Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Дощанова Балбике Куянбаевна кандидат биологических наук, доцент Елфимова Галина Владимировна, учитель биологии ННПООЦ «Бөбек», гимназия «Самопознание» Учебная программа по предмету Биология. Многообразие живых организмов – 64 ч, 7 класс Введение (1 час) Система органического мира. Систематические группы живых организмов: царство, отдел, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Общая характеристика одноклеточных (прокариот) и многоклеточных (эукариот) организмов. Царство Прокариоты (3 часа) Подцарство Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Значение вирусов в природе и жизни человека. Строение и особенности жизнедеятельности бактерий. Многобразие бактерий: Подцарства Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Демонстрация таблиц и учебного фильма о строении и жизнедеятельности грибов. Лабораторная работа № 1. Изучение кисломолочных бактерий, сенной палочки. Царство Грибы – 3 ч. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Многообразие грибов: Отдел Настоящие грибы, Отдел Оомицеты, Отдел Лишайники. Роль грибов в природе и жизни человека. Экология грибов. Демонстрация муляжей, натуральных объектов плодовых и шляпочных грибов, лишайников. Лабораторные работы. № 2. Изучение строения плесневых грибов и дрожжей под микроскопом. № 3. Знакомство со строением шляпочных грибов. Определение съедобных и ядовитых грибов. Царство растения - 24 ч Общая характеристика растений (1час). Основные признаки растительных организмов. Многообразие растений. Основные систематические группы растений. Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы. Подцарство Низшие растения. Водоросли (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Многообразие водорослей: зеленые, красные, бурые водоросли. Охрана водорослей. Подцарство Высшие растения (1 час). Характеристика высших растений. Роль высших растений в экосистемах. Отдел Моховидные (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности моховидных. Представители моховидных. Значение их в природе и жизни человека. Отделы Плауновидные, Хвощевидные (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности моховидных. Представители моховидных. Значение моховидных в природе и жизни человека. Отдел Папоротникообразные (1 час). Особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных. Представители папоротникообразных, их значение в природе и жизни человека. Отдел Голосеменные растения (1 час). Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений. Представители голосеменных растений (ель, сосна, пихта, лиственница). Значение их в природе и хозяйственной деятельности человека. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения (2 часа). Общая характеристика покрытосеменных растений. Особенности строения, размножения, развития цветковых. Многообразие цветковых. Класс Двудольные растения (8 часов). Представители семейства розоцветных, крестоцветных, бобовых, пасленовых, мальвовых, сложноцветных. Класс однодольные растения (1 час). Представители семейства лилейных, злаковых. Культурные сельскохозяйственные растения Казахстана (3 часа). Многообразие культурных растений. Представители зерновых, масличных, технических, лекарственных, плодово-годных, овощных растений. Демонстрация таблиц, гербариев, слайдов, диафильмов, учебных фильмов, макетов, муляжей, микропрепаратов растений и их тканей. Лабораторные работы: № 4. Строение одноклеточных и нитчатых водорослей под микроскопом, строения лишайников. № 5. Строение зеленого мха, сфагнума под микроскопом. № 6. Строение хвоща полевого. № 7. Строение папоротника. № 8. Строение хвои и шишек голосеменных растений. № 9. Сравнение строения двудольных и однодольных растений. Практические работы. № 1. Определение местных видов декоративных и дикорастущих растений различных семейств. № 2. Определение местных видов культурных растений. № 3. Определение местных видов лекарственных растений. Экскурсии на природу (2 часа). Знакомство с местными видами грибов, растений. Изучение растительных сообществ местности. Определение древесных, кустарниковых и травянистых растений местности. Изучение влияния антропогенных факторов на растительные сообщества. Ознакомление с методами выращивания декоративных и культурных растений в теплицах, оранжереях. Царство Животные. Особенности жизнедеятельности организма животных: дыхание, питание, выделение, обмен и транспорт веществ, размножение, рост и развитие, движение. Подцарство Одноклеточные организмы (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов. Их роль в природе и жизни человека. Многообразие одноклеточных организмов: Тип Саркожгутиконосцы, Тип Споровики, Тип Инфузории, или Ресничные. Подцарство Многоклеточные организмы ( часов). Общая характеристика многоклеточных животных. классификация многоклеточных. Тип Губки (1 ч). Особенности строения и жизнедеятельности губок. Основные представители губок. Тип Кишечнополостные (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Представители классов гидроидных, сцифоидных, коралловых полипов. Тип Плоские черви (1 час). Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. Представители плоских червей: ресничные, сосальщики, ленточные черви. Тип Круглые Черви (Нематоды) (1час). Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Представители паразитических круглых червей: аскарида, острица, трихинелла, филлярия. Тип Кольчатые черви (1 час). Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Основные представители кольчатых червей: многощетинковые, малощетинковые, пиявки. Тип Моллюски (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Основные представители: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Экология моллюсков, их роль в природе. Тип Членистоногие (3 часа). Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие видов: ракообразные, паукообразные, насекомые. Экология членистоногих, их роль в природе. Тип Иглокожие (1 час). Характеристика иглокожих. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Основные представители иглокожих: морские звезды, морские ежи, голотурии. Экология иглокожих, их роль в природе. Тип Хордовые (Позвоночные животные). Характеристика позвоночных животных (1 час). Подтипы бесчерепные, оболочники, позвоночные. Особенности строения, жизнедеятельности и происхождения ланцетника. Роль хордовых в природе. Надкласс Рыбы (2 часа). Характеристика рыб. Классификация рыб: хрящевые, костные рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности, размножения и развития рыб. Класс Хрящевые рыбы. Представители хрящевых рыб: акулы, скаты, химеры. Класс Костные рыбы. Классификация костных рыб. Основные подклассы костных рыб: хрящекостные, двоякодыщащие, кистеперые рыбы и лучеперые. Экология рыб, их роль в природе. Класс Земноводные (2 часа). Характеристика земноводных. Особенности строения. Жизнедеятельности, размножения и развития земноводных. Многообразие земноводных: безногие, хвостатые и бесхвостые. Происхождение земноводных, их роль в природе. Класс Пресмыкающиеся (2 часа). Особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся: Основные биологические понятия Понятия, составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. Понятия каждого школьного курса выделяются во взаимосвязанные между собой группы: понятия простые и сложные, специальные и общебиологические. Специальные понятия развиваются в пределах одного раздела. В содержании биологии выделяют группы специальных понятий: 1) совокупность понятий о растительном организме, 2) совокупность понятий о животном организме, 3) совокупность понятий об организмах бактерий, грибов, лишайников, 3) совокупность понятий об организме человека. Вместе с тем в каждой из этих групп специальных понятий выделяются категории понятий, соответствующие элементам основ биологических наук: анатомо-морфологические, физиологические, экологические, систематические, эволюционные. Общебиологические понятия – это такие сквозные понятия, которые включают знания о биологических закономерностях, относящихся ко всей природе, ко всем живым организмам. Они обобщают специальные понятия биологических разделов и делятся на группы: 1) организменные: понятия о клеточном строении организмов, обмен веществ и превращения энергии в клетке, возникновение эволюции клеточного уровня организации, понятия о размножении, наследственности и изменчивости организмов, о саморегуляции; 2) популяционно-видовые: понятие о виде, его критериях и структуре, понятия о видообразовании; 3) биосферно-биогенетические: понятия о биогеоценозе, обмене веществ и энергии в биогеоценозе, о саморегуляции в биосфере; 4) эволюционные: понятия о мутациях и комбинациях, об эволюционных факторах (борьба за существование, волны жизни, генный поток, изоляция, естественный отбор), понятия о результатах эволюции – многообразие видов и их приспособленности к среде обитания; понятия о направлениях эволюции и ее регуляции. Общебиологические понятия возникают из специальных понятий и развиваются во всех разделах школьной биологии на материале каждого из них. Общебиологические понятия, возникшие в начале из специальных понятий, затем складываются в сложные и более общие. В ходе развития биологических понятий необходимо устанавливать внутри- и межпредметные связи, что позволяет логически определять точки соприкосновения специальных биологических понятий и переход их в общебиологические, раскрывающие закономерности живой материи. Основные биологические понятия: - внешнее и внутреннее строение объектов живой природы (растения, животные, грибы, бактерии, человек); - особенности строения клеток, тканей, органов и систем органов, процессы их жизнедеятельности, влияние факторов окружающей среды; - сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие, обмен веществ и превращение энергии; - основные положения клеточной и эволюционной теорий; - закономерности наследственности и изменчивости; - методы селекции; - структура экосистем, особенности биотической среды экосистем; - биосфера, ноосфера; - устойчивое развитие биосферы. Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса по учебному предмету «Биология» основной школы В соответствии с базовым содержанием предмета «Биология» для основной школы учебный процесс необходимо организовывать с применением педагогических технологий, отвечающим учебным и познавательным особенностям учащихся. Главная особенность обучения заключается в повышении роли ученика как субъекта учебного процесса, способного к самостоятельному освоению знаний и умений, способствующие формированию навыков в соответствии со способами деятельности. При выборе педагогических технологий по учебному предмету «Биология» необходимо учесть, что учебный процесс осуществляется в интерактивном режиме. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в основном в виде использования компьютеров как средств обучения, обеспечит наибольший результат обучения. При этом доля содержания усвояемого материала с применением ИКТ будет составлять 25-30 % от общего времени обучения. Проектная деятельность учащихся. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся приобретают позитивный опыт разрешения проблемных ситуаций. Основная цель проекта – приобретение учащимися опыта организации собственной деятельности, т.е. умений решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий. Педагог обязательно участвует в проектной деятельности учащихся. При этом он может быть полноправным участником на всех этапах выполнения проекта, консультантом или наблюдателем. Проектная деятельность может иметь прикладной характер. Важным аспектом проектной деятельности является публичное представление ее результатов. При организации работы над проектами должны использоваться разнообразные виды деятельности. Проектная деятельность способствует развитию успешности в учебе, социализации учащихся. Метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы, наладить взаимодействие между педагогами – консультантами проектов, имеющих интегрированное междисциплинарное содержание. Модульная технология обучения М. Жанпеисовой. Особенность технологии модульного обучения состоит в ориентации не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти, мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве. Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Во вводной части учитель а) знакомит учащихся со структурой и содержанием учебного модуля; б) определяет цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебном модуле, при этом особое внимание уделяет принятию этих целей и задач каждым учеником; в) кратко (15-20 мин) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы. В диалоговой части познавательный интерес строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы; обучение проводится посредством игровой организации и применения разнообразных активных форм. В итоговой части учебного модуля проводится диагностика учебных достижений учащихся в форме зачетов, тестов, контрольных работ и др. Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения (Ж.Караева). это педагогическая технология, функционирующая на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, в основе которой лежит проблемно-поисковые методы обучения. Уровни усвоения учебного материала де6лят на ученический, алгоритмический, эвристический и творческий уровни. При уровневой дифференциации обучения разрабатываются уровневые задания для самостоятельной и контрольной работы по каждой теме, соответственно требованиям уровней. Уровневая дифференциация обучения обеспечивает содержательную индивидуализацию обучения, покрывать не только уровень актуального развития обучаемого, но и и зону его ближайшего развития. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития. Литература 1. Программы. Биология 6-7 классы. КАО им. Ы.Алтынсарина. Алматы. Ронд, 2003. 2. Программы. Биология 8-9 классы. КАО им. Ы.Алтынсарина. Алматы. Ронд, 2004. 3. Программы. Биология 10-11 классы. КАО им. Ы.Алтынсарина. Алматы. Ронд, 2006. 4. Общая биология. Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы.: «Мектеп», 2006. – 192 с. 5. Общая биология. Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы.: «Мектеп», 2006. – 240 с. 6. Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К Беляева, Г.М.Дымшица. Москва.: Просвещение, 2004. – 304 с. 7. Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Б.Захарова. Москва.: Издательский дом «Дрофа», 1999. – 624 с. 8. В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова, Т.А.Козлова. Общая биология 10 класс. Пособие для учителя. Москва.: Айрис Пресс, 2004. 9. В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова, Т.А.Козлова. Общая биология 11 класс. Пособие для учителя. Москва.: Айрис Пресс, 2004. 10. А.В.Кулев. Общая биология. 10 класс. Методическое пособие. - С-Пб.: Паритет, 2001. – 224 с. 11. А.В.Кулев. Общая биология. 11 класс. Методическое пособие.- С-Пб.: Паритет, 2001. - 192 с. 12. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 200. – 159 с. 13. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с. 14. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 128 с. 15. Абшенова Л.У., Заирова Б. Тестовые задания по общей биологии. Дидактические материалы для 9-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2005 – 96 с. 16. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Кн.для чтения. – М.: Просвещение. 2001. – 240 с. 17. Ермакова В.И. основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учебное пособие для 10-11 кл. общеобр. Учреждений. – М.: Просвещение. 2002. – 79 с. 18. Панфилова Л.А. анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.: ТЕРРА, 2000. – 304 с. 19. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 классов общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., исправ. и доп. М.: Мнемозина, 2000. – 206 с. 20. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: Сборник задач и упражнений. 6 (7) кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., исправл. - М.: Мнемозина, 2002. – 160 с. 21. Алексеева Е.В. и др. Биология. Живой организм: опорные конспекты. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 144 с. | |
Просмотров: 928 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|