ГУ «Комплекс « Детский сад-школа-гимназия № 46» РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКЕ ВАЛЕОЛОГИИ 7 класс «Уход за полостью рта» Разработала и провела: учитель биологии Мурзабекова A.M. Астана 2009 г Тема: Зависимость состояния здоровья от личной гигиены. Меры по охране здоровья. Уход за полостью рта. Цель: 1.Ознакомить с мерами по охране здоровья связанные с ротовой полостью, зубами. 2.Развитие знаний о зависимости состоянии здоровья от личной гигиены. 3. Воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья. Оборудование: тетрадь, ручка, высказывания о зубах: «Здоровое питание-здоровые зубы»,« Здоровые зубы -здоровый организм»;« Зубы - это зеркало организма » таблица « Строение зуба» , схема образования кариеса, кроссворд, инструктивные рисунки « Как правильно чистить зубы», карточки для теста, правила сохранения зубов, карточки. Ход урока: Организационный момент: а) приветствие, б) сообщение задач урока. I.Oпpoc домашнего задания: а) письменный (по карточкам) б) устный (разгадывание кроссворда) 1 д 2 Е зТ 4К 5А -На доске кроссворд в котором есть слово «Детка».Это ключевое слово кроссворда, о чем кроме этого говорит это слово.(Так называется система оздоровления П.К.Иванова). -Что вы можете сказать об этом человеке? Что включает в себя система? Какой из советов заинтересовал вас и почему? Кроссворд: 1.«Если хочешь иметь (здоровье) - здоровайся со всеми». 2.Этот порок можно победить в себе (лень). 3.Вредит легким и вызывает заболевания дыхательных путей(табак). 4.«Горячее (купание) заверши холодным». 5.« Не употребляй (алкоголь) и не кури». -«Детка» привлекательна не только результативностью и эмоциональным подъемом, но и тем, что не требует никаких затрат на ее применение. Основным положением природно -оздоровительной системы П.К.Иванова является физическое и нравственное оздоровление. Поэтому, я еще раз хочу вас навести на мысль, что система должна стоить вашего внимания. II. Новая тема. И если вы увлечетесь этой системой, то у вас будут здоровые тело, душа и даже зубы. Именно о зубах будет наш сегодняшний разговор. Вести его мы будем на основе знаний полученных ранее, что-то узнаем новое. Итак, наши гости – эксперты: врач-стоматолог, специалист- диетолог, работник аптеки. Здоровье полости рта играет важную роль в сохранении здоровья всего организма на протяжении всей жизни. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережевывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков ркчи и общем состоянии организма. Заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта являются самыми распространенными заболеваниями человека. Нередко больные зубы являются результатом общих заболеваний организма, ухудшают их течение и могут стать причиной заболеваний внутренних органов (сердца, почек, суставов и других). Поэтому высказывания записанные на доске нужно выучить и запомнить (чтение хором). -Зуб – это живой орган. Каково строение зуба? (вспомнить по таблице). - Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни, который в стоматологическом аспекте включает в себя рациональное питание, гигиену полости рта, устранение вредных привычек, забота о здоровье организма в целом. -А сейчас слово предоставляется врачу стоматологу. Он расскажет о вредных привычках, заболеваниях зубов и десен. – Стоматолог: Чтобы зубы были ровными и красивыми , ничто не должно мешать их росту, Пока корень не сформирован, зуб очень слабо закреплен в кости. Поэтому вредные привычки: держание во рту различных предметов(пальцы, ручки и т.д.) давление языком на зубы, прикусывание губ и прочее может сдвинуть зубы и они встанут в неправильное положение. Во время роста человека растут не только кости рук, ног, но и кости лица, в том числе верхняя и нижняя челюсти. Во время роста челюсти нарушить их нормальное развитие могут: привычка спать на высокой подушке, неправильная осанка. -Сейчас, я хочу рассказать как образуется кариес. (Использует схему) Если кариозный процесс достигает пульпы, то начинается ее воспаление. Заболевание носит название пульпита. При остром пульпите- приступообразная боль, возникающая без причины. При вяло текущем процессе боль возникает от действия раздражителей(сладкое, холодное и другие). Лечение пульпита осуществляется при помощи удаления пульпы из канала корня зуба с последующем пломбированием. Микробы, живущие в зубном налете, вызывают не только кариес, но и заболевания пародонта. Налет скапливается между зубом и десной и вредные вещества, которые выделяют микробы, вызывают воспаление десны - гингивит. Главный признак его - кровоточивость десен. При поражении десны микробы проникают в более глубокие слои и вызывают их разрушение. Это заболевание носит название пародонтита. - Спасибо. А почему нужно посещать стоматолога 2 раза в год? - Стоматолог: Эта необходимость продиктована тем, что если кариозный процесс начался, то за такой срок он не успеет распространиться глубоко и зуб будет сохранен. Поэтому я вас хочу ознакомить с правилами сохранения зубов (читает с доски). - А я прощу ребят записать их в тетрадь. Правила, которые помогут сохранить зубы. 1. Чистить зубы 2 раза в день 2. Соблюдать правильную технику чистки зубов. 3. Соблюдать правила употребления сладкой пищи. 4. Ополаскивать рот водой после каждого приема пищи. 5. Чаще употреблять фрукты и овощи. 6. Посещать стоматолога 2 раза в год. 7. Вести здоровый образ жизни. Предотвратить кариес и заболевания пародонта можно удаляя из полости рта остатки пищи и микробный налет. В этом нам помогут зубная щетка и зубная паста. А какие они должны быть расскажет аптекарь. -Аптекарь: Зубную щетку необходимо выбирать с мягкой щетиной, длина головки щетки должна быть равна ширине 2 -3 зубов, перед чисткой зубов и после чистки - вымыть щетку, никому нельзя давать свою зубную щетку, щетку необходимо менять, когда она изнашивается. Рекомендуется менять щетку раз в 3 - 4 месяца и после инфекционных болезней. Зубная паста должна содержать соединения фтора, детям рекомендуются детские зубные пасты так как в их состав входит необходимое для детей количество лекарственных веществ. Детям до 12 лет рекомендуются пасты в состав которых входят кроме фтора, соединения кальция, при заболевании десен зубная паста должна содержать противовоспалительные вещества. А теперь ребята, расскажут как они чистят зубы. Перед вами лежат инструктивные рисунки « Как правильно чистить зубы». По которым вы можете еще раз удостовериться правильно ли вы ухаживаете за зубами (слушание ребят). Препараты кальция и фтора применяются не только для профилактики, но и для лечения кариеса на его начальной стадии. Сейчас послушайте советы диетолога о питании, которое тоже влияет на здоровье зубов. - Диетолог: Профилактика стоматологических заболевании включает в себя также сбалансированное питание при котором пища содержать в себе белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Белки способствуют росту организма, построению тканей, помогает бороться с инфекцией. Источниками белка является: мясо, рыба, яйца, бобы, орехи. Жиры регулируют температуру тела и рост организма, улучшают состояние кожи. Жиры есть в мясе, рыбе, молочных продуктах. Хлеб, крупы, фрукты, овощи содержат углеводы, которые обеспечивают организм энергией. Витамины в наибольшем количестве содержатся в овощах, фруктах, ягодах и участвуют формировании клеток крови. -Основным недостаткам рациона питания современного человека является повышенное употребление углеводов в виде простых сахаров(сахар, конфеты, кондитерские изделия).Любителям сладости и кондитерских изделий рекомендую: употреблять сладкое в качестве предпоследнего блюда, нежелательно есть сладкое в перерывах между приемами пищи и на ночь, после приема сладкого прополоскать рот водой, а если есть возможность, то почистить зубы щеткой, после приема сладкого можно применять жевательную резинку (с ксилитом) тем людям у кого зубы не пломбированные. Желательно ограничить прием сладкого, сделав один « сладкий» день в неделю. III. Закрепление. Игра «Найди полезную и опасную пищу».Молоко, ирис, ржаной хлеб, гречневая каша, торт, яйцо, сахар, орехи, мясо. Тестирование. 1. Я чищу зубы 2 раза в день. 2. Я использую пасту с фтором. 3. Я перекусываю фруктами и овощами. 4. Я не грызу ручку и карандаши. 5. Я часто ем сладкое. 6. Я люблю сосать палец. 7. Я дышу через нос. 8. 2 раза в год я хожу к стоматологу. 9. Я стараюсь не дышать ртом. 10. Я люблю перекусывать конфетами. 11. Чтобы развлечься я начинаю давить языком на зубы. 12. Я стараюсь произносить звуки правильно. 13. Я не прикусываю губу. 14. Я сплю на низкой подушке. 15. За партой я стараюсь сидеть прямо. - Возьмите карточку для теста. На каждый вопрос относится одна клетка. При положительном ответе в клетке ставится крестик, при отрицательном -прочерк. (Заполнение клеток ведется по горизонтали ручкой. После ответа на все вопросы проводится проверка: соединяются крестики). X X X X - - X X X - - X X X X -У кого из ребят получилась « 5 » те ребята « Молодцы!» IV. Итог урока. - На этом я хочу закончить и подвести итог урока. - Какие нужно принимать меры по охране здоровья касающиеся ротовой полости? - Какие узнали заболевания зубов и десен ? Домашнее задание: Выучить правила сохранения зубов, сочинить стих о зубах. Оценка работы класса. Как правильно чистить зубы Покажите своему ребенку и попробуйте почистить зубы вместе. 1. Зубная щетка должна располагаться вдоль линии десен. Движения зубной щетки - сверху вниз. Тщательно чисти каждый зуб. внутренние поверхности каждою зуба. Движения зубной щетки - снизу вверх. 3. Почисти жевательную поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки -вперед-назад. I 1 .-■V. 4. Кончиком щетки почисти внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями. 5. Не забудь почистить язык. Как правильно чистить зубы Покажите ребенку, как правильно пользоваться флоссом: помните, что 7'-летнему ребенку еще трудно сразу освоить непривычные действия. L. Тщательно почистите промежутки между зубами движениями вниз-вверх. Вытяните из кассеты 30-40 см зубной нити и намотайте ее за кончики на средние пальцы обеих рук. когда Ваш ребенок научите* правильно пользоваться флоссом"'постарайтесь. гтобы он держал зубную нить так, чтобы она огибала зуб в форме буквы "С")
|