ГУ « Комплекс « Детский сад – школа – гимназия № 46» УРОК БИОЛОГИИ КЛАСС 8 ТЕМА Мышцы, типы мышц, их строение и значение ТИП УРОКА Комбинированный ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ Групповая РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА Мурзабекова А.М. учитель биологии Комплекса № 46 Астана 2009 Тема: Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Цель: 1) обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани 2) раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц 3) сформировать представление об основных группах мышц тела человека 4) проверка и закрепление знаний о повреждениях ОДА Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, таблица «Мышцы человека (спереди)», карточки, тексты диктантов, видеофильм о мышцах, бочонок, листы со словами- заданиями, презентация о бодибилдинге, интерактивная доска. Ход урока: 1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение задач урока. - Сегодня нас свел случай вместе собраться педагогов и учеников на уроке биологии. Я думаю, что это не просто случай, а СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ. Встреча, на которой мы вместе повторим и обобщим знания о мышечной ткани, узнаем основные группы мышц тела человека, а так же проверим знания о ОДА, т.е. о костях и их строении, первой помощи при травмах. Урок состоит из геймов, которые помогут нам на уроке. 2. Опрос домашнего задания: устный, письменный (по карточкам и диктантам) Гейм «Заморочки из бочки». а) письменный(по карточкам), б) биологический диктант: При повреждении и растяжении связок в суставе происходит смещение костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. Вывих- это выход суставной головки из суставной впадины. Перелом- это нарушение целостности кости. Происходит такая патология при сильных ударах и под определенным углом. Переломы бывают открытые и закрытые. При переломе происходит повреждение не только кости, но и кожи, мышц, сосудов. в) Какую можно оказать помощь при вывихе, растяжении связок, переломах костей позвоночника, ключиц и лопатки до прихода врача?( учащиеся отвечают по группам, из каждой группы 1 отвечающий, записать выступление на листе. Листы: Помощь при переломе ключицы и лопатки, Помощь при переломе позвоночника, Помощь при растяжении, Помощь при вывихе ). 3. Новая тема: Гейм « Темная лошадка». - Темная лошадка – изучение новой темы, но как известно не бывает нового если нет старого, т. е. нам нужно вспомнить : Строение мышечной ткани, какие виды ткани вы знаете? - Вспомните, посовещайтесь в группе и расскажите о мышцах по их строению . Выдаются листы с заданиями, на которых можно записать в группе ответ: 1- мышечная ткань, 2- гладкие мышцы, 3- поперечно-полосатые мышцы (скелетные), 4- миокард. - Мышцы относятся к ОДА. А каково значение мышц? 1- приводят в движение скелет 2- удерживают тело в вертикальном положении и позволяют телу принимать различные позы 3- мышцы живота поддерживают и защищают внутренние органы 4- обеспечивают дыхательные движения Работа в группах( изучить и рассказать о группах мышц). Группы мышц: 1 группа - головы, 2 группа - шеи, 3 группа - туловища, 4 группа – конечностей. Во время работы заполняется таблица: Основные группы мышц Группы мышц Функции Мышцы головы Жевательные (самые сильные), осуществляют движение нижней челюсти для речевого акта и пережевывания пищи. Мимические, выражают мимику: круговая глаз, круговая рта, смеха Мышцы шеи Удерживают голову в равновесии, осуществляют движения головы и шеи, участвуют в процессе глотания. Мышцы туловища Межреберные и диафрагма изменяют объем грудной клетки, обеспечивают дыхательное движение. Мышцы живота участвуют в сгибании позвоночника, дыхательных движениях, в работе внутренних органов. Трапециевидная, широчайшая мышцы спины- движение головы, грудной клетки. Верхних конечностей. Мышцы конечностей Дельтовидная мышца приводит движение руки в плечевом суставе. Бицепс –сгибает руку в локтевом суставе, трицепс- разгибает руку. Четырехглавая мышца – разгибатель в коленном суставе, участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе Гейм «Ты- мне, я - тебе». Выступление групп. Рассказать и показать по таблице группы мышц. Загадывание ребусов от групп и дополнительный материал подготовленный учащимися - рассказать о лобной мышце, диафрагме, бицепсе, дельтовидной мышце Дополнительный материал: видео о мышцах, мышцах- антогонистах (противоположно действующие). Дополнительный материал: Слайдовая презентация о бодибилдинге. (Подготовлена учеником) 4. Закрепление. Гейм «Дальше, дальше…». Работа по вопросам учебника. Обозначить на таблице мышцы. На таблице закрыты обозначения группы выбирают по 2 карточки, называют мышцу и рассказывают о ней. - Какие новые термины узнали? 5. Итог урока. а)оценка работы класса; б) Д\З: № 27, Л\р 7 подготовить данные
|