Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Уроки 14 -15. Строение и функции спинного и головного мозга. Цель: познакомить учащихся со строением и функциями спинного и головного мозга. Задачи: Образовательные: сформировать знания о составных частях центрального отдела нервной системы, дать знания о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функции, разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга и показать его связь с головным мозгом; познакомиться со строением и функциями промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга, показать ведущую роль больших полушарий в поведении высших животных и человека; Развивающие: работать с учебником, таблицами, схемами. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к здоровью человека. Оборудование: таблицы «Спинной мозг», «Рефлекторная дуга коленного рефлекса», «Головной мозг», электронное пособие, «Открытая биология». Ход урока: I. Орг. момент. II. Проверка домашнего задания: Выборочный опрос: А). Устно: 1. Значение нервной системы. 2. Определите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов - рефлексы, а какие рефлексами назвать нельзя. Ответ обоснуйте. А. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару - краснеет. Б. При механическом раздражении амёба сокращается. В. Проросток растения отклоняется в сторону света. Г. Прикосновение иглой к телу гидры вызывает у неё мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток. Д. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие. 3. Опишите схему дуги мигательного рефлекса, если известно, что его рецепторы находятся в коже век глаза и на корнях ресниц, а центры мигательного рефлекса – в головном мозге. Каково значение мигательного рефлекса? 4. Схема рефлекторной дуги. 5. Вместо точек вставьте пропущенные слова: Основной формой нервной деятельности является ….. . Во всех органах тела располагаются нервные окончания-….. . Они воспринимают раздражения и преобразуют его в ….. ….., который передаётся по ….. нейронам и достигает центральной нервной системы. Здесь формируется ответная реакция на раздражение и по …… нейронам поступает к исполнительному …органу. III. Изучение нового материала: (Использование ИСЭТа «Строение и функции спинного и головного мозга»). 1. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой длинный тяж 45 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу, на уровне I-II поясничных позвонков, заканчивается. 2. На поперечном срезе спинного мозга видно, что узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью, окружен серым веществом, которое образует передние и задние рога. 3. В грудном отделе спинного мозга между передними и задними рогами располагаются боковые рога. 4. Вокруг серого вещества расположено белое вещество, образованное длинными отростками нейронов. Они образуют проводящие пути спинного мозга. 5. В передних рогах серого вещества находятся тела двигательных нейронов, аксоны которых образуют передний корешок. 6. В задних рогах расположены промежуточные нейроны, осуществляющие связь между центростремительными и центробежными нейронами. Задний корешок образован волокнами чувствительных клеток, тела которых располагаются в спинномозговых узлах. 7. Через задние корешки возбуждение передаётся с периферии в спинной мозг – это чувствительные корешки. Через передние корешки возбуждение передаётся от спинного мозга к мышцам и другим органам – это двигательные корешки. 8. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов. 9. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводящая. 10. Головной мозг расположен в полости черепа. В нем выделяют ствол (продолговатый мозг, мост, мозжечок и средний мозг), подкорковый отдел и кору больших полушарий. От него отходит 12 пар черепных нервов. 11. Строении и функции головного мозга. Продолговатый мозг. Продолжение спинного мозга; дл.- 28мм; серое вещество среди белого в виде отдельных ядер. Функции: рефлекторные и проводящие; расположены жизненно важные центры регуляции дыхания, с-с .деятельности, функций пищеварительных органов, обмена веществ. Рефлексы головного мозга: рефлексы слюноотделения, жевания, сосания, глотания, рвоты, чихания, моргания, кашля, вдох, выдох. Мозжечок. Расположен позади продолговатого; имеет два полушария и кору из серого вешества; поверхность с бороздами; внутри белое вещество с ядрами серого. Функции: осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции. Средний мозг. Расположен между промежуточным мозгом (кпереди), мостом и мозжечком (кзади); четверохолмие и ножки – проводящие пути, связывающие полушария переднего мозга. Функции: через него проходят восходящие и нисходящие пути, находятся центры зрительных и слуховых рефлексов; управляет разнообразными бессознательными движениями. Рефлексы головного мозга: тонические рефлексы, сохраняющие устойчивость тела; ориентировочный рефлекс. Промежуточный мозг. Конечный отдел мозгового ствола и сверху полностью покрыт большими полушариями; состоит из 4 отделов, два из которых таламус и гипоталамус. Функции: регуляция сна и бодрствования, поддержание постоянства внутренней среды, фиксация позы тела; вместе со средним мозгом осуществляет сложные произвольные движения; регуляция и согласование функций внутренних органов. Рефлексы головного мозга: позный рефлекс: сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах. Большие полушария переднего мозга. Два полушария; поверхность, которых собрана в складки; кора из серого вещества состоит из 6 слоев; 52 поля; под корой белое вещество с ядрами. Функции: отвечает за восприятие всей поступающей в мозг информации, за управление всеми сложными мышечными движениями; мыслительная, речевая деятельность, память. Орган мышления. Рефлексы головного мозга: кора больших полушарий необходима для образования условных рефлексов. Через кору проходят дуги всех условных рефлексов. IV. Закрепление: 1 Задача. При некоторых заболеваниях нервной системы у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной, а в обратном направлении возбуждение проходит нормально. Ощущается ли в этом случае укол кожи в области ноги ? Сохраняется ли коленный рефлекс? Возможны ли произвольные движения ноги? Ответ свой поясните. 2. Учащиеся формулируют вопросы по отделам головного мозга и задают их по цепочке друг другу. V. Д/З: 14-15. Ответьте на вопрос письменно: Продолговатый мозг не только « большая дорога», но и «главный коммутатор телефонных связей» между головным и спинным мозгом. Как вы можете объяснить это? | |
Просмотров: 1817 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|