Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Дата: Класс: 9 Тема: Образование новых видов Тип урока: Комбинированный Цель: Создать условия для изучения нового материала «Образование новых видов», развития учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, формирования ответственного отношения к учению. Учебно-познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; • обеспечить понимание учащимися механизма процессов видообразования • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; формулировать выводы; • воспитывать положительную мотивацию учебной деятельности, формировать научное мировоззрение, стремление познания многообразия жизненных форм организмов. • воспитывать любовь к природе Коммуникативные компетенции: • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы, быть готовым к публичному выступлению перед аудиторией; Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: интернетом, учебниками, книгами, • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал. Методы обучения: частично-поисковые, репродуктивные, проблемные, словесные, коммуникативные, фронтальные, наглядные, информационные Средства обучения: 1. Инструктивная карта 2. Рабочая тетрадь 3. Интерактивная доска. 4. Презентация по теме «Образование новых видов» 5. Интернет Учебник: Очкур Е.А. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2012 - 256 с. Ход урока: 1. Организационный момент Здравствуйте, тема нашего урока «Образование новых видов» - Какая проблема перед нами стоит? (как образуются новые виды) - Подумайте и сформулируйте цель урока (выяснить особенности образования новых видов) 2. Проверка изученного материала (фронтальный опрос с использованием флипчарта) Образование нового вида в природе – сложный эволюционный процесс. Как этот процесс называется? Напомните все ключевые понятия изученного на прошлом уроке материала (микроэволюция, вид, популяция, генофонд, критерии вида) - Что такое вид? - Что такое популяция? - Что такое генофонд? - Назовите и охарактеризуйте критерии вида. Морфологический критерий (описывает сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида) Биохимический критерий (определяет синтез специфических белков в клетках особей одного вида) Генетический критерий (характеризует наличие определенного набора хромосом и состава нуклеотидов ДНК для каждого вида) Физиологический критерий (показывает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида) Эколого-географический (определяет ареал распространения вида) 3. Подготовка учащихся к освоению нового материала Урок предлагаю провести с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для этого из числа учеников класса организуем учебные лаборатории. Консультировать исследователей будет учитель биологии и лаборант компьютерного класса (Полина Сергеевна). Поиск информации, обработка информации и ее представление будет осуществляться средствами глобальной информационной сети, программой MicrosoftPowerPoint и возможностями текстового редактора MicrosoftWord. Консультант по биологии подготовил для вас направления исследования (инструктивный материал), результаты которого вам необходимо представить в течение нашего урока в виде защиты с презентацией. Ученические лаборатории включают пять специалистов из числа учеников класса по месту вашей посадки. Для эффективной работы группы каждый ее член должен иметь свои обязанности. Как вы считаете, какие обязанности следует иметь членам ученической лаборатории? (спикер, стратег, оператор) Ведущих специалистов лабораторий прошу подойти за инструктивным материалом. 4. Усвоение новых знаний А) Инструктивный материал Первая лаборатория: Общее представление о видообразовании: 1. Определение вида 2. Многообразие видов (с подтверждающим это наглядным материалом) 3. Построение гипотезы о происхождении новых видов (например, приспособленность организмов) Ахметов Марат, Балмасова Анастасия, Барташевичус Максим, Гаджимуратов Хаджимурат, Гринькова Екатерина Вторая лаборатория: Рассмотреть разные виды живых организмов одного рода: 1. Подобрать иллюстративный материал на примере растений или животных (лютик, погремок, голубь, вьюрок) 2. Определить, что указывает на то, что у данных видов один предок 3. Предположить, почему произошло разделение на виды Дубина Диана, Иванникова Светлана, Катасонова Анна, Кашперук Богдан, Колышкина Татьяна, Комиссарова Вероника Третья лаборатория: Географическое видообразование 1. Выяснить причины географического видообразования 2. Привести примеры (образование природных преград; расширение ареала) Панкина Ксения, Самохин Никита, Сейтимбетова Карина, Степаненко Екатерина, ТаласпаевАдильхан Четвертая лаборатория: Рассмотреть озеро Байкал как один из примеров географического видообразования 1. В результате чего было образовано озеро Байкал 2. Эндемики озера Байкал 3. Сформулировать вывод о данном способе видообразования Копейко Анастасия, Копейко Дарья, Крошнев Георгий, Кузьмина Анна, Мокренко Николай Пятая лаборатория: Экологическое видообразование 1. Выяснить причины экологического видообразования (образование группировок в одном ареале; биологическая изоляция; приспособление к разным условиям среды) 2. Сформулировать вывод о данном способе видообразования Усманов Ришат, Цебенко Михаил, Черниченко Роман, Шкадюк Маргарита, Шувалова Анна,ЯмалетдиноваШахерезада Б) Работа учебных лабораторий 1.отбор информации средствами глобальной информационной сети, ее анализ 2. заполнение информацией слайдов презентации 3. Формулирование выводов В) Защита презентации 1. выступление каждой учебной лаборатории 5. Проверка понимания учащимися нового материала 1. составить схему «Образование новых видов» 2. Какие есть способы видообразования? 3. Что такое географическое видообразование? (Географическое видообразование (аллопатрическое) – это видообразование причиной которого является географическая обособленность) 4. Что такое экологическое видообразование? (Экологическое (симпатрическое) видообразование — способ видообразования, при котором новые формы занимают разные экологические ниши в пределах одного ареала) 5. В природе в одно и то же время существуют растения и животные с разным уровнем развития и строения. Почему естественный отбор не поднял одновременно все группы с низким уровнем развития на более высокий уровень (Дарвин:«В среде с простыми условиями существования нет необходимости в сложном строении») 6. Рефлексия 1. Какое впечатление на вас произвел урок? 2. Интересно вам было работать над вашей темой? 3. Довольны вы своим выступлением? 4. Какая информация показалась вам более интересной? 7. Оценка работы учащихся на уроке Сегодня, в оценке работы на уроке, вы принимаете непосредственное участие. - Подумайте и скажите, чье выступление сегодня было эффективным (логичным, понятным, доступным и интересным) - Чей вклад в работе лаборатории был основополагающим и заслуживает наивысшей оценки? 6. Задание на дом: Параграф 23 | |
Просмотров: 1125 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|