшего по необходимости транспортировать в травмпункт. Перед заполнением графы «Первая помощь» идет просмотр слайдов, затем проводится обсуждение. После беседы делаются выводы. Обобщающий слайд по видам повреждения скелета Слайд 13 V. Коррекция и первичная проверка знаний 1. Учебно-тренировочная игра Слайд 14 Учащиеся выполняют задание, используя подручный материал и шины (металлические лестничные, фанерные), перевязочный материал. Задание для 1-й группы Окажите первую медицинскую помощь, если при падении была сильно сдавлена грудная клетка. Свои действия обоснуйте. Задание для 2-й группы Окажите первую медицинскую помощь, если сломана лучевая кость. Свои действия обоснуйте. Задание для 3-й группы Окажите первую медицинскую помощь, если сломано бедро. Свои действия обоснуйте. Задание для 4-й группы Окажите первую помощь, если вывихнут локтевой сустав. Свои действия обоснуйте. 2. Выберите верные утверждения. Если вы согласны с утверждением – ставите цифру 1, если не согласны – 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.) 1. Перелом – это выход суставной головки из суставной впадины. (0.) 2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи. (0.) 3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений – признаки перелома. (1.) 4. Наложение холода и тугой повязки – это первая помощь при растяжении связок. (1.) 5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу. (0). Оценки: – 5 правильных ответов – «5»; – 4 правильных ответа – «4»; – 3 правильных ответа – «3». Слайд 15 3. Разрешить сложившуюся ситуацию. (Если позволит время) 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы. 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы. 3. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы. Слайд 18 Вот и кончился урок, И подводим мы итог! VI. Домашнее задание Обязательное - § 26 Познавательное – в домашних условиях проводить подручными средствами иммобилизацию плеча, ключицы, бедра, голени при переломах . Слайд 16 VII. Рефлексивно-оценочный этап Возвращение к цели урока. Слайд 3 Цель урока Исходя из целей, сделайте выводы по сегодняшнему уроку. А теперь вернёмся к эпиграфу урока. Учитель предлагает провести самооценку и взаимооценку в группе. Выставить оценки в оценочные листы. Оценки за урок И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: Слайд 17 По типу незаконченное предложение: сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я почувствовал(а), что… я приобрел(а)… я научился(лась)… я попробую… Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок. | |
Просмотров: 4220 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|