Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии в 7-ом классе на тему: "Хрящевые рыбы"
Предмет Биология
Класс 7
Тема урока: Надкласс рыбы. Общая характеристика. Хрящевые рыбы.
Цели урока:
образовательная: Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения, образе жизни, разнообразии хрящевых рыб.
развивающая: Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывающая: Формировать мировоззренческие взгляды на строение и разнообразие окружающего нас мира с точки зрения биологической науки.
Тип урока: Комбинированный
Форма организации урока: Урок - беседа
Дидактическое обеспечение урока: Презентация , РМ

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания учащихся, раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
2. Этап проверки домашнего задания.
Задачи: Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся. Определить причины возникновения затруднений, устранить обнаруженные пробелы.
Методы: Письменная работа по карточкам, устный фронтальный и индивидуальный опрос, работа в флипчате.
Содержание этапа:
Устный опрос по вопросам
• Какой тип животных мы начали изучать на прошлом уроке?
• Перечислите характерные признаки хордовых животных.
• На какие три подтипа делятся хордовые?
• Что вы знаете об оболочниках?
• Вспомните особенности образа жизни и строения ланцетника. (1 уч-ся у доски, работа с флипчатом)
После устного опроса выполнить упражнение с последующей взаимопроверкой, работы оценить, оценку показать карточкой (красн, зел, жёлт).
Работа по карточкам:
Заполните пропуски в тексте.
1.Ланцетники относятся к подтипу ……….. ……………………………
2.Под хордой расположена ……..………..………… система, передний отдел которой пронизан …………………… ……..….... щелями.
3.Кровеносная система …………….……………………… типа.
4.Функции сердца у ланцетника выполняют …………………………….…………..
5.Хорда выполняет роль …………………….
3.Этап актуализации.
Задачи: обеспечение мотивации учения школьников, включение в совместную деятельность по определению целей урока. Актуализировать субъективный опыт учащихся.
Методы: беседа
Содержание этапа:
- Ребята, какие особенности рыб, как обитателей водной среды, вы можете перечислить?
4. Формирование новых понятий и способов действия.
Задачи: Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала. Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изученного материала. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию. Обеспечить соотнесение учащимися своего субъективного опыта с признаками научного знания .
Методы: Рассказ, слайды, устный фронтальный опрос, работа в группах, видео.
Содержание этапа:
Особенности хрящевых рыб (Приложение 1) :
1.Хрящевой скелет
2.Заострённое рыло
3.Жаберных крышек нет, 5-7 пар жаберных щелей.
4.Парные грудные и брюшные плавники, верхняя лопасть хвостового плавника больше нижней.
5.Мелкая плакоидная чешуя.
6.Плавательного пузыря нет
7. В толстом кишечнике спиралевидные складки.
8.Клоака.
9.Передний мозг разделён на два полушария.
10. Оплодотворение внутреннее
Работа с дополнительным материалом (Приложение 2) по группам (3-5 мин), сообщения учащихся о разнообразии акул.
5. Применение. Формирование умений и навыков.
Задачи: Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для СР, создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов применения изученного.
Методы: Игра
Содержание этапа:
«Верю – не верю» (подготовить цветные карточки: верю – зелёный, не верю – красный)
• Кровеносная система не замкнутая
• Есть череп
• Оплодотворение наружное
• Прямая кишка открывается в клоаку
• Двухкамерное сердце
• Есть парные плавники
• 10 пар жаберных щелей
• Имеется нервная трубка
• Есть боковая линия
• Кишечник имеет спиралевидные складки
• Рот снабжён присосками
• Нет плавательного пузыря.
6.Этап информации о домашнем задании.
Задачи: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Составить синквейн на тему : «Хрящевые рыбы»
Например:
1. Акула
2.Опасная, приспособленная, не разборчивая.
3.Охотится, выслеживает, угрожает.
4.Вызывает трепет и животный страх.
5.Относится к хрящевым рыбам.
7.Подведение итогов урока.
Задача: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
8.Этап рефлексии.
Задачи: Инициировать рефлексию учащихся на самооценку своей деятельности. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Беседа по вопросам:
-Что тебе на уроке было интересно? Что не понятно?
-На что обратить внимание учителю на следующем уроке?
-Как ты оценишь свою работу на уроке?

Приложение1
Признаки хрящевых рыб:

1. Хрящевой скелет
2. Заострённое рыло
3. 5-7 пар жаберных щелей, жаберных крышек нет
4. Парные грудные и брюшные плавники, верхняя лопасть хвостового плавника больше нижней
5. Мелкая плакоидная чешуя
6. Плавательного пузыря нет
7. В толстом кишечнике спиралевидные складки
8. Клоака
9.Передний мозг разделён на 2 полушария
10.Оплодотворение внутреннее



Приложение 2
Белая акула
В пасти большой белой акулы находится порядка трех тысяч треугольных зубов. Большая белая акула не пережевывает свою жертву, вместо этого она держит жертву мертвой хваткой в своих зубах и мотает головой из стороны в сторону, отрывая при этом куски плоти. Сила укуса равна приблизительно 150 кг на 1 см. Акула способна проглотить за один раз от 9 до 13 кг пищи. Укус большой белой акулы почти в два раза сильнее укуса льва.
Белая акула получила свое название благодаря белому животу, а не потому, что она вся белая. Сверху она серая, иногда коричневая. Белая акула является самой большой хищной рыбой океана, и этот факт уж никак не уменьшает страх людей быть ею съеденными. Максимальная длина этого хищника может достигать 6 метров. Вес может доходить до 2 тонн.
Есть одна вещь, которая разительно отличает большую белую акулу от многих других акул и рыб - она теплокровная. Специальное строение кровеносной системы позволяет акуле поддерживать температуру тела в среднем на 14 градусов выше, чем температура окружающей ее воды.
Теплокровность означает, что этот хищник может жить в более холодных водах, чем другие акулы, но это также означает, что они должны и есть больше. Питаться белые акулы предпочитают жирной пищей, а не просто мясом, которое имеет только белок. Поэтому основной добычей являются ластоногие водные хищники, такие как морские котики и морские львы. Люди же слишком мускулистые для того, чтобы понравится акулам, ну а в морском котике может быть до 50% жира, что является их любимой пищей (хотя они также могут перекусить и рыбой и морскими черепахами). Белые акулы потребляют приблизительно 11 тонн пищи в год. Для сравнения: 68 килограммовый человек ест около 500 кг в год.
Хотя эти хищники оснащены впечатляющим носом и ушами, которые помогают им охотиться, все же большую роль играют глаза, в основном на них опираются эти акулы при нападении. Большие белые акулы плавают по поверхности, высматривая очередную добычу, а подплывают к ней уже из глубины. Один ученый провел такой эксперимент: он изготовил несколько фанерных макетов, похожих по форме на морского котика; такое же количество было и просто квадратных. В большинстве случаев акулы проявляли интерес именно к "морским котикам". Но если не было выбора квадрат или "котик", то акула в любом случае плыла проверять, что это. Поэтому никогда нельзя отправляться плавать одному в кишащие акулами районы, так как белая акула известна своей любознательностью на предмет того, что это там такое плавает, и съедобно ли оно. Как только акула наметила себе то, что она хочет "попробовать", она начинает по-особенному подплывать к предмету изучения.
. Интересно то, что вы не найдете ни одной белой акулы, которая содержится в "аквариуме", так как этих животных почти невозможно содержать в неволе. Самый продолжительный прецедент произошел в "Аквариуме Монтере-Бей" - 198 дней жила большая белая акула в неволе. Предыдущий рекорд составлял всего 16 дней.
Тигровая акула
Эти акулы получили свое название благодаря темным полосам и пятнам, которые покрывают тела "несовершеннолетних" представителей этого вида. Также в этом названии отобразилась вся жестокость, которая присуща акуле, являющейся второй самой смертоносной акулой после большой белой. Несмотря на всю свою печальную славу, этот хищник получил также и другую кличку: "морской мусорщик" или "мусорщик моря". Оказывается, тигровая акула может съесть что угодно: от морских черепах и тюленей, которые составляют основную часть ее рациона, до более экзотических видов "пищи" - резиновых шин, пивных бутылок, гвоздей, водительских прав, одежды, взрывчатых веществ, крокодильих голов, котов, свиней, и даже целых курятников, со всеми их жителями (были прецеденты). В Австралии, например, была поймана тигровая акула с целой и неповрежденной головой лошади в желудке!
При рождении эти хищники имеют длину всего от 50 до 70 сантиметров. Вырастают они гораздо большими. Взрослая тигровая акула может достигать 4 метров в длину и весить около 680 килограмм. Некоторые особи могут вырасти до 5 метров и набрать массу до 900 килограмм.
Тигровые акулы, как правило, считаются медленными и вялыми, но их плавники способны на придание мгновенного ускорения, когда они отслеживают добычу. Она обладает очень толстой кожей, которая может быть до 10 раз крепче, чем шкура быка. Тигровая акула имеет более широкий рот по сравнению с другими представителями акульего семейства, но это не главное. Самое большое отличие находится внутри ее пасти - это зубы. Каждый зуб - это отдельное орудие для убийства. Форма его напоминает заточенный с двух сторон серп со множеством острейших зазубринок, которые будут буквально "распиливать" свою жертву. Тигровая акула имеет идентичные верхнюю и нижнюю челюсти, поэтому действительно нет ничего такого, чего эта акула не смогла бы съесть. Даже очень твердый панцирь морской черепахи не является большой преградой для этого хищника. Этот хищник проделывает огромный путь, чтобы "перекусить". Одно исследование показало, что акула в поисках пищи проплыла очень большое расстояние. Также это означает, что для этих хищников нет постоянных мест кормления. Скорее всего, акулы посещают отдельные места без определенной регулярности.
Для биологов иногда тяжело отделить любовь тигровой акулы к еде от каких-либо других причин возвращения на определенное место. Например, ученые знают, что в своем большинстве эти акулы мигрируют в теплые места, когда становится холодно, но биологи не уверены, то ли эти хищники следуют за своей добычей, или они просто предпочитают теплый климат. Тигровые акулы считаются ночными животными, но были зафиксированы случаи питания в течение дня. На Гавайских островах, например, эти хищники ведут совсем не ночной образ жизни, так как их пища - тюлени-монахи, ведут дневной образ жизни.
И хотя эти акулы проводят почти все время в поисках пищи, иногда они делают перерывы на размножение. Для этих животных характерно живорождение, которое происходит после того, как детеныши вылупились из яиц в утробе матери.

Китовая акула
Эти морские гиганты, известные как китовые акулы (лат. Rhincodon typus ), бороздят просторы тропических и теплых морей и океанов по всему миру (за исключением Средиземного моря), словно живые субмарины.
Китовые акулы – самые крупные из всех существующих видов рыб, и глядя на них, трудно представить, что эти огромные существа, вырастающие в длину до 18 – 20 метров и достигающие веса более 30 тонн, питаются микроскопическим планктоном, размеры которого редко превышают 3 миллиметров.
Сочетание поистине гигантских размеров, добродушного поведения и необычного, похожего на шахматную доску, рисунка – делает встречу с китовой акулой поистине незабываемым событием.
Образ жизни этих удивительных животных до сих пор остается загадкой для исследователей, и значительная часть информации о них основана на неподтвержденных документально рассказах и домыслах.
Особенно это касается размеров и веса пойманных акул. Так, например, большой популярностью пользуются истории о китовой акуле длиной около 17 метров и весом почти 37 тонн, попавшей в бамбуковую ловушку для рыб в Таиланде в 1919 году, или акуле-гиганте, пойманной в 1994 году в Южном Тайване, весом 35 тонн и длиной более 20 метров. Однако без официального подтверждения эти факты до сих пор остаются всего лишь «рыбацкими байками».
Известно, что средняя особь китовой акулы вырастает примерно до 12 метров в длину, при этом самки, как почти у всех акул, крупнее самцов. Весь день китовые акулы проводят в поисках пищи, поднявшись к поверхности океана, где вода прогревается до наиболее комфортных для них температур – 21-30 градусов Цельсия, а в ночное время опускаются на глубину более 700 метров.
Китовые акулы – плохие пловцы, средняя скорость их передвижения – чуть более одного километра в час. Это связано с тем, что, в отличие от других видов рыб, для перемещения в толще воды эти гиганты используют не хвост, а две трети своего туловища, раскачивая его заднюю часть из стороны в сторону.
При необходимости они могут совершить мощный однократный рывок на скорости около четырех километров в час. Но подобные ускорения случаются крайне редко, поскольку у китовых акул нет необходимости преследовать свою добычу – она сама плывет в их гигантские, шириной до полутора метров, рты.
Чтобы определить, где сконцентрировано наибольшее количество пищи, китовая акула использует обоняние – прекрасно развитые ноздри по обеим сторонам верхней челюсти заменяют ей слабо видящие глаза.
В отличие от трех других видов акул, питающихся планктоном и медленно плывущих с широко открытым ртом в богатой пищей воде, китовые акулы активно всасывают воду с содержащимися в ней микроскопическими частицами планктона, криля, мелкой рыбы и кальмаров, а затем фильтруют ее сквозь жаберные пластинки длиной около 10 сантиметров.
Объем воды, попадающей в рот этих рыб в течение часа, достигает шести тысяч литров. Пообедав, китовая акула «кашляет», очищая жабры от налипшего планктона. Несмотря на огромное количество зубов – около 30 тысяч, расположенных в более чем 300 рядах, они практически утратили свои функции, а их длина сократилась до трех миллиметров.

АКУЛА ГИГАНТСКАЯ
По максимальной длине тела гигантская акула уступает только китовой. Она достигает 12 и даже 15 м и при длине около 9 м весит примерно 4 т. Челюстные зубы мелкие (их высота не превышает 5 мм), острые. Они расположены на челюстях в 4—7 рядов и образуют подобие своеобразной терки. Пищу этого вида составляют планктонные животные. Питающаяся на скоплении планктона гигантская акула медленно плывет со скоростью около 3,5 км/час с широко раскрытой пастью, пропуская через ротовую полость воду и отфильтровывая планктон. При такой скорости она процеживает ежечасно около 1500 кубометров воды. Желудок у гигантской акулы очень большой — у крупных питающихся особей в нем находили около тонны густой красноватой пасты, состоящей из планктонных рачков, перемешанных со слизью, которой они обволакиваются в полости рта. Таким образом, по способу питания гигантская акула мало отличается от усатых китов. Гигантские акулы обычно встречаются у поверхности моря только весной и летом, т. е. тогда, когда вода наиболее богата планктонной пищей. В это время в наиболее кормных районах можно видеть целые стаи этих малоподвижных животных, насчитывающие до 20—30 особей и медленно передвигающиеся в поверхностном слое. Огромное большинство их составляют самки, количество которых в 30—40 раз превышает количество самцов. Зимой гигантские акулы очень редко попадаются на глаза. С наступлением зимы гигантская акула уходит из поверхностных вод, переходит в малоактивное состояние, соответствующее, по-видимому, зимней спячке млекопитающих. Гигантская акула размножается путем яйцеживорождения, хотя до сих пор еще не была поймана ни одна самка, содержащая эмбрионы. Самая маленькая из когда-либо измеренных акул этого вида имела длину около 1,5 м. Выброшенные на берег останки гигантских акул не раз давали основания для газетных сообщений об обнаружении необычайных морских чудовищ. По-видимому с этим видом связаны и рассказы о встречах с морским змеем в водах Северной Атлантики — наблюдение огромной акулы, плывущей у поверхности с выступающими над водой спинным и хвостовым плавниками, вполне оправдывает возникновение самых невероятных историй. Гигантские акулы служили объектом специального промысла, который достиг своего расцвета 100—150 лет назад. Они добывались преимущественно ради получения жира, вытапливаемого из печени. Одна акула давала в среднем от 300 до 800 л жира, а в некоторых случаях и более 2000 л, так как печень, составляющая около 20% веса акулы, содержит у этого вида до 60% жира. Промысел гигантской акулы имел много общего с китобойным промыслом. Он производился гарпунами с небольших судов и шлюпок. В наши дни добыча гигантской акулы резко сократилась в связи с отсутствием спроса на ворвань. Мясо этой акулы пригодно для потребления в пищу, и в некоторых районах она еще служит объектом рыболовства. Гигантская акула безопасна для человека.
Лимонная акула
Крупная рыба из рода острозубых акул. Вырастает до 3,5 м. в длину. Легко раздражительна и может нападать на человека, поэтому считается опасной.
Свое название акула получила за светло-коричневый, желтоватый цвет тела. Так же встречаются такие варианты – желтая акула, панамская острозубая и короткорылая острозубая. Распространена в тропических водах на западном побережье Африки, Северной и Южной Америки. Часто встречается на мелководье. Наиболее плотные популяции акулы находятся в Карибском бассейне, у берегов Флориды и окрестностях Антильских островов.

Лимонные акулы – крупные хищники. Рацион питания состоит из всех рыб, подходящих по размеру, которые встречаются в месте обитания акулы. Нападает и на осьминогов, крабов, кальмаров. Не редки случаи, когда в пасть хищницы попадали и другие, более мелкие виды акул. Рот усеян острыми зубами. Нижние челюсти используются для удержания жертвы, а верхние острые резцы отрывают от добычи большие куски мяса.
Акула не гоняется за своей жертвой, а предпочитает неподвижно лежать у самого дна. Соответствующая окраска делает ее незаметной на фоне песка. На приблизившуюся добычу акула совершает молниеносный прыжок и быстро съедает.
Рыба предпочитает вести ночной образ жизни. Как правило, держится недалеко от берега, на глубине до 100 м., хотя есть данные, что в поисках добычи может погружать до 400 метров. Взрослые особи держатся поодиночке, а молодые акулята образуют стаи, которые «пасутся» в мангровых зарослях недалеко от берега. Предполагаемая продолжительность жизни составляет 15-20 лет. Самая старая из наблюдаемых акул прожила 30 лет.
Брачный сезон лимонной акулы наступает весной или в начале лета. Живородящие. Рождение молодых рыб происходит, как правило, вблизи Багам.

Много интересных экспериментов было проведено с лимонными акулами. Исследования показали, что эти рыбы больше внимание уделяют объектам в воде с красным или оранжевым цветом. Водолазы в таких костюмах, спасательные жилеты, круги и шлюпки вызывают у акул охотничий интерес. Такой же эффект имеют определенные звуковые волны. Так, пролетающий низко вертолет, тоже воспринимается хищницей как повод для начала охоты.
В США именно на желтых акулах проводились опыты по влиянию наркотиков на животных, адаптации к темноте и многие другие. Эти рыбы хорошо содержаться в неволе, они могут легко приспосабливаться к воде различной солености. В Майами и Флориде даже научились получать потомство от акул, которые содержаться в аквариумах. Кстати, лимонные акулы во время одного эксперимента догадались, как использовать кнопку вызова пищи. Толкая её умные хищницы получали для себя свежее мясо.
Категория: Биология | Добавил: Мила9885 (2014-09-18) | Автор: Людмила Викторовна Горланова E
Просмотров: 2190 | Теги: акулы, Хрящевые рыбы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru