Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема: Образование плодов. Разнообразие и значение плодов. Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян Тип урока: изучение нового материала. Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, работа со схемами, работа по группам. Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика, карточки, искуственные цветы. Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Деление класса на группу «Садовники» и группу «Огородники» -Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем. II. Повторение. 1) Заполнение таблицы Опыление с помощью насекомых Ветроопыление Самоопыление Вставьте числа в соответствующий столбик по следующим признакам: 1. Пылинки мелкие. 2. Опыление происходит в закрытом цветке. 3. Цвет цветка яркий. 4. Тычиночная нить длинная. 5. Есть в цветке нектар. 6. Пыльца крупная. 7. Рыльце пестика в виде перышка. 8. Цветки имеют приятный запах. 9. Цветки невзрачные. 2) Работа по карточкам. Определите органы цветка и его знаки. Например: Ч(5) ,Т 6 ,П∞ ,Л5+5 ,*, ↑, ∞ , О+, О↑. 3) Работа по группам. Раздача цветов Задание 1 группе. Составьте анализ и формулу цветка розы. Задание 2 группе. Составьте анализ и формулу цветка лилии. Проверка самостоятельной работы и корректировка. III. Изучение нового материала. 1. Загадка: Весной повис - всё лето кис. А сладок стал – на землю пал. (Плод) Как вы думаете, о чём идёт речь? 2.Беседа. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?» (Запись вопроса на доске.) 3. Открываем тетради и записываем тему урока. «Образование плодов. Разнообразие и значение плодов». 4 .Решение проблемной ситуации: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения. Демонстрация искусственного кочана капусты. Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. 5. Беседа - На месте чего образуется плод? (На месте цветка) - Как же происходит образование плода? Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами. 6. По окончании работы один ученик выходит к доске и рассказывает о строении цветка по таблице. Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка. 7. Работа по рисунку у доски. – Кто сможет рассказать образование плода, околоплодника и семени? 8. Запись определения плода в тетради. Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. 9. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов ананаса, яблока, мандарина – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске. ( показ слайдов по интерактивной доске) 10 . Работа с индивидуальными папками, учебниками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов». Задание 1 группе. Составьте Презентацию Кластер про « Сочные плоды». Задание 2 группе. Составьте Презентацию Кластер про « Сухие плоды». КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ СОЧНЫЕ СУХИЕ Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные Ягода Костянка Коробочка Зерновка Яблоко Боб Семянка Проверка самостоятельной работы и корректировка. IV. Закрепление изученного материала. 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ. Работа по группам 1). Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов. 2). Рассмотрите предложенные вам плоды. 3). Определите названия этих растений . 4). Обратите внимание на размеры, цвет и форму плодов. 5). Осторожно, не нарушая целостности плодов, потрогайте их пальцами. 6). Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите, что внутри. 7). Определите, на какие группы можно разделить предложенные вам плоды (ориентируйтесь на пункты 4, 5 и 6). 8). Сгруппируйте плоды в соответствии с выбранными вами признаками. 9). Сделайте выводы, указав признаки сходства и различия, а также использование человеком представленных плодов. 10). Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь -Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. 2. Решение проблемной ситуации ● Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду). 3. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь. ●Под забором у края степей . Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в заячью грудь. И в далёкий отправится путь. Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие. ● Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами. Спускаются с небес. (Одуванчик) Ветром – лёгкие, имеются крылышки. ● На сучке - арканчик. Держит чемоданчик. Крышка открылась – Всё развалилось (созревшие семена гороха) ● Под кустами, у плетня, Не смолкает трескотня; Пуля слева, пуля справа… На кого идёт облава (саморазбрасывание семян у акации) Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно. ● Выпускает он листы. Широченной широты. Держатся на стеблях крепких. Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обойдёшь – На себе их все найдёшь! (Лопух) Человеком – крючки, липучки. Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами. ● «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен) ● «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб ● «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов) ● «Золушка» - тыквина (Ш. Перо) ● «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Родари). V. Подведение итогов: Комментирование оценок учащихся. Рефлексия: Работа со стикерами . Если урок не понравился, не узнали ничего нового – красный стикер прикрепить на доску, если урок прошёл как обычно – жёлтый стикер, если урок понравился и узнал много нового – зелёный стикер. VI. Объяснение домашнего задания: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях». | |
Просмотров: 1050 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|