Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема: Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Цели: 1. Создание условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. 2. Формирование представлений об экологии как науке, среде обитания и факторах среды. 3. Способствование обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи. 4. Воспитание интереса к предмету, бережного отношения к представителям живой природы. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие учеников; Информация об отсутствующих в классе. 2. Актуализация опорных знаний. Ребята, переходим к проверке вашего домашнего задания. Сделаем это так: пару ребят будут работать с карточками,а с остальными я проведу фронтальный опрос. Вопросы: 1.На какие подцарства делят царство растений?(высшие,низшие) 2.Какие растения относятся к низшим? 3.Какие растения относятся к высшим? 4.Что такое орган?(часть орг-ма растения, выполняющая в нем опр-нуюфун-ю и имеющая особое строение. ) 5.Перечислите вегетативные органы растений.(корень,побег,стебель,лист) 6.Каковы ф-и вегетативных органов?(органы, выполняющие фун-и питания, роста и обмена в-в с окружающей средой.) 7.Перечислите генеративные органы(цеток,плод,семена) 8.Каковы ф-и генеративных органов?(органы, служащие для размножения) 9.Какие растения наз-ся семенными? 10.Какие растения наз-ся споровыми? 11.Какие растения наз-ся голосеменными? 12.Почему все растения зелёные? 3. Изучение нового материала. Проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды? Объяснение учителя: Тему урока запишите в тетрадь. Существует сравнительно молодая наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и окружающей средой. Некогда эта наука являлась частью биологии, а в 1861г. английский учёный Геккель, определив цели, задачи и методы исследования выделил её в самостоятельную. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь? (ответы детей). “Экология” состоит из двух слов. “Ойкос” - дом, а “логос” - наука. Так что же такое “экология”? (ответы учеников) (приложение 3) Каждый живой организм занимает свою часть природы. В океане живут (дополнения учеников). В почве (дополнения учеников). В степях и лесах (дополнения учеников). Как вы считаете, чем является для организмов та часть природы, где живут выше указанные животные? . Запишите виды сред обитания и дополните их примерами животных, обитающих в данных средах. Среда обитания Условия Какие растения произрастают 1 группа – «ВОДНАЯ» -содержатся различные минеральные соли, но мало кислорода и солнечного света. водоросли и очень немногие высшие растения 2 группа – «НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ» -леса, луга, степи, тундры, сады и поля. -обилие воздуха -много света -колебания температуры, влажности в зависимости от сезона -ветер почти все высшие растения. 3 группа – «ПОЧВЕННАЯ» -среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков. обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений. В почве также живут многочисленные бактерии, мелкие животные и грибы. 4 группа «ОРГАНИЗМЕННАЯ» -эта среда представлена организмом-хозяином, который питательными веществами своего тела обеспечивает существование живущих в нем паразитов на ветвях яблони, груши, клена, сосны паразитирует омела белая, на стеблях хмеля и многих трав — повилика, а на корнях подсолнечника поселяется паразитическое растение заразиха. Где бы организмы не жили на них всегда что-то или кто-то воздействует, т. е. существуют экологические факторы. Экологические факторы – компоненты среды, которые воздействуют на организм. Биотические Абиотические Антропогенные Биотические факторы – факторы живой природы. (взаимоотношения растений друг с другом) Взаимодействия организмов могут быть очень разнообразными: Паразитизм Нейтрализм Мутуализм Симбиоз Хищничество (Ученики делают записи в тетрадь). Предлагаю поработать самостоятельно. В учебнике стр. 158 найдите объяснение таким взаимоотношениям, как хищничество, симбиоз. (Дети отвечают устно, вся работа занимает 1-2 минуты). А вот мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Примером может служить лишайник. Гифы гриба опутывают нити водоросли и снабжают их растворёнными минеральными веществами, в свою очередь получают продукты фотосинтеза. Абиотические факторы - факторы неживой природы. Какие вы знаете факторы неживой природы? (Ответы учащихся). Температура Рельеф Свет Влажность Ветер (Учащиеся фиксируют в тетрадь) Один из них или несколько могут быть ограничивающими, т. е. в пустыне это вода и температура, на севере – температура и т. д. У организмов в процессе эволюции появляются черты приспособленности к условиям той среды, в которой они обитают. Так к меняющейся температуре животные приобрели постоянную температуру тела (теплокровность у птиц и млекопитающих), некоторые животные впадают в спячку, у кактуса очень плотная покровная ткань и листья видоизменились в иголки для уменьшения испарения влаги. Антропогенные – факторы деятельности человека. Какую деятельность человека мы относим к этим факторам? (Ответы детей). Осушение болот Выбросы промышленных отходов Вырубка лесов Пожары В основном это негативное влияние на окружающий мир. (Записывают в тетрадь). 4. Закрепление. а) Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды? (Нет. Растения находятся под влиянием факторов окружающей среды). Какие экологические факторы, по - вашему мнению, выходят на первое место по степени влияния на растения? ( Антропогенный фактор выходит на первое место по степени влияния на растения). б) Отвечаем на вопросы (слайд 10); б) Игра «Кто лишний?». (Слайд 11,12) 5. Домашнее задание. Параграф 1-2 стр.4-11 Обратите внимание на понятия нейтрализм, паразитизм, расшифруйте их и запишите в тетрадь 6. Подведение итогов и рефлексия. Мы с вами сегодня выяснили значение трёх основных понятий. Дайте им, пожалуйста, определения. Оценки за урок. Благодарю за занятие. Поделиться… | |
Просмотров: 2903 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|