Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

разработка урока на тему "Образование плодов. Разнообразие и значение плодов"
Тема: Образование плодов. Разнообразие и значение плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, работа со схемами, работа по группам.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика, карточки, искуственные цветы.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Деление класса на группу «Садовники» и
группу «Огородники»
-Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.
II. Повторение.
1) Заполнение таблицы
Опыление с помощью насекомых Ветроопыление Самоопыление






Вставьте числа в соответствующий столбик по следующим признакам:
1. Пылинки мелкие. 2. Опыление происходит в закрытом цветке. 3. Цвет цветка яркий.
4. Тычиночная нить длинная. 5. Есть в цветке нектар. 6. Пыльца крупная. 7. Рыльце пестика в виде перышка. 8. Цветки имеют приятный запах. 9. Цветки невзрачные.
2) Работа по карточкам. Определите органы цветка и его знаки. Например: Ч(5) ,Т 6 ,П∞ ,Л5+5 ,*, ↑, ∞ , О+, О↑.
3) Работа по группам. Раздача цветов
Задание 1 группе. Составьте анализ и формулу цветка розы.
Задание 2 группе. Составьте анализ и формулу цветка лилии.
Проверка самостоятельной работы и корректировка.
III. Изучение нового материала.
1. Загадка: Весной повис - всё лето кис. А сладок стал – на землю пал. (Плод) Как вы думаете, о чём идёт речь?
2.Беседа. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?» (Запись вопроса на доске.)
3. Открываем тетради и записываем тему урока.
«Образование плодов. Разнообразие и значение плодов».
4 .Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения. Демонстрация искусственного кочана капусты.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
5. Беседа
- На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
- Как же происходит образование плода?
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
6. По окончании работы один ученик выходит к доске и рассказывает о строении цветка по таблице.
Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.
7. Работа по рисунку у доски. – Кто сможет рассказать образование плода, околоплодника и семени?
8. Запись определения плода в тетради.
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
9. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов ананаса, яблока, мандарина – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске. ( показ слайдов по интерактивной доске)
10 . Работа с индивидуальными папками, учебниками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».
Задание 1 группе. Составьте Презентацию Кластер про « Сочные плоды».
Задание 2 группе. Составьте Презентацию Кластер про « Сухие плоды».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

СОЧНЫЕ СУХИЕ

Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные

Ягода Костянка Коробочка Зерновка

Яблоко Боб Семянка

Проверка самостоятельной работы и корректировка.
IV. Закрепление изученного материала.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ. Работа по группам

1). Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
2). Рассмотрите предложенные вам плоды.
3). Определите названия этих растений .
4). Обратите внимание на размеры, цвет и форму плодов.
5). Осторожно, не нарушая целостности плодов, потрогайте их пальцами.
6). Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите, что внутри.
7). Определите, на какие группы можно разделить предложенные вам плоды (ориентируйтесь на пункты 4, 5 и 6).
8). Сгруппируйте плоды в соответствии с выбранными вами признаками.
9). Сделайте выводы, указав признаки сходства и различия, а также использование человеком представленных плодов.
10). Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь
-Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

2. Решение проблемной ситуации
● Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
3. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
●Под забором у края степей . Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь. И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
● Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами. Спускаются с небес. (Одуванчик) Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
● На сучке - арканчик. Держит чемоданчик. Крышка открылась – Всё развалилось (созревшие семена гороха)
● Под кустами, у плетня, Не смолкает трескотня; Пуля слева, пуля справа… На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации) Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
● Выпускает он листы. Широченной широты. Держатся на стеблях крепких. Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обойдёшь – На себе их все найдёшь! (Лопух) Человеком – крючки, липучки.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

● «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
● «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
● «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
● «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
● «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Родари).
V. Подведение итогов: Комментирование оценок учащихся.
Рефлексия: Работа со стикерами . Если урок не понравился, не узнали ничего нового – красный стикер прикрепить на доску, если урок прошёл как обычно – жёлтый стикер, если урок понравился и узнал много нового – зелёный стикер.

VI. Объяснение домашнего задания: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».
Категория: Биология | Добавил: Эля4599 (2014-11-20) | Автор: Данекеева Айша Меркебековна E
Просмотров: 1050 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru