Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологиии "Возникновение жизни на земле"
учитель биологии ССШ№2 гор. Актобе
Кузьменко М.А.

Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни;
раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций;
показать, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний;
Воспитательные:
содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать;
создать условия для развития у школьников стремления к познанию;
содействовать воспитанию у детей уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей, создать условия для воспитания любви к родному краю, благодаря включению в урок материалов краеведения;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Развивающие:
создать условия для развития речевых навыков у школьников;
содействовать развитию у учащихся способностей к анализу и синтезу;
способствовать развитию теоретического мышления.
Инструментарий: портреты ученых – биологов, компьютер,
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо и красиво и постарайтесь сохранить правильную осанку в течение урока. Садитесь.
Запишите в тетрадях число и тему урока. (Тема и задачи урока – на экране)
Задачи урока:
1. Вспомнить критерии живых систем.
2. Ознакомиться с представлениями древних философов о возникновении жизни на Земле.
3. Изучить гипотезы возникновения жизни на Земле.

1. Актуализация знаний.
Какими свойствами должен обладать живой организм, что бы его считали живым? (фронтальный опрос, ученик записывает критерии живых систем в виде схемы на доске).

Что такое жизнь?
Жизнь – активное, идущее с затратой полученной из вне энергии поддержание и самовоспроизведение специфической структуры.
2.Обьяснение нового материала.
Ребята, сегодня мы поговорим о самой великой драгоценности, которая есть у каждого из вас. А для каждого человека самое дорогое – это конечно жизнь. Сегодня мы обратимся к началу начал.
Итак, тема нашего урока: «Возникновение жизни на Земле».
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика Опарина Александра Ивановича, который является автором одной из гипотез возникновения жизни на Земле: «Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном, итоге самое важное из того, что существует на нашей планете».
Тема возникновения жизни на Земле волновала умы людей с древних времен.
Каждый человек хоть раз задавался вопросом о происхождении жизни на нашей планете.
Вопрос этот чрезвычайно интересный и загадочный.
Существует множество теорий, гипотез, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.
А чем гипотеза отличается от теории? (обсуждение)
О периоде зарождения жизни мы практически ничего не можем сказать наверняка, и хотя ученые приводят множество доказательств в подтверждение правильности именно своего мнения, все эти гипотезы возникли из простой догадки, поэтому этих теорий так много. Сколько людей, столько мнений.
У вас на столах лежат творческие листки. Запишите на них два вопроса, на которые постарайтесь ответить по ходу урока.
1. Что меня больше всего удивило?
2. С какой гипотезой могу согласиться?
А теперь – работаем в группах (по 4 – 5 человек).
У вас на столах есть информация, о какой – либо гипотезе возникновения жизни или представлениях древних философов о зарождении жизни.
У вас 5 минут, чтобы проработать материал, решить, кто из группы (1 – 2 человека) будут рассказывать.
1. Представления древних философов о зарождении жизни на Земле (Анаксимандр, Демокрит, Аристотель)
2. Креационизм – жизнь создана Богом – Творцом за 6 дней единожды!
3. Теория самозарождения (витализм) – живое самозарождается от неживого неоднократно. Опыты Франческо Реди, Тереховского, Луи Пастера.
4. Теория панспермии (теория вечности жизни) – жизнь появилась в космосе и была занесена на Землю извне. В.И. Вернадский – сторонник этой теории.
просмотр видеосюжета (6 минут) – фрагмент видеофильма BBC ,,Космос,,
5. Теория Опарина – Холдейна: жизнь возникла однажды в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам.
Ребята! Когда-то давно жизнь возникла и на территории нашей области. А какова история территории, на которой находится Белгородская область?
За несколько миллиардов лет она прошла сложный и длительный путь геологического развития. Кристаллический фундамент Восточно – Европейской платформы, в пределах которой находится Белгородская область, образовался еще в Докембрии. Многочисленными исследованиями установлено, что абсолютный возраст различных пород Докембрия варьирует в пределах 1565 – 2265 миллионов лет.
Когда территория нашей области находилась еще в младенческом возрасте, над ней плескались волны древнего океана Тетиса, в котором бурлила жизнь. Следы этой жизни мы видим почти каждый день. Что нам напоминает об организмах, которые одними из первых заселили территорию Белгородской области? (мел). В древнем океане жили раковинные корненожки, радиолярии, из раковин которых за сотни миллионов лет образовался мел. На территории Белгородской области имеются огромные запасы мела.

3. Закрепление
Какие гипотезы возникновения жизни вы знаете и в чем их суть?
Вернемся к задачам урока. Выполнили?
Обсуждение ответов на вопросы:
1. Что меня больше всего удивило?
2. С какой гипотезой могу согласиться?

Никто не может со 100% уверенностью утверждать, какая из теорий действительно верна, или что они все неверны, но зато у вас есть возможность предложить свою теорию, обосновать, попытаться доказать ее правильность и в конечном итоге прославиться.

4. Итоги урока
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1. Глава 2
2. Напишите эссе о возникновении жизни на земле.
3. Найдите, используя дополнительную литературу, не изученные нами гипотезы возникновения жизни на Земле.

Рефлексия. Ребята! У вас на партах лежат зеленые и желтые листочки. Если вам понравилось на уроке, вы узнали много нового, то положите на стол учителя желтую карточку, если вы не удовлетворены уроком – положите зеленую карточку.

Спасибо за урок!

Категория: Биология | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-23) | Автор: Кузьменко Марина Андреевна E
Просмотров: 7609 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru