Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений
Тема: Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений.

Цели:

1. Создание условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

2. Формирование представлений об экологии как науке, среде обитания и факторах среды.

3. Способствование обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи.

4. Воспитание интереса к предмету, бережного отношения к представителям живой природы.

Ход урока

1. Организационный момент.
Приветствие учеников;
Информация об отсутствующих в классе.

2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, переходим к проверке вашего домашнего задания. Сделаем это так: пару ребят будут работать с карточками,а с остальными я проведу фронтальный опрос.

Вопросы:
1.На какие подцарства делят царство растений?(высшие,низшие)
2.Какие растения относятся к низшим?
3.Какие растения относятся к высшим?
4.Что такое орган?(часть орг-ма растения, выполняющая в нем опр-нуюфун-ю и имеющая особое строение. )
5.Перечислите вегетативные органы растений.(корень,побег,стебель,лист)
6.Каковы ф-и вегетативных органов?(органы, выполняющие фун-и питания, роста и обмена в-в с окружающей средой.)
7.Перечислите генеративные органы(цеток,плод,семена)
8.Каковы ф-и генеративных органов?(органы, служащие для размножения)
9.Какие растения наз-ся семенными?
10.Какие растения наз-ся споровыми?
11.Какие растения наз-ся голосеменными?
12.Почему все растения зелёные?

3. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?

Объяснение учителя:

Тему урока запишите в тетрадь. Существует сравнительно молодая наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и окружающей средой. Некогда эта наука являлась частью биологии, а в 1861г. английский учёный Геккель, определив цели, задачи и методы исследования выделил её в самостоятельную. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь? (ответы детей). “Экология” состоит из двух слов. “Ойкос” - дом, а “логос” - наука. Так что же такое “экология”? (ответы учеников) (приложение 3)

Каждый живой организм занимает свою часть природы. В океане живут (дополнения учеников). В почве (дополнения учеников). В степях и лесах (дополнения учеников). Как вы считаете, чем является для организмов та часть природы, где живут выше указанные животные? . Запишите виды сред обитания и дополните их примерами животных, обитающих в данных средах.

Среда обитания Условия Какие растения произрастают
1 группа – «ВОДНАЯ»
-содержатся различные минеральные соли, но мало кислорода и солнечного света.
водоросли и очень немногие высшие растения
2 группа – «НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ»
-леса, луга, степи, тундры, сады и поля.
-обилие воздуха
-много света
-колебания температуры, влажности в зависимости от сезона
-ветер
почти все
высшие растения.

3 группа – «ПОЧВЕННАЯ»
-среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков.
обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений. В почве также живут многочисленные бактерии, мелкие животные и грибы.

4 группа «ОРГАНИЗМЕННАЯ»
-эта среда представлена организмом-хозяином, который питательными веществами своего тела обеспечивает существование живущих в нем паразитов
на ветвях яблони, груши, клена, сосны паразитирует омела белая, на стеблях хмеля и многих трав — повилика, а на корнях подсолнечника поселяется паразитическое растение заразиха.

Где бы организмы не жили на них всегда что-то или кто-то воздействует, т. е. существуют экологические факторы.

Экологические факторы – компоненты среды, которые воздействуют на организм.

Биотические

Абиотические

Антропогенные

Биотические факторы – факторы живой природы. (взаимоотношения растений друг с другом)

Взаимодействия организмов могут быть очень разнообразными:
Паразитизм
Нейтрализм
Мутуализм
Симбиоз
Хищничество

(Ученики делают записи в тетрадь).

Предлагаю поработать самостоятельно. В учебнике стр. 158 найдите объяснение таким взаимоотношениям, как хищничество, симбиоз. (Дети отвечают устно, вся работа занимает 1-2 минуты). А вот мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Примером может служить лишайник. Гифы гриба опутывают нити водоросли и снабжают их растворёнными минеральными веществами, в свою очередь получают продукты фотосинтеза.

Абиотические факторы - факторы неживой природы.

Какие вы знаете факторы неживой природы? (Ответы учащихся).
Температура
Рельеф
Свет
Влажность
Ветер

(Учащиеся фиксируют в тетрадь)

Один из них или несколько могут быть ограничивающими, т. е. в пустыне это вода и температура, на севере – температура и т. д. У организмов в процессе эволюции появляются черты приспособленности к условиям той среды, в которой они обитают. Так к меняющейся температуре животные приобрели постоянную температуру тела (теплокровность у птиц и млекопитающих), некоторые животные впадают в спячку, у кактуса очень плотная покровная ткань и листья видоизменились в иголки для уменьшения испарения влаги.

Антропогенные – факторы деятельности человека.

Какую деятельность человека мы относим к этим факторам? (Ответы детей).
Осушение болот
Выбросы промышленных отходов
Вырубка лесов
Пожары

В основном это негативное влияние на окружающий мир. (Записывают в тетрадь).

4. Закрепление.

а) Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды? (Нет. Растения находятся под влиянием факторов окружающей среды).
Какие экологические факторы, по - вашему мнению, выходят на первое место по степени влияния на растения? ( Антропогенный фактор выходит на первое место по степени влияния на растения).

б) Отвечаем на вопросы (слайд 10);

б) Игра «Кто лишний?». (Слайд 11,12)

5. Домашнее задание.
Параграф 1-2 стр.4-11
Обратите внимание на понятия нейтрализм, паразитизм, расшифруйте их и запишите в тетрадь

6. Подведение итогов и рефлексия.

Мы с вами сегодня выяснили значение трёх основных понятий. Дайте им, пожалуйста, определения.

Оценки за урок. Благодарю за занятие.
Поделиться…
Категория: Биология | Добавил: Uain0407 (2014-10-01) | Автор: Уразалина Айнур Тойкожановна E
Просмотров: 2903 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru