Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

разработка урока по теме "Строение и функции спинного и головного мозга" 8 класс.
Уроки 14 -15. Строение и функции спинного и головного мозга.
Цель: познакомить учащихся со строением и функциями спинного и головного мозга.
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания о составных частях центрального отдела нервной системы, дать знания о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функции, разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга и показать его связь с головным мозгом; познакомиться со строением и функциями промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга, показать ведущую роль больших полушарий в поведении высших животных и человека;
Развивающие:
работать с учебником, таблицами, схемами.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к здоровью человека.
Оборудование: таблицы «Спинной мозг», «Рефлекторная дуга коленного рефлекса», «Головной мозг», электронное пособие, «Открытая биология».
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания:
Выборочный опрос:
А). Устно:
1. Значение нервной системы.
2. Определите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов - рефлексы, а какие рефлексами назвать нельзя. Ответ обоснуйте.
А. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару - краснеет.
Б. При механическом раздражении амёба сокращается.
В. Проросток растения отклоняется в сторону света.
Г. Прикосновение иглой к телу гидры вызывает у неё мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
Д. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие.
3. Опишите схему дуги мигательного рефлекса, если известно, что его рецепторы находятся в коже век глаза и на корнях ресниц, а центры мигательного рефлекса – в головном мозге. Каково значение мигательного рефлекса?
4. Схема рефлекторной дуги.
5. Вместо точек вставьте пропущенные слова:
Основной формой нервной деятельности является ….. . Во всех органах тела располагаются нервные окончания-….. . Они воспринимают раздражения и преобразуют его в ….. ….., который передаётся по ….. нейронам и достигает центральной нервной системы. Здесь формируется ответная реакция на раздражение и по …… нейронам поступает к исполнительному …органу.
III. Изучение нового материала:
(Использование ИСЭТа «Строение и функции спинного и головного мозга»).
1. Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой длинный тяж 45 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу, на уровне I-II поясничных позвонков, заканчивается.
2. На поперечном срезе спинного мозга видно, что узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью, окружен серым веществом, которое образует передние и задние рога.
3. В грудном отделе спинного мозга между передними и задними рогами располагаются боковые рога.
4. Вокруг серого вещества расположено белое вещество, образованное длинными отростками нейронов. Они образуют проводящие пути спинного мозга.
5. В передних рогах серого вещества находятся тела двигательных нейронов, аксоны которых образуют передний корешок.
6. В задних рогах расположены промежуточные нейроны, осуществляющие связь между центростремительными и центробежными нейронами. Задний корешок образован волокнами чувствительных клеток, тела которых располагаются в спинномозговых узлах.
7. Через задние корешки возбуждение передаётся с периферии в спинной мозг – это чувствительные корешки. Через передние корешки возбуждение передаётся от спинного мозга к мышцам и другим органам – это двигательные корешки.
8. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов.
9. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводящая.
10. Головной мозг расположен в полости черепа. В нем выделяют ствол (продолговатый мозг, мост, мозжечок и средний мозг), подкорковый отдел и кору больших полушарий. От него отходит 12 пар черепных нервов.
11. Строении и функции головного мозга.
Продолговатый мозг. Продолжение спинного мозга; дл.- 28мм; серое вещество среди белого в виде отдельных ядер.
Функции: рефлекторные и проводящие; расположены жизненно важные центры регуляции дыхания, с-с .деятельности, функций пищеварительных органов, обмена веществ.
Рефлексы головного мозга: рефлексы слюноотделения, жевания, сосания, глотания, рвоты, чихания, моргания, кашля, вдох, выдох.
Мозжечок. Расположен позади продолговатого; имеет два полушария и кору из серого вешества; поверхность с бороздами; внутри белое вещество с ядрами серого.
Функции: осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции.
Средний мозг. Расположен между промежуточным мозгом (кпереди), мостом и мозжечком (кзади); четверохолмие и ножки – проводящие пути, связывающие полушария переднего мозга.
Функции: через него проходят восходящие и нисходящие пути, находятся центры зрительных и слуховых рефлексов; управляет разнообразными бессознательными движениями.
Рефлексы головного мозга: тонические рефлексы, сохраняющие устойчивость тела;
ориентировочный рефлекс.
Промежуточный мозг. Конечный отдел мозгового ствола и сверху полностью покрыт большими полушариями; состоит из 4 отделов, два из которых таламус и гипоталамус.
Функции: регуляция сна и бодрствования, поддержание постоянства внутренней среды, фиксация позы тела; вместе со средним мозгом осуществляет сложные произвольные движения; регуляция и согласование функций внутренних органов.
Рефлексы головного мозга: позный рефлекс: сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.
Большие полушария переднего мозга. Два полушария; поверхность, которых собрана в складки; кора из серого вещества состоит из 6 слоев; 52 поля; под корой белое вещество с ядрами.
Функции: отвечает за восприятие всей поступающей в мозг информации, за управление всеми сложными мышечными движениями; мыслительная, речевая деятельность, память. Орган мышления.
Рефлексы головного мозга: кора больших полушарий необходима для образования условных рефлексов. Через кору проходят дуги всех условных рефлексов.
IV. Закрепление:
1 Задача. При некоторых заболеваниях нервной системы у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной, а в обратном направлении возбуждение проходит нормально. Ощущается ли в этом случае укол кожи в области ноги ? Сохраняется ли коленный рефлекс? Возможны ли произвольные движения ноги? Ответ свой поясните.
2. Учащиеся формулируют вопросы по отделам головного мозга и задают их по цепочке друг другу.
V. Д/З: 14-15.
Ответьте на вопрос письменно:
Продолговатый мозг не только « большая дорога», но и «главный коммутатор телефонных связей» между головным и спинным мозгом. Как вы можете объяснить это?
Категория: Биология | Добавил: Volkova (2014-04-24) | Автор: Волкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 1821 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru