Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
План урока. 1. Вступление в урок. 2. Сообщения учащихся о металлах, их роли в организме человека и нахождении их в Казахстане (алюминий, кальций, медь, свинец, цинк, марганец, железо). 3. Физкультпауза . 4. Экология жилища – создание информационного пространства. 5. "Маска, я тебя знаю". 6. Улучшаем экологию жилища. 7. Практикум по географии. 8. Викторина "Что? Где? Когда?" 9. Игра "Расшифруй девиз". 10. Заключение. 11. Рефлексия. Вступление. Учитель химии: Сегодняшний наш урок – необычный. И необычность его прежде всего в том, что проведен он будет сразу тремя учителями: учителем биологии, учителем химии и учителем географии. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Данте Алигьери: Следи за тем, Как здесь мой шаг ведет К познанью истин, Для тебя бесценных Чтоб знать потом, Где пролегает брод. Тема сегодняшнего урока – "Окружающая среда и здоровье человека". На сегодняшнем уроке мы рассмотрим одну из самых злободневных проблем современности – экологию человека с позиций наших трех наук. Мы просим вас быть на уроке очень внимательными, активными, следить за логикой урока, так как многое из того, что вы узнаете на сегодняшнем уроке, может оказаться для каждого человека не просто полезным, а поистине бесценным. Учитель биологии: Каждый нормальный человек мечтает прожить долгую и счастливую жизнь. А непременным условием счастья и долголетия является здоровье. Этот тест поможет вам определить, каковы ваши личные шансы на долголетие. Главное условие правильного результата тестирования – отвечайте на вопросы абсолютно искренне, так как данная информация касается лично вас и никого более. Обратите внимание, какие факторы влияют на продолжительность жизни человека и постарайтесь сделать соответствующие выводы. Ваш возраст не имеет значения – не важно, 14 вам лет или 50 – задуматься над своим здоровьем никогда не рано и никогда не поздно. Но чем раньше вы об этом начнете думать, тем лучше. Тест (Проводится под негромкую музыку – "Романс" Г.Свиридова) Итак, возьмем число 72. из него надо будет вычитать и к нему прибавлять набранные в результате ответов очки. Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. женщинам следует прибавить к 72 цифру 4 – они живут в среднем на 7 лет дольше мужчин. Следовательно. У мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни, равная 69 годам, у женщин – 76. Если вы живете в городе с населением более 1 млн. человек, то вычтите 2 года. Если вы живете в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, то прибавьте 2 года. Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим – прибавьте 3 года. Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хот бы по полчаса, то прибавьте 4 года, если 2-3 раза – прибавьте 2 года. Если в будущем вы собираетесь вступить в брак – добавьте 5 лет, если нет – вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста). Если вы постоянно спите более 10 ч, вычтите 4 года. Если по 7 – 8 ч – ничего не вычитайте. Если вы плохо спите – отнимите 3 года. Большая усталость, как и слишком продолжительный сон, - признаки плохого кровообращения. Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отнимите 3 года. Если спокойный, уравновешенный – добавьте 3 года. Если вы счастливы, добавьте 1 год, если несчастливы – отнимите 2 года. Если вы собираетесь получить среднее образование – добавьте 1 год, если высшее – 2 года. Если ваша бабушка или дедушка дожили до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 – 4 года. Если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта и т.д.), вычтите 4 года. Если кто-то из ваших родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычтите 3 года. Если вы выкуриваете более 3 пачек в день – отнимите 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года. Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного – вычтите 1 год. Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20 кг, вычтите 8 лет, если 15 – 20 – 4 года, 5 – 15 кг – 2 года. Число, которое вы получили в итоге, и есть тот возраст, до которого вы можете дожить. Но, конечно же, вы проживете дольше, если сможете улучшить качество вашей жизни. А о том, как это можно сделать, и пойдет речь на сегодняшнем уроке. К примеру, в нашей повседневной жизни нас окружают самые различные химические элементы. Они разными путями проникают в наш организм, оказывают на него разнообразное, далеко не всегда положительное влияние. Сообщения о некоторых из них мы сейчас заслушаем. Но, слушая, помните эпиграф к нашему сегодняшнему уроку Следи за тем, Как здесь мой шаг ведет К познанью истин, Для тебя бесценных, Чтоб знать потом, Где пролегает брод. Поэтому, будьте внимательны, что-то важное, возможно, даже стоит записать, так как эффективность вашей деятельности на уроке зависит о того, как вы сможете в ходе урока использовать полученную информацию. Сообщения. Марганец. Марганец входит в состав 150 минералов, из них для промышленности важными являются пиролюзит (63% Mn) и псиломелан (62% Mn). Названия их объясняются так: пиролюзит – от греческого слова "пирос" – огонь, "люзиос" – мытье, чистка. Его раньше называли "стекольным мылом", он использовался для удаления зеленого оттенка в стекле. Этот минерал образует иногда радиально-лучистые комки, сажистого или синеватого цвета. Псиломелан – от греческого "псилос", что означает гладкий, лысый, "меляс" – черный. Он образует черные натечные образования, известные под названием "стеклянная черная голова". Эти породы были извержены 30 – 40 млн. лет назад древними вулканами, затем взвешены в водах древнего моря, соединяющего Средиземное, Черное, Каспийское и Аральское моря. В конце концов, руда марганца осела и образовала отложения на окраинах морей, это в Украине – Никополь, на Кавказе – Чиатура и в Казахстане на склонах Улытау – Джезды. Марганец используется в цветной металлургии, электросварке, фармакологии, химической промышленности, но больше всего на 9\10 – в цветной металлургии. Добавка в сталь всего 1% марганца повышает ее прочность, ковкость, увеличивает срок эксплуатации железнодорожных рельс, колес вагонов, гусеничных передач, орудий. Вот поэтому в годы мировой войны Гитлер одной из важнейших задач ставил оккупацию и окружение марганцевых бассейнов Украины и Кавказа СССР. Самые отборные войска Гитлер бросил туда, чтобы лишить СССР этих рудников, которые Германия хотела использовать. Все западноевропейские страны и США зависят от импорта марганца. Поэтому фашистские подводные лодки патрулировали на пути морских транспортов с марганцем в США и топили их. В эти военные годы месторождение Джезды в Казахстане и получило толчок к активному освоению. Его исследованиям в 1941 году положил начало К.И.Сатпаев. Прослушайте такую справку: с 1942 по 60 годы в Джезды у подножия Улытау было добыто 2313000 тонн марганцевой руды. Цена на марганцевую руду на международном рынке составила в 1986 г. от 300 до 500 долларов за 1 тонну. Джездинский марганец поставляется на Темиртауский металлургический комбинат, а также на продажу в другие страны. Алюминий. Антропогенные источники: горнорудные разработки, твердые выбросы и сточные воды предприятий (химико-фармацевтического, лакокрасочного, бумажного, текстильного) производства, производства синтетического каучука, изготовление и использование алюминиевых деталей, конструкций, а также посуды и упаковочного материала. После термической обработки продуктов в алюминиевой посуде содержание в них алюминия возрастает вдвое. Биологическая роль. Алюминий – необходимый организму микроэлемент. В растительных организмах его содержится в десятки раз больше, чем в организмах животных. У человека алюминий обнаружен во всех органах, тканях и выделениях. Больше всего алюминия содержится в легких, печени, костях, головном мозге. Алюминий принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей, в процессе регенерации костной ткани, в обмене фосфора. В зависимости от концентрации в организме, алюминий оказывает активирующее или ингибирующее действие на активность пищеварительных ферментов. Известно, что нитрат алюминия повышает общую кислотность организма и переваривающую способность желудочного сока, увеличивает содержание в нем свободной соляной кислоты. Алюминий влияет на центральную нервную систему. Повышенное содержание этого элемента в крови вызывает возбуждение, а пониженное – торможение. В организме человека содержится алюминия 10-3%. Токсическое действие. Алюминий – биологический конкурент железа, кальция и фосфора. Избыток его в организме человека приводит к нарушению минерального обмена: снижается задержка кальция, уменьшается адсорбция фосфора и железа, что в свою очередь ведет к снижению уровня АТФ в крови и нарушению процессов фосфорилирования; замедляется рост и размножение клеток. Высокая комплексообразующая способность алюминия обуславливает угнетение активности ряда ферментов, особенно участвующих в кроветворении (блокируются их активные центры). Алюминий обладает нейротоксическим действием – нарушает двигательную активность, вызывает судороги, снижение памяти, некоторые психические реакции наподобие слабоумия. Имеются данные о мутагенной активности алюминия. Кальций. Антропогенные источники: производство цемента, сточные воды бумажного, кожевенного, химико-фармацевтического, лакокрасочного, пивоваренного производств, бытовые стоки прачечных; использование цементных и бетонированных емкостей, труб и хранилищ для питьевой воды. При хранении питьевой воды в цементированных емкостях ухудшаются органолептические и физико-химические свойства воды, резко возрастает ее жесткость и рН (до 12). Гипохлорит кальция употребляется как отбеливатель и окислитель в текстильной и бумажной промышленности. Хлорид Са применяется как средство против обледенения аэродромов и железнодорожных рельсов. Все эти соединения попадают в окружающую среду и, накапливаясь в больших концентрациях, могут нанести вред биологическим системам. Биологическая роль. В организме из элементов-металлов Са – главный. Содержание его в организме – 10-2%. Известны организмы, содержащие более 10% Са (моллюски, кораллы, иглокожие и др.) ионы Са необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, уменьшения проницаемости сосудов, для нормального роста костей. Са благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противовоспалительное действие. Если человек в своем рационе имеет достаточное количество Са, ему не страшны резкие смены погоды, инфекции, эпидемии. Обмен Са в организме тесно связан с обменом магния, стронция, фосфора. Фосфор, как и кальций, является составной частью костной ткани и ткани мозга. При нарушениях фосфорно-кальциевого баланса организм берет Са из "костного запаса" – зубов, костей, крупных сосудов или строит кости из стронция. В пищевой рацион необходимо вводить достаточное количество продуктов, содержащих Са, Р, в этом случае можно не бояться переломов костей, заболеваний кожи, суставов, костей и нервной системы. Токсическое действие. Поскольку Са является биоэлементом, и вредное его действие возможно лишь при поступлении его в организм в очень больших дозах, что сопровождается увеличением количества Са в крови, усилением кальцификациии ослаблением регенерации тканей. При этом увеличивается выделение Са с мочой, что ведет к заболеванию циститом. Если Са попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания. У детей, к тому же, снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора. Железо. Антропогенные источники. Сточные воды и шлаки металлургического, химического, нефтехимического, фармацевтического, лакокрасочного и текстильного производств, коррозия. Биологическая роль. Содержание железа в организме составляет 10-2%. Физиологическая роль железа обусловлена его способностью образовывать различные комплексные соединения с молекулярным кислородом, серой, азотом. Железосодержащие белки выполняют различные жизненно важные функции: гемоглобин транспортирует кислород от легких к тканям всех органов, миоглобин запасает его в мышцах в связанном виде, цитохромы обеспечивают тканевое дыхание. Железо участвует и в построении клеточного ядра. Токсическое действие. Соединения железа (II) более токсичны, чем соединения железа (III). Вдыхание пыли, содержащей соединения железа, приводит к заболеванию легких, сердечно-сосудистой дисфункции, к снижению секреции желудка, изменению состава крови, возникновению стоматита, гастрита. Цинк. Антропогенные источники. Выброс в атмосферу при температурных технологических процессах на металлургических комбинатах; потери при транспортировке, добыче, обогащении, сортировке на горнообогатительных фабриках; сжигание каменного угля, сточные воды химического, деревообрабатывающего производства; вымывание горячей водой из оцинкованных водопроводных труб. Биологическая роль. Цинк – важный химический элемент. Содержание его в организме человека – 10-3%. Он входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, благодаря чему в организме поддерживается необходимый кислотный уровень. Цинк входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, регулирующего содержание сахара в крови позвоночных, участвует в гидролизе пептидных связей при переваривании белков, стимулирует рост растений. Основной источник цинка – пшеничные отруби. При дефиците цинка в организме возникают сахарный диабет, кожные заболевания. Токсическое действие. В основе многих проявлений цинковых интоксикаций лежат конкурентные отношения цинка с рядом металлов, например, с кальцием. В этом случае падает содержание Са в крови, костях, одновременно нарушается усвоение организмом фосфора, в результате развивается остеопороз, ломкость костей. Известей следующий факт. В 1982 г. в Японии была зарегистрирована вспышка тяжелого заболевания костно-мышечной системы у населения, употребляющего в пищу рис, выращенный на полях, где для орошения использовали сточные воды, сильно загрязненные сульфидами цинка и кадмии. Нельзя пить воду, хранившуюся в оцинкованных баках: накапливающиеся в ней ионы цинка отрицательно воздействуют на желудочный тракт. Токсичность цинка объясняется его каталитической активностью. В высоких концентрациях цинк является онкогеном и мутагеном. Учитель географии: Наступило время немного размяться после внимательного прослушивания замечательных сообщений. Физкультминутка у нас будет связана с объектами природы. Когда я буду называть горы – вы поднимаете руки равнины – руки вперед равнинные реки – волнообразные движения кистями рук горные реки – топать ногами. 1. Хан-Тенгри 2. Туранская 3. Сырдарья 4. Улытау 5. Ишим 6. Бухтарма 7. Синюха 8. Акан-Бурлук Учитель биологии: Ни один организм не может существовать, не испытывая на себе многообразных влияний окружающей среды. Относится это и к человеку. Наука, изучающая взаимоотношения организма со средой обитания, называется экологией. Слово экология происходит от греческого "ойкос", что означает дом, жилище и "логос" – наука, учение, т.е. буквальное значение слова экология – наука о жилище. И сейчас я хочу поговорить с вами о жилище в узком смысле этого слова – о нашей квартире. Квартира – это место, где мы проводим наиболее значительную часть своей жизни. Здесь питаемся, восстанавливаем силы после работы, спим. Наш дом призван защищать нас от неблагоприятных условий окружающего мира, но в то же время и сам является мощным фактором, воздействующим на человека и в значительной степени определяющим состояние его здоровья. И часто это воздействие бывает вредным. Неблагоприятные условия в жилище могут вызвать раздражение верхних дыхательных путей, аллергические заболевания, головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, возникновение раковых заболеваний. Давайте вокруг домика, изображенного на доске и символизирующего наше жилище попробуем создать информационное пространство. Здесь вы видите перечень факторов, которые могут оказывать влияние на организм человека в его жилище. Мы обсудим с вами их воздействие на организм, и те из них, которые оказывают вредное влияние на организм человека и разместим соответствующие карточки за пределами нашего домика. (На магнитной доске прикреплены карточки, на которых указаны положительных и отрицательные факторы, которые могут воздействовать на организм человека в его квартире. Учитель инициирует их обсуждение, в ходе которого выясняется, какие из факторов оказывают вредное воздействие. Учащиеся высказывают свои предположения, обсуждают их, карточки с вредными факторами в итоге прикрепляются вокруг изображения домика, символизирующего жилище, за его пределами). Карточки для схемы "Экология жилища" Вещества, содержащиеся в воде Препараты бытовой химии Вещества, поступающие в помещение с наружным воздухом Продукты сгорания газа Чистота Продукты табакокурения Вещества, выделяемые домашними животными Вещества, выделяемые почвой Вещества, выделяемые организмом человека Выделения синтетических материалов Средства гигиены Электромагнитные излучения Неисправная бытовая техника Эстетика Пыль Свежий Воздух Экологически чистая мебель Вещества, образующиеся при приготовлении пищи Растения Полезная пища Шум При указании вредного фактора "Продукты табакокурения" вниманию учащихся предлагается сценка-миниатюра "Курильщик", заранее подготовленная школьниками под руководством учителя (см. Приложение 1). При указании фактора "Шум" вниманию учащихся предлагается рассказ учителя биологии о шумовом загрязнении. Учитель биологии (рассказ сопровождается демонстрацией схем. См. рис. 2 и 3): Понятие шумовое загрязнение становится в современном мире все более и более актуальным. Не все шумы являются для человека вредными. Так, шумы природного происхождения – шелест травы, плеск воды, пение птиц, стрекотание кузнечиков – благотворно действуют на человека, воспринимаются как приятные, успокаивают, могут без вреда длительно воздействовать на человека. Каждый шум имеет свой уровень громкости, единицей измерения служит децибел (см. Приложение 2). Шумы до 80 дБ считаются допустимыми, до 100 дБ – предельно допустимыми, шумы более 100 дБ – недопустимыми, вызывающими повреждение слухового анализатора. Может быть, вам интересно будет узнать, что в средние века существовала казнь "под колокол". Приговоренного к смерти помещали под колокол, гул колокола медленно убивал человека, т.к. звук в 130 дБ вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносим. Длительное воздействие на человека даже допустимых, но достаточно громких шумов вызывает массу неприятных последствий для всего организма: плохое настроение, ухудшение внимания и памяти, угнетение всех функций организма, ухудшение сна, трудности взаимопонимания, ссоры раздражительность, и, в конце концов, даже психические заболевания. Но прежде и больше всего страдает слуховой анализатор. Давайте выполним тест на определение остроты слуха. Работаем по инструктивным карточкам. Тест на определение остроты слуха Инструктивная карточка Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Оборудование: механические часы, линейка. Порядок работы: работа выполняется в парах. Работа проводится в полной тишине. 1. Часы отведите от уха. Затем начинайте медленно приближать часы к уху, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от часов до уха в том положении, в котором начали слышать звук часов. 2. Приложите часы плотно к уху и начните отводить их от себя до тех пор, пока звук не исчезнет. Измерьте расстояние от часов до уха. 3. Высчитайте среднюю величину двух показателей. Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье часов среднего размера слышно на расстоянии 10 – 15 см от уха испытуемого. Далее проводится беседа и вывод по результатам теста. Вопросы для обсуждения: Почему ухудшается слух у любителей слишком громкой музыки? В какую категорию по уровню шума попадает громкая музыка? (см. рис. 2) Сделайте вывод из результатов исследования и задумайтесь о своем здоровье! А сейчас познакомимся со статистическими данными о влиянии шума на людей. Заслушивается сообщение учащегося . Данные статистики о влиянии шума на организм человека. Шум становится причиной преждевременного старения. В 30 случаях из 100 шум сокращает жизнь людей в крупных городах на 8 – 12 лет. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными воздействием шума. Достаточно сильный шум через 1 минуту может стать причиной приступа у больных эпилепсией. Такие болезни, как гастрит, язвы пищеварительных органов, часто сопровождают людей, живущих и работающих в шумной обстановке. Язва желудка часто наблюдается у профессиональных эстрадных музыкантов. Шумовые явления, повторяющиеся регулярно, способны с нарастающим эффектом угнетать нервную систему. Под влиянием шума происходит стойкое угнетение частоты и глубины дыхательных движений; сердечная аритмия, обострение гипертонии; изменяется белковый, углеводный и солевой обмены веществ, что влечет за собой изменение биохимического состава крови (в частности, снижается уровень сахара в крови). При назывании карточки "Вещества, поступающие в помещение с наружным воздухом", учащимся предлагается заслушать сообщение. Учитель географии: Мы не можем обойтись без отопления и транспорта. Без сжигания топлива на ТЭЦ и ТЭС. Каково же их воздействие на атмосферу? Какие еще факторы влияют на уровень загрязненности крупных промышленных городов Казахстана? На примере Алматы об этом расскажет Жанат. Воздух вокруг нас Мы живем в сельской местности, село наше продувается воздушными потоками, а вот в городах картина иная. Многое здесь зависит от рельефа. Расположения города. Исследователь А.В.Белый, характеризуя экологию Алматы, обращает внимание на "остров тепла", возникающий во внутренних частях любого города. Мы знаем, что Алматы самый большой город страны, в нем уже давно проживает более 1 млн. 100 тыс. жителей. Контрастная температура воздуха окраин и "острова тепла" также усиливается из-за появления огромного числа сооружений, железных крыш, асфальтных покрытий. Кроме того, Алматы находится в своеобразной котловине на стыке двух наклонных плоскостей – выносов рек Большой и Малой Алмаатинки. Со склонов Илийского Алатау "аэродинамическая тень", почти полное безветрие. Штили летом – 45 % дней, а зимой – 77%. В таких условия вредные выбросы города остаются в приземном слое атмосферы. Это и тяжелые металлы выхлопных газов, окись углерода и т.д. Правда. Южная честь города под воздействием долинного ветра оказывается в лучших условиях, к тому же в этой части нет крупных источников выбросов, промышленных предприятий. Здесь значительные площади заняты парками – это Ботанический сад, Пальметный парк. Зато здесь есть больше частных домов с печным отоплением, поэтому утром и вечером создается "эффект задымления". В отдельные периоды в Алматы возникает горно-долинная циркуляция воздуха, отчего загрязнения вместе с воздухом переносятся днем по склонам гор вверх и наблюдаются даже выше города. Ночью же свежий горный воздух спускается в город. Но действие его всего лишь в пределах 15 – 20 км от хребта, а город раскинулся на много сотен гектаров. А темпы посадки деревьев за последние 10 лет сократились в 10 раз. Причины ухудшения состояния воздуха. Какие есть предприятия в Алматы, способные загрязнять воздух? 1. АЗТМ – алматинский завод тяжелого машиностроения. 2. ТЭЦ – 1 и ТЭЦ – 2. 3. Автотранспорт. Кроме того: Крупные здания и сооружения дают тормозящий эффект горно-долинных потоков. Сокращение парково-газонных площадей. Замкнуто-ячеистое строение жилых кварталов. Необходимо больше просторных парково-газонных площадей, разделяющих застроенные массивы, объединение в единую отопительную систему частного сектора, усовершенствование транспорта, создание очистных сооружений. Учитель географии: И еще несколько фактов по Рудному Алтаю Казахстана. Зыряновский ГОК вместе с рудниками и цементным заводом в 2000 г выбросил в атмосферу 4440 тонн. Кроме того, выбросы автотранспорта в Зыряновском районе в 1999 г составили 4328 тонн. Лениногорская ТЭЦ, Лениногорский ГОК от ОАО "Казцинк" и свинцовый завод АО "Каз-Тюмень" в 200 г выбросили в атмосферу 13132 тонн. Это и формальдегид. И фенол, двуокись серы, двуокись азота, хлор. Улавливается же очистными фильтрами 95,8% загрязнений. 13132 тонн составляют неуловимые выбросы. Учитель химии: А сейчас нам предстоит назвать вещества, которые нас окружают повсеместно и называется это задание "Маска, я тебя знаю". Слушайте внимательно и определите, какое вещество скрывается под маской. Послушаем первую маску. Выходит ученик в маске. Звучит рассказ-загадка. Рассказ первой маски На земле живут три брата, я один из них. Являюсь сырьем для производства извести, знаменит своим трудом, возводя за домом дом. Вещество, полученное из меня из используемое в строительных и отделочных работах, обладает замечательным качеством – при повышенной влажности воздуха "забирает" излишнюю влагу, а при высокой сухости в помещении – отдает влагу. Старший братец моей – красавец, славен именем Карары, превосходный зодчий он. В недрах земли он образуется при высоком давлении и высокой температуре. И способен, и умен младший братец мой. Все мы любим порезвиться, в жаркой печке прокалиться. Сталактиты и сталагмиты в пещерах образуются тоже не без меня. Я и в организме человека не последний элемент., меня можно обнаружить в скелете и в зубах. А в костях человека содержится примерно 1200 г этого элемента……………..……………..(СаСО3) Учитель биологии: О значении кальция в организме человека вы уже знаете. А теперь давайте посмотрим – какие лекарственные препараты рекомендуются тем, у кого в организме не хватает кальция. (Демонстрируется видеосюжет – интервью с фармацевтом местной аптеки, который демонстрирует препараты, рекомендуемые при дефиците кальция в организме, и рассказывает о них). Учитель химии проводит решение задач и демонстрацию продуктов питания, отличающихся повышенным содержанием кальция. З а д а ч а 1. Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов другие соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав тканевой жидкости, ядер и стенок клеток живого организма. Кальций уменьшает аллергические реакции. Суточная потребность организма в кальции составляет от 0,8 до 2 г. Источниками кальция служат молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка, зеленый лук, а также яйца, гречка и овсянка, морковь и горох. Обеспечивает ли суточную потребность в кальции добавление в пищу 1 г карбоната кальция при условии его полного усвоения? З а д а ч а 2. Горькая, или английская, соль (кристаллогидрат сульфата магния) впервые была выделена из воды минерального источника в Эпсоме – пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют: 9,86% Mg, 13,01% S, 71,40% O, 5,73% H. Учитель химии: Давайте послушаем вторую маску. Выходит вторая маска. Рассказ второй маски Один кровавый, другой болотный, третий прилипает к топору. Все это руды одного и того же металла. Изделия из него в свое время ценились дороже золота. Древнегреческий философ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, который за слиток этого металла дают 10 слитков золота. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови. Он – основа нашей цивилизации. Без него была бы невозможна жизнь животного мира нашей планеты. В чистом виде его видели немногие. В честь него был назван целый период человеческой истории. Первоначально единственным его источником были метеориты, упавшие на землю, содержащие его почти в чистом виде. Учитель биологии: При недостатке в организме элемента железа развивается заболевание, называемое железодефицитной анемией. Давайте посмотрим, какие препараты служат для профилактики и лечения этого заболевания (демонстрация видеозаписи из аптеки). Учитель химии демонстрирует продукты питания, являющиеся источниками железа для организма. Слово предоставляется третьей маске. Рассказ третьей маски. На Земле я – одно из самых распространенных веществ. Но все же меня все время не хватает. Ни один вид человеческой деятельности без меня не мыслим. Без меня нет жизни на Земле. Я основа жизни, более того – я сама жизнь. Я – символ чистоты. Я – наиболее универсальный в мире растворитель. Лао-цзы сказал обо мне: "Она самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей равного в этом." Учитель химии: Безусловно, вода – одно из самых важных веществ на Земле. При использовании воду подразделяют на мягкую и жесткую. Давайте и мы проведем лабораторный опыт, в котором определим жесткость воды (учащиеся проводят опыт "Жесткость воды и способы ее устранения", задействованы три ученика в роли ассистентов). Лабораторный опыт Жесткость воды и способы ее устранения. Необходимые вещества: Раствор мыла № 1 – Вода природная № 2 – вода прокипяченная № 3 – вода + сода Na2CO3 Прилейте раствор мыла в три пробирки, встряхните, объясните, что наблюдаете и сделайте выводы. Учитель географии: Реки издавна называются артериями жизни. С древних времен человек расселялся вдоль рек прежде всего. Чем же заполнены ныне эти артерии? Совсем недавно воды Иртыша считались самыми мягкими, а значит благоприятными не только для водопровода, но и для многих технологических процессов в промышленности. Вода Иртыша используется и на предприятиях Восточного Казахстана и на заводах центрального Казахстана. Взгляните на эту картину – это канал Иртыш – Караганда, он поставляет воду Иртыша к Караганде и Темиртау. Послушайте сообщение о состоянии речных вод. Транзитные реки. В 2002 – 2003 годах на реке Брекса отмечено в воде превышение допустимой концентрации (ПДК) следующих веществ: Меди – до 24 раз Цинка – до 30 раз. Это происходит под влиянием Таловского хранилища остатков руды, Ленинградского ГОБКа от "Казцинка". Влияют и шахтовые воды Шульбинского рудника. На реке Глубочанка замеры показывают содержание меди – в 13 раз больше ПДК, цинка – в 22 раза под влиянием Белоусовского рудника и медного ГОБКа "Казахмыса". На реке Ульбе пробы показали превышение меди до 12,5 раз, цинка до 12,1 раз, нефтепродуктов, фенола – 3 раза. На реке Уба меди в 3 раза больше ПДК, цинка – в 4 раза. Вещевта попадают с поверхностными сточными водами из недостроенного и брошенного без специальных мероприятий по выводу из эксплуатации рудника Чекмарь, а также из Николаевского рудника, все эти реки являются притоками одной крупной транзитной реки Казахстана. Учитель географии: Вопросы: 1. Какая это река? (Иртыш) 2. Какие города к ней относятся? (Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск). Следовательно, все перечисленные реки попадают в реку Иртыш, влияя на здоровье жителей городов, сел РК, а далее и России. Воды Брексы, Тихой. Ульбы, Глубочанки относятся к 6 – 7 классу загрязнения, т.е., чрезвычайно грязные. В районе Усть-Каменогорска в Иртыш добавляется со стоками нитратный азот. Усть-Каменогорск с Семипалатинсктм из-за затянувшихся сроков строительства сооружений биологической искусственной очистки сбрасывают в Иртыш до 300000 кубометров недостаточно очищенных сточных вод в сутки. К сказанному добавляется, что в верховьях Иртыша 25% воды реки из-за отвода в оросительные системы каналов соседней страны не дойдет до РК. Экологи считают, что забор даже 12% воды приводит к необратимым последствиям, возрастет и доля загрязнителей. Озеро, через которое протекает Иртыш, может постичь судьба Аральского моря: обмеление и гибель экосистем. Вопросы: 1. Назовите озеро, через которое протекает Иртыш? (Зайсан) 2. Если эта река транзитная, с какими странами следует РК заключить договор для ее сохранения (КНР и РФ). Немного лучше обстановка на малых реках: Сары-Арки: Мамык-Борлык, Бабык-Борлык. Акан-Бурлук, Терсаккан. Вопросы: Притоками какой реки они являются? (Ишим) Воды Ишима в верховьях до Астаны относятся ко 2-му классу, чистая. В пределах же территории Астаны принимает воды малых речек-ручьев Сарыбуалк и Аизылыозек и становится уже умеренно-загрязненной (3 класс) из-за сульфатов. Фторидов, фенолов, нефтепродуктов. Игра. Предлагаю из числа рек, которые я назову, исключить лишнее: 1. Иртыш, Ишим. Тобол, Сарысу, Или. 2. Или, Сырдарья, Урал, Жем, Тобол. 3. Тобол, Или, Чу, Нура, Урал. 4. Бухтарминское, Сергеевское, Капчагайское, Нуринское, Чардаринское. 5. Усть-Каменогорск, Семей, Темиртау, Чу, Кзылорда. Учитель биологии: Давайте вернемся к нашему дому, вокруг которого мы начали создавать информационное пространство. Ведь дом наш – это не просто убежище от непогоды, в нем мы отдыхаем душой и телом, восстанавливаем силы и здоровье, и хорошее настроение. Значит. В целом жилище человека призвано быть наиболее комфортным для него местом, оказывать положительное влияние. Давайте обсудим оставшиеся карточки. Как они влияют на наш организм? Давайте обсудим роль этих факторов в жизни человека и найдем место для оставшихся карточек, разместив положительные факторы внутри жилища. Происходит обсуждение содержания оставшихся карточек. После обсуждения карточки с надписью "Полезная пища" учащимся предлагается ответить на вопросы: Вопросы: Всякую ли пищу можно назвать полезной? Каковы вши личные требования к пище? Каких продуктов вы стараетесь избегать? Затем учащимся предлагается решить ребусы о продуктах питания: Выбор карточки "Растения" вниманию учащихся предлагаются сообщения одноклассников о комнатных растениях и выставка комнатных растений: Комнатные растения и экология жилища Хлорофитум пучковатый. Это травянистое растение с коротким стеблем, узколанцетными, дугообразно изогнутыми листьями, зелеными или белополосатыми. Это неприхотливое растение. Хлорофитум не только хорошо очищает воздух. Американский ученый Билл Вилвертон, ного лет изучавший комнатные растения, отметил: "По каким-то причинам хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые некоторые технические устройства." Особенно "неравнодушен" хлорофитум к окислам азота, тяжелым металлам. Причем чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. 4 – 5 экземпляров хлорофитума на 10 м2 помещения способны очистить воздух от разных примесей на 70 – 80 %. Мольное дерево. Растение это имеет широкояйцевидные листья, покрытые шерстистыми волокнами. Очень похожи на листья крапивы, но при прикосновении не обжигают рук. Растертые, они имеют запах, напоминающий запах мяты. С давних пор замечено, что запах этого растения изгоняет моль из комнаты. В народе это растение имеет еще одно название – петушья шпора – из-за формы цветков. Пеларгония зональная, или всем известная герань – неприхотливое. Очень декоративное растение, часто встречающееся во многих домах. Герань не толь украшает помещение. Она является хорошим ионизатором воздуха, т.е. делает воздух полезным для человека, близким к горному воздуху. Она также отпугивает летающую моль. А тонкий аромат герани является хорошим антидепрессантом. Сциндапсус золотистый – эффектное вьющееся декоративное растение с ярко-желтыми пятнами на темно-зеленых листьях – способен украсить любую комнату, но особенно рекомендуется поселить его на кухне, т.к. сциндапсус очень эффективно поглощает продукты сгорания бытового газа. Кактусы. Родом кактусы из Мексики. На родине своей они имеют огромные размеры, во много раз больше человеческого роста. Там они находят широкое применение у местного населения: их используют в качестве строительного материала и даже употребляют в пищу. "Колючие ежики" на наших подоконников имеют гораздо более скромные размеры, но очень благотворно влияют на экологию дома. Квартиры наши заполнены бытовыми проборами, которые являются источниками вредного электромагнитного излучения. Это компьютеры, микроволновые печи, динамики музыкальных центров и друг семьи – телевизор. Кактусы же способны уменьшать вредное воздействие электромагнитного излучение. Поместите кактусы около бытовых приборов – и экологическая обстановка в вашем жилище измениться в положительную сторону. Хотите поверьте, хотите проверьте Вам не хватает энергии для нового дела? Вы частенько болеете и неуверенны в себе? Заведите алоэ – настоящий аккумулятор силы и бодрости. Сатурн, планета силы и стойкости характера, связан с поразительной выносливостью алоэ. Сатурн наделил алоэ стойким характером и дал способность укреплять энергетику атмосферы дома. Алоэ хорошо иметь в домах, где люди часто болеют, где есть лежачие больные или здоровые, но с ослабленным биополем. Особенно полезно иметь это растение врачам и целителям, к которым приходит множество людей с жалобами на здоровье. В доме, где есть алоэ, сам воздух защищает человека от болезней. Алоэ помогает людям выстоять перед трудностями. Хорошо иметь это растение слабохарактерным людям, тем, кто пасует перед неприятностями, не умеет противостоять им. Нелишним будет алоэ и в доме одинокого человека. Алоэ полезно практически всем, у кого есть какие-то слабости, без которых было бы легче жить. При выборе учащимися карточек "Гармония" и "Эстетика" учитель подводит итог обсуждения этого фактора. Учитель биологии: Любые взаимоотношения человека с окружающим миром должны быть гармоничными. Там, где человек грубо вредит природе, превращает красоту в безжизненную пустыню – повышается заболеваемость и смертность населения, увеличивается число мертворожденных и наследственных уродов. Подобно тому, живой организм отторгает чужеродные клетки, природа отторгает общества, нарушающие ее гармонию и красоту. Как же определить полезно, приемлемое, необходимое, гармоничное? Как отделить неприемлемое? Есть универсальный критерий – красота! Как же рождается красота? Единственно – в тесном общении природой. Учитель географии: Естественные цвета природы – синева неба, воды озер и рек, зелень лесов и трав, прозрачный воздух, причудливое разнообразие гор – не зря все это человек стремится сохранить в природе и запечатлеть в картинах, фотографиях. Они радуют глаз, положительно влияют на эмоции, психику. Полюбуйтесь на эти пейзажи (демонстрация фото): Илийский Алатау с урочищем Медеу и перевалом Талгар, плавное течение Сырдарьи и зелень ее берегов, Баянаульские горы, раздолье озера Зайсан. И рукотворный разлив канала Иртыш – Караганды. Есть чем полюбоваться в нашей стране. И это лишь крупица ее красот. Чтобы все эти красоты разумно использовать и сохранить их для потомков: воды – прозрачными, воздух – целебным и все это радующим глаз, не лишне почаще обращаться к классикам поэзии чьи строки могут быть всегда девизом и на уроке и в жизни. Учитель биологии: Человек стремится ко всему прекрасному инстинктивно, будь то красивый пейзаж, красивая музыка или красивый человек. Наше чувство прекрасного, хороший вкус – это освоенный подсознанием опыт жизни всех поколений наших предков. Красота – это прежде всего биологическая целесообразность. Это относится и к физической красоте человека: гладкая кожа, развитые мышцы, ясные глаза – это не только признаки красоты, но и олицетворение здоровья. А обратили ли вы внимание на музыку, которая звучала сегодня в самом начале урока? (Снова включается музыкальный фрагмент "Романса" Г.Свиридова.) почему она кажется такой прекрасной, успокаивающей? Да потому, что каждый ее такт соответствует ритму спокойного человеческого дыхания. Воздействие ощущений на организм человека огромно, поэтому всегда нужно стремиться, чтобы в вашем жилище присутствовали гармония и красота. Давайте послушаем о влиянии цвета на организм человека. (Заслушивается сообщение учащегося) Цвет и организм человека Мы живем в мире красок и цвет далеко не безразличен для человека. Еще Гете писал о способности цвета создавать настроение: желтый – веселит и бодрит, зеленый – умиротворяет, синий – вызывает грусть. Цвет делает вещи "тяжелыми" или "легкими", "холодными" или "горячими". Он имеет огромную силу воздействия на организм человека, на работу его органов. Наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают желтые и зеленый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно. Однако желтое окружение не всегда полезно. Английские психологи писали, что желтая кабина самолета вызывает приступ морской болезни даже у опытных пилотов. Длительное действие красного цвета создает цветовую усталость. Зеленый цвет помогает быстро снять неприятные ощущения, вызываемые красным цветом. Ежедневное восприятие "зелени" – важный гигиенический фактор. Важно правильно сочетать свет и освещенность в обстановке, окружающей человека. Пользуйтесь желтым цветом для создания ощущения веселья и бодрости, оживления рабочего места, ощущения тепла и уюта. Синим цветом пользуйтесь для успокоения, ощущения прохлады. Оранжевый цвет способствует расслаблению, уменьшает чувство одиночества. Зеленым цветом пользуйтесь для создания комфортных условий, восстановления, отдыха, успокоения, оздоровления, при создании условий для обучения. Черным цветом пользуйтесь для утверждения независимости, создания атмосферы интриги и тайны. Белым цветом пользуйтесь для создания ощущения свежести и чистоты. Учитель географии: Города являются центрами промышленности. В них и возле них концентрируются промышленные предприятия. Верно и обратное: в районах концентрации промышленного люда разрастаются города. И в этих мессах проблема охраны среды стоит особенно остро, ведь от этого зависит и здоровье человека. На контурных картах и табличках выполните практическую работу, связанную с городами Казахстана. 1. Диктую названия городов, вы вписываете их номера в таблицы, распределяя по экономическим районам. 2. Номера, присвоенные городам, наносите на контурную карту Казахстана возле соответствующего пункта. Список городов. № 1 – Алматы № 2 – Тараз № 3 – Талдыкорган № 4 – Рудный № 5 – Павлодар № 6 – Темиртау № 7 – Караганды № 8 – Усть-Каменогорск № 9 – Джезказган № 10 – Балхаш № 11 – Актюбинск № 12 – Семипалатинск Учитель химии: А теперь предлагаем вам принять участие в викторине, где вы сможете применить знания, полученные вами на этом уроке, и не только. Викторина "Что? Где? Когда?" Вопросы учителя химии Вопрос 1. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок в кухне? Побелить мелом, побелить известью, окрасить масляной краской, окрасить водоэмульсионной краской или оклеить клеенкой? (Известь, мел, водоэмульсионка, масляная краска, клеенка) Вопрос 2. В моем сундучке – вещество. Вдыхание паров этого вещества может вызвать у человека озноб и легкое отравление. Оно может накапливаться в тканях организма. Катионы этого элемента присутствует в тканях зубов, печени клетках нервной системы. Вещество, содержащее этот элемент, входит в состав пудры. Его сплавы используются в предметах домашнего обихода. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов. Применяется это вещество при изготовлении кровельного железа и кузовов автомобилей. Сплав его с медью называется латунь. (Цинк). Вопросы учителя географии Вопрос 1. В нашей шкатулке кусок горной породы – руда. В местечке Сарыбай некий летчик обнаружил магнитную аномалию – стрелки приборов самолета вели себя бурно. Это наблюдалось всякий раз при полете над этим местом. Кто был этот летчик (фамилия), в каком году заметил явления? (М.Сургутанов, 1948 г., магнетит). Вопрос 2. Междуречье Громатухи и Быструхи. В каких горах это место,, какую руду там добывают, как называется эта группа металлов в совокупности? Кто открыл здесь месторождение, когда возник рудник, названный в честь этого рудознатца? (Алтай, полиметаллы (цинк, свинец), Риддер (Лениногорск) – 1786 г. Или XVIII век) Вопросы учителя биологии Вопрос 1. В этой коробочке лежит орган животного. У тунгусов есть поверье: если к детской одежде пришить этот орган оленя, то он сохранит здоровье ребенка. в более отдаленных от нас местах эти органы тигра и слона шли на лечение мочеизнурения, эти органы льва – для придания мужества, зола этого органа крокодила употреблялась для заживления ран. Бараньими пытались лечить нервные болезни, а ежовыми – останавливать кровотечение. В этих органах содержится кальций, фосфор, магний, есть также и микроэлементы. В их числе стронций, цинк, медь, бериллий, алюминий, барий, кремний, фтор, всего до 30, а также и железо. Все это обеспечивает прочность этого органа. Есть там и вода. И чем моложе организм, тем ее больше. (Кость) Вопрос 2. Согласно кодексу самураев, каждый воин обязан был это делать утром и вечером, до и после еды. А Петр I издал указ, в котором предписывал боярам делать это перед ассамблеями. В Древнем Риме для этого использовали смесь, в которую входили скорлупа устриц, мед, вода и многое другое. О чем идет речь? (О чистке зубов) Игра Учитель географии: Давайте поиграем. Я задам вам 12 вопросов. Правильно отвечаете на вопрос – на доске открывается часть изречения, которое может стать девизом сегодняшнего нашего урока. Ответив на все вопросы, вы сможете прочесть все изречение. 1 Город в центре Сары-Арки, славящийся добычей коксующегося каменного угля Караганды СВОЮ 2 Центр медеплавильной промышленности у подножия Улытау Джезказган РЕС 3 В этом городе завод ферросплавов, рентгеноаппаратуры и нефтяного оборудования Актюбинск ПУБ 4 Город, где работает завод зубной пасты Актау ЛИКУ 5 Город на реке Сырдарье. Свинцовый завод, нефтеперерабатывающий. Хлопчатобумажный комбинат, цементный завод Шымкент СВОЙ 6 Переработка фосфоритов Каратау, производство суперфосфата, серной кислоты, находится на реке Талас Тараз КРАЙ 7 Аккумуляторный завод действует в этом городе на реке Каратал Талдыкорган ЛЮБИ 8 В этом городе крупный свинцово-цинковый завод, неподалеку титано-магниевый комбинат Усть-Каменогрск ИСС 9 В этом городе Восточного Казахстана крупнейший в республике мясокомбинат, производство шерстяных тканей, трикотажа, машиностроение – станки, электрокабели, оборудование для пищевой промышленности. Совместно с Японскими компаниями ведется дорожно-мостовое строительство. Этот город – речной порт. Находится на железнодорожной магистрали Турксиб. Семипалатинск ЛЕД 10 В этом городе алюминиевый завод с использованием аркалыкских бокситов, тракторный завод, химический комбинат Павлодар УЙ 11 Областной центр в окружении месторождений железной руды. ГОБКов на реке Тобол Кустанай ИЗУ 12 Город на скрещении Южной ветви Транссибирской ж\д и Трансказахстанской (Север – Юг), столица Казахстана Астана ЧАЙ Заключение. Учитель географии: Наш урок подходит к концу. Мы хорошо поработали сегодня. Мы попытались связать вопросы изучения веществ в жилище, в природе, в экономике, выполнили ряд работ по повторению. Отчасти расширили информацию, вышли за пределы программы в информационных сообщениях. Думаю, что единство наук и предметов может помочь нам осознать всеобщее единство природы, единство человека и окружающего мира. Работы ваши будут оценены после проверки таблиц и контурных карт. Благодарю вас за работу. Учитель химии: Я надеюсь, что этот урок вам запомнится, что те знания которые вы сегодня получили, пригодятся вам в быту и в дальнейшей жизни. Учитель биологии: Завершая сегодняшний урок, я хочу пожелать вам, чтобы девизом вашей жизни стали слова поэта: Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся! Давайте наши души сохраним, Тогда и сами на Земле мы сохранимся! В завершение урока учащимся предлагается ответить на вопросы рефлексивного теста: Рефлексивный тест Фамилия, имя ___________________________________________________ Вопрос ДА НЕТ Я узнал(а) на уроке много нового Полученные знания мне пригодятся в жизни Я удовлетворен(а) результатами своей деятельности на уроке Урок вызвал мой интерес Уровень изложения материала соответствовал степени моей готовности к уроку На уроке возникла атмосфера сотрудничества между всеми его участниками Я удовлетворен(а) сегодняшним уроком Индивидуальный лист самоконтроля Фамилия, имя ___________________________________________________ Вид деятельности Самооценка Приложение 1. Сценка-миниатюра "Курильщик" (Двое учителей – роли их исполняют две девочки – и Андрюша- курильщик выходят на "сцену" с разных сторон.) Учитель 1. Опять Андрюша с сигаретой? А ну, отдай цигарку эту! Ты что, не знаешь, что она До невозможности вредна? Учитель 2. Последних пара сантиметров Вреднее первых раза в три. Курить вообще предельно вредно – Ты на плакат наш посмотри. Учитель 1. От этой "милой" сигареты Сосудов спазм, гастрит, колит, Вся слизистая рта разъета И развивается бронхит. Андрюша. Вы что стращаете меня? Как ведьмы злые налетели… Да я без этого огня И встать-то не могу с постели. Он мне думать помогает, Мою активность повышает, В работе это – первый друг!.. Учитель 2. А ну-ка, брось ее из рук! Да ты хоть сам-то понимаешь, Что ерунду нам здесь вещаешь? Учитель 1. Отдай, отдай ее, Андрюша, И нас немножечко послушай. Андрюша. К тому же фильтр защитит… Учитель 2. Ну как ребенок говорит! Да фильтр на 25 процентов Лишь поглощает никотин, К тому же с остальным букетом Не может справиться один. Учитель 1. Полоний, скандий и мышьяк, Угарный газ и аммиак, Цианистая кислота. С ней бензпирен и СО2… Андрюша. Да что такое? Прекратите! Аж разболелась голова. Вы, кажется, всерьез хотите Совсем свести меня с ума?! Учитель 2. Да мы добра тебе желаем, Хотим помочь, а как – не знаем. Ты расскажи-ка нам Как закурил впервые сам. Андрюша. Дело было вечером… Делать было нечего. Я с ребятами сидел И на девушек глядел, Что смолили сигаретки Как заправские кокетки. Тут одна и говорит: "На, Андрюша, закури!" Сигарету предложила, Зажигалочку включила. Тут-то бес меня попутал – Я, конечно, закурил… Силы воли не хватило Отказать чертовке милой. Вот как в сети я попал… Учитель 1. Друг мой, ты бы лучше взял Да и бросил бы курить, Чтоб здоровью не вредить. Андрюша. Я умом-то понимаю, Что прескверно поступаю… Мне бы мужества набраться И с куреньем распрощаться! Может, брошу как-нибудь… Учителя. Ну, ступай! В счастливый путь! Приложение 2. Уровни шума, дБ Недопустимый: 170 Выстрел из орудия 160 Выстрел из винтовки 150 Старт космической ракеты 140 Взлет реактивного самолета 130 Раскат грома 120 - 110 Оркестр поп-музыки 100 Шум большого города Предельно допустимый: 90 - 80 Шум грузовика Допустимый: 70 Салон автомобиля 60 Работа пылесоса 50 Разговор средней громкости 40 Обычный шум в доме 30 Перелистывание газет 20 Шепот человека, шум спокойного сада 10 Спокойное дыхание человека 0 Зимний лес в безветренную погоду Действие шума: Трудности взаимопонимания Ухудшение настроения Плохая сосредоточенность Чувство досады Ухудшение сна Психические заболевания Частые ссоры Трудности взаимопонимания в семье Общее ухудшение самочувствия Снижение функциональной жизнедеятельности организма Раздражительность | |
Просмотров: 1171 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|