Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Елфимова Галина Владимировна, учитель биологии, Часовских Ирина Яковлевна, учитель русского языка и литературы, Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание», ННПООЦ «Бобек», г.Алматы, Казахстан Человек познал тайны Вселенной, покорил космос, глубины океана, создал «умные» машины, но до сих пор человек является для самого себя загадкой. Является ли наследственной глухонемота? Кто закладывает пол ребенка? Как и для чего составляют родословные? На все эти и другие вопросы ответим на обобщающем уроке о генетике человека. Интегрированный урок биологии и литературы в 9 классе Тема: Обобщающий урок по теме «Генетика человека» Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжить учиться в группах Задачи: 1.Образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройдённой теме, определить степень усвоения темы 2.Развивающая: развивать умения сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомо зигот и гетеро зигот, моногибридного, дигибридного скрещивания) умение анализировать ( умение планировать экспериментальную, практическую деятельность выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умение обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем. 3.Воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда. Оборудование: интерактивная доска, таблицы, портреты План урока 1 Организационный момент. 2 Проверка ЗУН, полученных в результате изучения темы: «Основы генетики» Ход урока 1. Организационный момент (приветствие учащихся). 2. Вступительное слово учителя: - В одной притче говорится, что боги, создав мир, стали думать: Где понадежнее спрятать от Человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то Человек не догадается заглянуть (притча на доске). Во многом Боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о земле. Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны. В 21-й век мы вступили с новейшими технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний, так, например, Предера-Вилли, при котором человека мучает постоянный голод и он стремительно набирает вес( 4-х летняя девочка весит 80 кг). Синдром вялой кожи – (Ирина Альпаева из Усть-Каменогорска и ее сын). Статистика приводит печальные факты :сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые дети, на каждую тысячу родившихся 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Каким же будет положение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать –полноценного ребенка могут родить абсолютно здоровые молодые люди. Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей. - Какая наука изучает наследственность и изменчивость? (Генетика) Итак, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме: Генетика человека» Сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия по станциям науки генетики. Станция № 1 Терминологическая 1 Биологическая разминка по проверке терминов ( устно, фронтально) Продолжите мои мысли: 1. Основоположник генетики –(Мендель) 2. Гибридизация это- 3. Признак, подавляющий развитие другого признака? 4. Сколько законов генетики открыл Мендель? 5. Каким по счету является закон Менделя о доминировании? 6.3-й закон Менделя гласит? 7.Какой организм называется гомозиготным? 8.Что такое ген? 9.Гетерозигота обозначается - 10.Гомозигота обозначается- 11.Генотип это- 12.Что такое фенотип? 13.Что такое аллельные гены? 14.Ген, контролирующий, преобладающий признак- 15.Ген, контролирующий подавляемый признак - 16.Как называется место дислокации гена в хромосомах? 17.Через какое органическое соединение передается информация в дочерний организм? Станция № 2 Применение знаний. 1. Решение задач на моногибридное скрещивание. У человека ген, вызывающий одну их форм наследственной глухонемоты – рецессивный по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей? Какая генетическая закономерность при этом проявляется? 2. Решение задач на дигибридное скрещивание. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второй аллели. Определите генотип и фенотип детей. 3. Решение задач на сцепленное с полом наследование. Станция 3 Генетика человека Мы предлагаем вам ситуации, а вам необходимо будет ответить на вопросы. Время от времени в газету приходят письма от женщин с жалобами на упреки, которые им приходится терпеть от своих мужей и родственников за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Учитель: У Аркадия Островского, чьи песни широко известны, есть и сказки. Герой одной из них - Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом 7 дочерей. Не поет Лутоня песен, На соседей не глядит. Он не ласков. Он невесел. Призадумавшись, сидит. На жену свою не взглянет, Почернел от маяты Ой, как ждал Лутоня сына! Да, видать, опять судьбина Подшутила в эту ночь! Не дала на счастье сына, А дала на горе дочь. Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить сына… И сколько разочарований. Справедливы ли такие упреки? Докажите Р х хх у Г х хх у F2 х х х : х у 50% : 50 % Ситуация 2 Женщина. Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он отец, моего ребенка. Ребеночек полностью не него похож, ну точная копия своего папочки, но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства. Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова? Женщина. Первая. Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка? Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка также 4 группа. Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу. Учитель. Какое же решение вынесет суд? Станция №4 Литературно-генеалогическая. Беседа по вопросам: 1. Зачем надо изучать наследственность и изменчивость человека? 2. Почему для изучения наследственной изменчивости человека используют другие методы генетических исследований? 3. Какие методы наследственной изменчивости человека вам известны? Ответы: А)цитохимический Б)близнецовый В)биохимический Г)генеалогический На основегенеалогического метода лежит анализ и составление родословных. Благодаря хорошо изученной родословной удается проследить наследование, какого-нибудь признака у человека. Знакомство с родословной А.С.Пушкина Сообщение учащихся о родословной А.С. Пушкина Притча. Когда Дов-Беру было 5 лет, пожар уничтожил за считанные минуты его дом и все, что было в нем. Мать осталась сидеть на пожарище, вытирая слезы. - Ты плачешь о доме, мама? –спросил Дов-Бер. - Нет, я плачу о том, что безвозвратно потеряно: в огне погибла наша родословная грамота, история нашего рода. Ты ведь знаешь, сынок, как глубоки и славны корни нашей семьи! - Не плачь, -ответил мальчик, - у нашей семьи будет новая славная родословная. Она начнется с моего имени. Беседа с учащимися. Вопрос: Как вы думаете для чего нам нужно знать свои родословные? Ответ: анализируя подобные родословные, можно установить характер наследования признака (доминантность или рецессивность, сцеплен с полом или нет), а также спрогнозировать, как будет проявляться изучаемый признак у будущих детей. А сейчас поднимите руки те, кто мог бы назвать по имени и отчеству своих прабабушек, прадедущек, чем они занимались? Есть такие? Слово учителю литературы. - Если в семье нет родословной, пусть она начнется сейчас, с вас. Задание: Обратите внимание на то, как составлена родословная королевы Виктории. Сколько поколений людей представлено в родословной? Как вы это определили? Кем приходится русский царь Алексей английской королеве Виктории? Сколько у него было братьев, сестер? Как обозначены люди, больные гемофилией? Люди - носители гена гемофилии? Кто чаще всего является больным, а кто носителем? Почему? От кого унаследовал русский царь гемофилию? Откуда ген гемофилии мог появиться у королевы Виктории, если известно, что никто из ее предков не страдал этой болезнью. Задание на дом: повторить раздел «Генетика и медицина». | |
Просмотров: 2686 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|