ГУ Комплекс «Детский сад-школа-гимназия № 46» Урок биологии Класс: 8 Тема: «Строение и функции органов дыхания» тип урока: комбинированный (формирование новых знаний, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний и умений) метод: словесный, практический с применением наглядных пособий по способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый форма обучения: групповая. Разработала и провела: учитель биологии Мурзабекова A.M. Астана 2009г Тема: «Строение и функции органов дыхания». Цель: 1)изучить строение и функции органов дыхания. 2)развитие знаний о строении организма человека, речи, активной деятельности на уроке биологии 3)воспитание навыка коллективной работы. Оборудование: учебник, ручка, тетрадь, рисунок «Воздухоносные пути: таблица «Органы дыхания», тексты тест терминологическая карта, схемы по дыханию, муляжё «Гортань», часы с секундной стрелкой. Ход урока I. Организационный момент 1. приветствие 2. сообщение задач урока II. Проверка домашнего задания Тестирование по теме: «Кровообращение. Сердце» (4 варианта по 5 вопросов) 1 вариант I.Какое давление у здоровых не старых людей в состоянии относительно! покоя? 1.150мм рт.ст 2.120мм.рт.ст. 3.180мм. рт.ст. ІІ. Обозначить самый крупный сосуд: 1.вена. 2. аорта 3. артерия III.От какого отдела сердца отходят легочные артерии? 1. от правого желудочка 2.от левого желудочка IV.Какое влияние на работу сердца оказывает адреналин? 1 .ускоряет работу сердца 2. замедляет работу сердца. V. Что наблюдается при заболевании ревмокардит? 2 вариант I.Обозначить самый мелкий кровеносный сосуд 1. артерия. 2. вена. 3. капилляр II. Из какой ткани состоит околосердечная сумка? 1 .мышечная. 2соединительная. 3 .эпителиальная. III.Как изменяются кровяное давление при гипертонической болезни I. повышается. 2.понижается 3. не изменяется. IV. Сколько раз сокращается сердце в минуту? 1.70-75. 2.90-95. 3.100-110. V. Недостаточное движение человека называют? 3 вариант 1. Из какой ткани состоят стенки сердца? 1 .гладкая мышечная ткань. 2.поперечно-полосатая мышечная. 3 .соединительная II. Какое влияние оказывает алкоголь на сердце? 1. замедляет работу сердца. 2.не оказывает влияния. 3.перерождается сердечная мышца, частично заменяется соединительной тканью. III. Как называется регуляция деятельности сердца, осуществляющаяся с помощью адреналина. 1.нервная регуляция. 2.гуморальная регуляция. IV. Когда увеличивается снабжение кровью мышцы сердца 1. при покое. 2.во время сна. 3. при усиленной физической работе. V. Пониженное артериальное давление называется: 4вариант I. Какое влияние оказывает курение на сердце и сосуды? 1 .приводит к спазму сосудов. 2.ускоряет работу сердца. 3.замедляет работу сердца. II. Какой это сосуд: кровь по нему движется от сердца, стенки у него упругие и плотные. 1 .венулла. 2. капилляр. 3. артерия. III. Выберите правильный ответ: сокращаясь, правый желудочек выбрасывает кровь в: 1. верхнюю полую вену. 2.легочную артерию. 3. аорту. IV.Kpовь ярко - алого цвета, богатая кислородом, называется: 1 .артериальной. 2.венозной. V. Как называется внутренняя поверхность сердца? III. Новая тема Вступительное слово учителя: дыхание - это окисление органических веществ с помощью кислорода. Поэтому дыхание - основной процесс жизнедеятельности человека. Как вы думаете, каковы функции дыхания? (ответы учеников). Сейчас нам предстоит выяснить строение органов дыхания, какие дыхательные движения бывают во время дыхания. Домашнее задание. Все это рассказано в §36. Этот параграф будет домашним заданием. Работа по группам (все учащиеся поделены на 4 группы). I группа работает по материалу: «Носовая полость, гортань.» II группа должна изучить материал: «Трахея. Бронхи». III группа - «Легкие». IV группа - «Дыхательные движения». Проработав с текстом, учащиеся рассказывают свой материал, дополняемый учителем, и одновременно обозначают в тетради на приклеенной карточке «Органы дыхания». IV. Закрепление. Работа по терминам §36. Каждая группа получает терминологическую карточку, и дают ответы в форме блиц - опроса: 1 .Газообмен 2. Полость носа 3 .Носоглотка 4. Гортань 5 .Трахея б.Бронхи 7. Легкие 8. Реснитчатый эпителий 9. Слизистая оболочка Ю.Голосовые связки 11. Голосовая щель 12. В ы д ох 13 .Вдох 14.Надгортанник 15 .Бронхиолы 16. Альвеолы 17.Легочная плевра 18.Пристеночная плевра 19. Диафрагма V. Подведение итогов урока. Давайте подведем итог урока: 1 .Какие органы дыхания знаете? 2.Назовите дыхательные движения? З.Что такое гортань? Оценка работы класса. Слово учителя. А, сейчас изучив органы дыхания, мы проведем наблюдения за ритмом дыхательных движений. Это будет у нас «Лабораторная работа №5». Данную лабораторную работу мы начнем на уроке, если у вас работа будет не закончена, то завершите её дома. VI. Лабораторная работа Проведение эксперимента. Испытуемый сидит спокойно на стуле. Экспериментатор кладет на верхнюю часть туловища испытуемого руку с широко расставленными пальцами и считает количество вдохов за 1 минуту. Третий ученик подсчитывает частоту пульса за 1 минуту. Результаты записываются в таблицу. Испытуемый выполняет пробу Мартине (20 приседаний за 30 секунд). После окончания выполнения пробы, опять берутся замеры и результаты фиксируются. Сидя на стуле После нагрузки Частота дыхания за 1 минуту Пульс за 1 минуту Вывод по работе (учащиеся должны написать самостоятельно).
|