Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Ж.А.Хасенов – преподаватель биологии и анатомии ГККП «Педагогический колледж г.Щучинск» . при управлении образования Акмолинской области . 021700 г.Щучинск . ул. Едомского,23 Тел.\ факс 4-27-92 . тел.4-33-69 . Е- mail: Schgtk @ mail. ru 10 № Сабақтардың оқу- әдістемелік жоспары Учебно – методический план занятия № 10 Пән Предмет «Анатомия физиология и гигиена» Оқытушы Преподаватель Хасенов Ж.А. Топ Группа Д - 11 Мерзімі Дата 11.03.14 г Тақырып Тема: Сердце. Топография. Цикл работы. Сабақтың түрі Вид урока Изложение нового материала с использованием технологии проблемного обучения. Форма урока: урок в музее Методы: репродуктивный, проблемный, самостоятельная работа в . группах, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Сабақтың мақсаттары Цели урока: 1) образовательные: показать топографическое положение сердца . в организме, изучить его строение, дать понятие об «автоматии» . сердца, рассмотреть фазы сердечного цикла. рассмотреть сердечно-сосудистые заболевания 2) развивающие: развитие мышления,памяти студентов, умения сравнивать, обобщать,выделять главное; содействовать восприятию, осмыслению, продолжить формирование . самостоятельной формулировки выводов, а также постановки . проблемных вопросов и их решение. 3) воспитательные: содействие воспитанию положительных личностных качеств, трудолюбие и настойчивости, воспитывать у студентов бережное отношение к себе и своим близким. Пәнаралық байланыс Межпредметные связи: биология, физика Көрнекі күралдар, жабдықтар, үлестірмелі қағаздар Наглядные пособия, слайды, раздаточный материал Оборудование: 1) компьютер, 2) интерактивная доска,3) разборная модель . сердца, 4) таблица «Сердце» 5) карточки 6) тесты, задания на флипчарте. Сабақтың барысы Ход урока 1. Үйымдастыру кезеңі: 1. Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих, сообщение темы и целей занятия 2. Өткен тақырыпты қайталау: 2. Опрос и проверка пройденного материала:Диференцированный опрос учащихся по карточкам,тест, фронтальный устный опрос по предыдущим темам: а) Тип высшей нервной деятельности,торможение , стереотипы. б) Кровеносные сосуды, кровь, лимфатическая система. 3. Оқушының бірінші субъективті тәжірибесінің өзектілігі: 3. Актуализация знаний учащихся: фронтальная беседа с учащимися, в результате которой необходимо вспомнить и повторить ряд терминов, определений и понятий ранее изученного материала, определить связь ранее изученного материала с новой темой. 4. Жаңа тақырыпты оқыту уәждемесі: 4. Мотивирование изучения новой темы: Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово - красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело. Э. Межелайтес Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них? М. Горький – “Смелое сердце Данко”. Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке. Предлагаю провести урок в музее. Маршрутный лист по экспозиции музея “Терапевтический отдел” 5. Жаңа материалды зерделеу: 5. Изучение нового материала: Преподаватель: Но для начала давайте вспомним правила поведения в музее: передвигаться тихо; разговаривать нельзя; задавать вопросы можно; трогать экспонаты можно, но крайне осторожно: Также во время посещения музея вы должны обратить внимание на: Топографическое положение сердца; Строение сердца; Сердечный цикл; Термины и понятия; Заболевания сердечно- сосудистой системы Преподаватель: Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание. (Выполняют тесты по пройденным темам) Преподаватель: Так молодцы вы получаете свой абонемент в виде жетончиков. А теперь давайте послушаем наших экскурсоводов. Экскурсовод 1: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 250 -300 грамм. Сердце – покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард. Студент: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки? Экскурсовод 1: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Студент: Из какой ткани состоит сердце? Экскурсовод 2: Стенка сердца имеет три слоя: эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом); миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий); эндокард – внутренний слой (из эпителия). Экскурсовод 2: Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан.У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении. Экскурсовод 2: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.)“клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования. Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового. В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”. Студент: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца? Экскурсовод 1: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры Студент: Как же работает сердце? Экскурсовод 2: Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома. Экскурсовод 1: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла. Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек.При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильны нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек. Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Студент: Хотелось бы узнать, что такое автоматия сердца? Экскурсовод 2: Автоматизм -способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Студент: Чем обусловлена высокая работоспособность сердца? Экскурсовод 1: 1.Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;2. Усиленным снабжением сердечных мышц кровью 3. Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются) Студент: Зачем нам вообще нужно сердце? Экскурсовод 2: Сердце нам нужно для кровообращение (далее читать со слайда) Студент: Какие факторы негативно влияют на сердечно – сосудистую систему? Экскурсовод 1: 1. Недостаток кислорода в атмосфере вызывает гипоксию, меняется ритм сердечных сокращений 2. Гиподинамия (недостаток двигательной активности) ведет к атрофии сердечной мышцы 3. Никотин вызывает устойчивый спазм сосудов,инфаркт миокарда 4. Патогенные микроорганизмы вызывают инфекционные заболевания сердца 5. Стрессовые ситуации истощают сердечную мышцу 6.Алкоголь отравляет сердечную мышцу, развивается сердечная недостаточность Экскурсовод 2: Мы хотели бы рассказать и показать вам заболевания сердечно – сосудистой системы. Экскурсовод 1: Аритмия – нарушение частоты или последовательности сердечных сокращений. (Читать со слайда ранние признаки аритмии) Экскурсовод 2: Ишемическая болезнь сердца (читать со слайда) Экскурсовод 1: Сердечная недостаточность(читать со слайда) Студент: Как лечить сердечно – сосудистые заболевания? Экскурсовод 2: (Читать со слайда) Студент: В чем причина этих заболеваний? Экскурсовод 1: В основе заболеваний сердечно-сосудистой системы лежит атеросклероз сосудов, в результате скопления жиров, особенно холестерина и триглицерина, стенки артерий уплотняются Студент: А как же нам заботится о сердце? Экскурсовод 2: Заниматься спортом лучше всего на свежем воздухе. Не волноваться по пустякам и по возможности вести размеренный образ жизни. Не пить и не курить, стараться не бывать в местах, где много Курят. Побольше есть свежих овощей, фруктов, а также продуктов с минимальным количеством жиров. Экскурсовод 1: А сейчас мы бы хотели вам рассказать и показать интересные факты о сердце! Экскурсовод 2: Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин (70 ударов), можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают – 50 лет. мышцы предсердий отдыхают – 70 лет. Экскурсовод 1: Памятник сердцу. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ жизни - украшает двор "Института сердца" в г.Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось по инициативе коллектива института 12 июня 2001 года. Автором скульптуры стал известный художник Н. Хромов. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. 6. Рефлексия Преподаватель: Замечательно, ребята! Вы хорошо поработали. А теперь нам предстоит выполнить несколько заданий. Задание 1: Составить синквейн Задание 2: Творческая рефлексия ( Каждому раздаются по одному листу формата А-4, фломастеры. На этом листе они изображают свое настроение, что особенно понравилось на этом уроке на их усмотрение (солнце, смайлики и т.д.) 7.Подведение итогов Экскурсовод 1: Спасибо вам за то, что посетили наш музей. Экскурсовод 2: Надеемся вы узнали много интересного. Преподаватель: Завершить наш разговор о сердце, хочется словами известной песни. Сердце, тебе не хочется покоя! Сердце, как хорошо на свете жить! Сердце, как хорошо, что ты такое! Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить! Выставление оценок. Приложение №2 Д/з стр.116-123, заполнить таблицу на стр.123. | |
Просмотров: 800 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|