Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Северо-Казахстанская область г. Петропавловск Средняя школа №10 им. Н. К. Крупской Учитель биологии Нистряну Лидия Петровна Тема: «Опорно-двигательная система» 8 класс Цели урока: создать условия - для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; - для самореализации учащихся в работе с таблицами, рисунками, схемами, с текстовыми источниками информации; - для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности. Задачи: Образовательные: Обобщить и закрепить знания учащихся о видах, строении, функциях костей и мышц. Добиться понимания роли двигательной активности для формирования опорно-двигательной системы; понимание причин и видов нарушений опорно-двигательной системы. Воспитательные: Воспитывать культуру межличностных отношений через организацию групповой работы. Воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья. Развивающие: Развивать умения работать с учебником, таблицами, умение доказывать свои взгляды на проблему, обобщать и делать выводы. Тип урока: обобщающий. Оборудование: «скелет человека», таблицы, дополнительная литература. Форма и виды работ: Групповая работа, индивидуальная, коллективное обсуждение, фронтальная. «Движение как таковое может по-своему действию заменить любое лекарство, но не все средства мира в состоянии заменить действие движения». Тиссо Ход урока Класс разделен на 4 группы, сидящих за отдельными «круглыми столами». • Класс разделен на группы заранее. • Игра на сотрудничество: назвать по очереди по одному качеству, характеризующему класс; пожелания друг другу. (от каждой группы учащихся пожелания ) С момента рождения и до глубокой старости человек двигается. Как многообразны и сложны наши движения. Вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Даже наши обычные каждодневные движения не так уж просты. Красота человеческого тела с давних времен привлекала внимание художников, скульпторов, поэтов и композиторов. Мы восхищаемся восхищаемся скульптурами Древней Греции, замечательными полотнами эпохи Возрождения, изображающими человеческие тела. (Просмотр слайдов с комментариями) Давайте вспомним известный отрывок из романа «Евгений Онегин», в котором описывается выступление известной в то время балерины Истоминой: Театр уж полон, ложи блещут: Партер и кресла – все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет. ( Видео. Балет.) Что хотел автор сказать этими строками? О чем мы будем говорить на уроке? Ответы учащихся: - наверное мы будем говорить сегодня на уроке о красоте человеческого тела, о том, что нужно делать, чтобы оно было красивым. - об осанке, о том, как нужно следить за своей осанкой. - о том, что влияет на опорно-двигательную систему, о болезнях, связанных с опорно-двигательной системой. - о том, что нужно заниматься спортом, ходить в тренажерные залы, заниматься танцами. - о том, что спортивные занятия способствуют развитию мышц и т.д. Мы завершаем изучение темы: «Опорно-двигательная система» и на сегодняшнем уроке я предлагаю вам повторить, обобщить знания по этой теме и обсудить вопросы, связанные с сохранением здоровья одной из главных ценностей человека, о взаимосвязи строения и функций органов. Сейчас мы с вами вспомним основные вопросы темы. Фронтальная беседа. 1) Назовите органы опорно-двигательной системы человека. 2) Функции ОДС (защита, опора, движение) 3) Сколько отделов включает скелет человека? (4 отдела) 4) Сколько костей в составе скелета взрослого человека? (более 200 костей) 5) Какие типы костей вы знаете? (трубчатые, плоские и смешанные (позвонки)) 6) Какой тканью образованны кости? (костной тканью – это разновидность соединительной ткани) 7) Охарактеризуйте состав кости? (50% - вода; 12,5% - белок, + оссеин; 21, 8 – минеральные вещества Ca, Mg, Na, P; 15,7% - жиры) 8) Основная функция мышц? (обеспечивают движение) 9) Какие типы мышц вы знаете ? Гладкие Поперечнополосатые (приводят в движение скелет) Выстилают стенки полых внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахея, бронхи, мочевой пузырь Скелетные (мышцы туловища и конечностей) Сердечная В организме более 600 мышц. Каждая группа получает задание. Используя материал учебника, дополнительный материал, учащиеся выполняют задания. Учитель раздает задания группам . В группах вы определитесь, кто будет выступать. Такая форма работы вам уже знакома. Время 3-4 минуты. Группы готовятся, обсуждают. Выступления групп. I задание I группа Скелет головы Типы соединения костей черепа Мышцы головы и шеи II группа Скелет туловища Типы соединения костей Строение позвонка Мышцы туловища III группа Скелет верхних конечностей Мышцы верхних конечностей Типы соединения костей IV группа Скелет нижних конечностей Мышцы нижних конечностей Типы соединения костей Вывод учителя: Как бы выглядел человек, если бы из него удалили опору – скелет? Это была бы бесформенная куча органов и мышц. Способность к передвижению в пространстве – важнейшее свойство живого организма. Эту функцию у человека выполняет опорно-двигательная система, состоящая из двух частей: пассивной (скелет) и активной (мышцы). II задание (задания творческого характера). Группы получили это задание заранее. Дается время для подготовки (2 мин) -группы готовятся, обсуждают -выступления групп I группа: проблемные вопросы 1) Правда ли, что у женщин ребер больше, чем у мужчин? 2) Что такое истинные ребра, ложные и плавающие (колеблющиеся) ребра? 1 группа 1. Правда ли , что у женщин ребер больше, чем у мужчин? Вопрос не связан с анатомическим интересом. Скорее этот вопрос - следствие библейской легенды о происхождении женщины. А, как известно практически всем, по библейской трактовке женщина бала создана из ребра мужчины Адама. А так как авторитет библии был непререкаемым, долгое время так и считалось, что количество ребер у мужчин на одно менше, чем у женщин. На самом деле количество ребер у мужчин и женчин совершено одинаковое – 12 пар, 10 жестко сцепленных и 2, так сказать, плавающие. Но мужчины так просто не хотели отступать. Ведь это дополнительное различи между мужчиной и женщиной. И были выдвинуты разные версии. Одна такая, что Ева все же была создана из ребра Адама, то есть именно у Адама было на одно ребро менше. Просто этот признак по наследству не передался, и следующиий родившийся мужчина был опять, как женчина, с 12 парами ребер. Легенду о создании Евы из Ребра Адама не стоит понимать буквально. Текст Библии вообще во многом иноискателен и мы не всегда знаем, как его правильно интарпретировать 2. Что такое истинные ребра, ложные и колеблющиеся ребра? Ребро – одно из парных дугообразных костей, идущих от позвоночника к грудной кости и составляющих грудную клетку у позвоночных животных. У человека 12 пар ребер, примыкающих мыщелком к позвонкам. Ребро имеет два конца: передний, переходящий в хрящевую часть, и задний, на котором имеется головка, шейка и бугорок. Задним концом ребро присоединяется к грудному позвонку.Между концами – тело ребра, оно имеет 2 поверхности: наружную(выпулую) и внутреннюю (вогнутую).Эти поверхности ограничены двумя краями: верхний (закругленный) и нижний (острый). На внутренней поверхности нижнего края проходитборозда, здесь лежат сосуды и нервы.10 пар ребер связаны хрящами с грудной костью. Первые 7 ребер называются «истинными», а оставшиеся 5 – «ложными», причем одиннадцатая и двенадцатая пара «колеблющая», то есть присоеденены только к позвоночнику и не приспосоедены к грудной кости. У некоторых людей может отсутствовать 11-я или 12-я пара, удругих, напротив, есть 13-я пара «свободных» ребер. Нижние ребра иногда удаляют хирургическим путем в терапивтических или косметических целях (например, чтобы сделать талию уже – у женщин «свободные» ребра обычно меньше, чем у мужчин). В ребрах, как и в других плоских костях, у взрослого человека содержится костный мозг. 2 группа Ролевая игра Обыграйте заболевание, связанное с опорно-двигательной системой в виде сценки « На приеме у врача…. Заболевания и нарушения опорно-двигательной системы( презентация) 3 группа 1. В древности говорили «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм? 2.Когда-то в древности греки даже высекли на камне «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».Как вы понимаете эти высказывания? Предлагаемые варианты ответов: Постоянные упражнения удлиняют мыщцы. При работе мускулатура увеличивается, мыщцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мыщц большей силы. К активноработающим мыщцам проникает больше крови, капилляры в них полнее расширены, чем в малоработающих (усиливается питание и газообмен в мыщцах, отток вредных веществ). Активная физическая деятельность-одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Еще великие мыслители древности Платон ,Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движения на организм.Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой. Первый поднял голос за защиту здоровья М.В.Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическими телосложениями.Он считал не- обходимым «стараться всячески быть в движении тела». А В. Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск. Л.Н.Толтой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. Максим Горький увлекался греблей,плаванием,игрой в городки,зимой ходил на лыжах и катался на коньках .И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Все эти люди прожили долгую, творческую жизнь. Чем полезен бег для организма? Очень многие люди в нашей стране занимаются бегом. Но не все знают, на что влияет и чему способствует занятие бегом на организм человека. Во-первых, бег способствует большому количеству перекаченного кислорода в легких. Для тех, кто недавно решил заняться бегом, следует помнить, что нельзя давать большую нагрузку на организм. Пробежки должны быть не продолжительными. А потом количество времени, проводимое за этим занятием необходимо постепенно увеличивать. Бег поднимет тонус вашего организма, разгонит застоявшуюся кровь, восстановит и укрепит кости и мышцы. Бег еще укрепляет сердечную и нервную систему организма, способствует лучшему обмену веществ в организме. Для начинающего бегуна длительность пробежек должна составлять около 30 минут. Лучшее сочетание это - бег и ходьба, то есть пробежали участок и прошли, потом немного опять побежали. Зарядку с бегом лучше выполнять с 6 до 7 часов в это время мышцы лучше усваивают нагрузку. Также для тех, кто не успевает бегать в это время, можно бегать после работы с 16 до 18 часов. В утренние часы идет лучшее укрепление нервной и сердечной системы. А в вечернее снижение массы тела. Поэтому бег способствует поддержание оптимального веса тела, а также формирование правильной осанки у человека, для того чтобы он был стройным и подтянутым. Бегать надо как минимум два раза в неделю, чтобы был эффект от ваших тренировок. Каждый выбирает количество дней для бега сам и в зависимости от физической подготовленности организма. Дни бега лучше чередовать, то есть, день бегаешь, а день отдых. Бег является разминкой организма перед основными тренировками. Вот поэтому все спортсмены делают такую разминку. Но много и противоречий для бега, это и плоскостопие стопы и травмы позвоночника и многое другое. Заниматься, конечно, лучше в секции или под контролем тренера. Он поможет составить вам более или менее оптимальную программу тренировок и будет вас контролировать, обучать и поправлять. Поэтому занимайтесь спортом регулярно - это полезно во всех смыслах. Спартанцы ( Презентация) 4 группа Составьте рекомендации для современного человека ,выполняя которые,он сможет обрести гармоничное развитие опорно-двигательной системы. Казахские батыры Карасай, Агынтай- наши земляки. В нашем городе воздвигнут 16 июня 1999 года на Театральной площади памятник батырам Карасаю и Агынтаю. Карасай батыр родился в 1598 году в Жетысу. Он совершил много подвигов и был известен не только в казахской степи, но и за её пределами. Он обладал прекрасным телосложением и крепким здоровьем, огромной силой. Первый свой подвиг он совершил , когда ему было семнадцать лет. На быстроногом тулпаре ворвался он, во время одной из битв, в стан врага, и водрузил знамя на горе Суыктобе. После этой победы боевым кличем у казахов племени шапрашты стал Карасай. Агынтай батыр- саратник Карасай батыра. Принимал активное участие во всех крупных сражениях с джунгарами. Неоднократно вступал в поединок с воинами врага и всегда одерживал победы. Рекомендации( составляли дети) Казахстанские спортсмены(олимпиада) ( видео) Слайды Цитата Н.Амосова из книги « Размышления о здоровье» в качестве итога урока: « В большинстве болезней виновата не природа,ни общество,а сам человек.Чаще всего он болеет от лени и жадности,но иногда от неразумности. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. И заменить их нельзя нечем. Для здоровья необходимы 4 условия: физическая нагрузка, правильное питание, закаливание , умение отдыхать .Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день,но ежедневно» -Тестирование по вариантам 4-5 минут( раздать листы ответов)-в каждой группе по шесть человек- каждому отдельный вариант. -Оценивание (самооценивание и взаимооценивание). -Рефлексия: оценить свою работу на уроке, закончив следующие предложения: -моя мыслительная активность на уроке была… -больше всего мне понравилось… -у меня пока не совсем получается... -сегодняшний урок показал мне… Домашнее задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый учащийся имеет право выбора из ряда предложенных заданий: -сделать рисунок к теме -создать схему опорного конспекта -написать шпаргалку к уроку -составить кроссворд | |
Просмотров: 2897 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|