Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок Дифференциация пола 10 класс, естественнонаучное направление
ТЕМА УРОКА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЛА
10 класс с углубленным изучением биологии.
Методическая цель урока: формирование представления о генетике пола.
Задачи:
1.Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми паталогическими состояниями человека, наследуемыми сцеплено с полом.
2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.
3. Развивающие:продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом.
Тип урока: изучение нового материала.
I ЭТАП
Организационный
II ЭТАП
Актуализация знаний
Терминологичекий диктант:
1. Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка – ген.
2. Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют – группой сцепления
3. Групп сцепления в клетках человека – 23 ( равно гаплоидному набору)
4. Совокупность всех хромосом клетки – кариотип.
5. Половые клетки – гаметы
6. Женские гаметы называют – яйцеклетки, мужские гаметы называют – сперматозоиды.
7. Ограны, в которых происходит гаметогенез у животных называют – половые железы, или гонады.
8. Женские гонады- яичники, мужские гонады - семенники
9. Процесс развития половых клеток – гаметогенез
10. Процесс развития яйцеклеток - овогенез
11. Процесс слияния половых клеток, с целью восстановления видового набора хромосом – оплодотворение.
12. Хромосомы, одинаковые у мужского и женского организмов – аутосомы, 22 пары.
13. Хромосомы по которым различаются мужской и женский организмы – половые, 1 пара.
14 Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.- гормоны

III ЭТАП
Введение в тему урока
Генетика пола - важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Особый интерес представляет проблема наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами, а так же проблема нарушения формирования пола.
Тема нашего сегодняшнего урока
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЛА.
Цель урока: выяснить каковы этапы дифференциации пола.
IY ЭТАП
Изучение нового материала
1.Определение пола :
Пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение (запись в тетрадь). В более широком, человеческом смысле, пол – комплекс физиологических, поведенческих и социальных измерений, определяющих индивида мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
2. Этапы формирования пола
Формирование половых признаков у человека предполагает четыре уровня половой дифференциации: (слайд 3)
1. Генетический- по хромосомному набору (23-я пара содержит ХХ или ХУ хромосомы);
2. На уровне гонад (наличие яичников или семенников);
3. Морфофизиологический - по фенотипу (внешние женские или мужские половые
признаки и соответствующие гормоны)
4. Психологический
Рассмотрим каждый из этапов.
Итак первый этап это генетический или хромосомный.
Хромосомная закладка пола совершается при оплодотворении. У млекопитающих пол определяется хромосомным набором и обычно не зависит от окружающих условий.
Рассмотрим хромосомный набор человека Он содержит 22 пары хромосом, одинаковые у мужского и женского организмов, и одну пару хромосом, по которым различаются оба пола.
Хромосомы, одинаковые у обоих полов называют, как уже было сказано, аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. Половые хромосомы у женщин одинаковые, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y- хромосома. (страница)
В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной X- хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет X- хромосому, половина - Y-хромосому.
Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина - Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самки и самцы встречаются одинаково часто. (страница)
Таким образом, женщины (XX) имеют одну Х-хромосому от отца одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери.
Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий X- хромосому и Y-хромосому, образующий два типа гамет - гетерогаметным
У других животных в большинстве случаев, в генотипе самок так же содержится две ХХ хромосомы, а в генотипе самцов – ХУ, У- хромосома служит решающим наследственным фактором, определяющим пол у млекопитающих.(слайд )
A) У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным - мужской пол.
Б) У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а
гетерогаметным - женский пол (XY)
У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женскии пол (XX), а моногаметным - мужской пол (ХО)
Г) Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом; самки - это диплоидные особи, а самцы - гаплоидные
Д) У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой, (страница).
Даже в том случае, когда особь имеет пять Х – хромосом и одну У – хромосому, она будет мужской. Если же особь имеет одну единственную Х –хромосому без У – хромосомы (ХО), то она будет женской.(Синдром Шерешевского -_Тернера у человека)
Другой случай отклонения по составу половых хромосом - это синдром Клайнфельтера: генотип XXY, фенотип мужской. Хотя две Х-хромосомы присутствуют, как в норме у женщин. То есть для определения пола у человека важно, чтобы присутствовала Y-хромосома.

2. Этап дифференциации пола на уровне гонад.
Гонады- половые железы. Женские –яичники, мужские – семенники.
Развитие гонад представляет собой уникальное эмбриональное явление. Все прочие зачатки органов в ходе нормального развития дифференцируются в орган лишь одного типа. Например, зачаток легкого может дать начало только легкому, а зачаток печени – только печени. Что же касается зачатка гонада, то он в норме обладает способностью развиваться в двух направлениях: в результате дифференцировки он может превратиться либо в семенник, либо в яичник..
Зачатки гонад у ранних эмбрионов (до 5-й или 6-й недели) не различаются у разных полов. Первые клетки зародыша у человека можно обнаружить на 3-й неделе эмбрионального развития, признаки пола начинают формироваться только после 6-ой( 1.5 мес.)
Половые органы формируются из мюллеровых и вольфовых протоков, которые происходят из первичной почки.
У женщин мюллеровы протоки развиваются в фаллопиевы трубы и матку, а вольфовы протоки атрофируются. Происходит это под действием женских гормонов эстрогена и прогестерона
У мужчин вольфовы протоки развиваются в семенные протоки и семенные пузырьки, а мюллеровы протоки атрофируются.
Все эти процессы находятся под строгим гормональным контролем.
3. Морфофизиологический этап формирования пола
Формирование мужского фенотипа связано с секрецией тестикулярных гормонов, обуславливающих развитие вольфового канала и атрофию мюллерова. Первый из этих гормонов - антимюллеровый гормон, секретируемый клетками Сертоли, вызывает дегенерацию мюллерова канала. Второй гормон предстовляет собой стероид тестостерон, вырабатываемый клетками Лейдига. Этот гормон обуславливает дифференцировку вольфова канала в придаток семенника, семявыносящий канал и семенные пузырьки. Из мочеполового бугорка под воздействием тестостерона развивается мошонка и половой член.
Эти гормоны действуют на зачатки внешних и внутренних половых органов. Нормальные индивиды мужского пола развиваются, только если все эти элементы функционируют в нужное время в надлежащем месте. СХЕМА
Синдром Морриса
Термин «тестикулярная феминизация» был предложен Моррисом в 1953г. Синдром Морриса – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников. Такое состояние определяется отсутствием в У- хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этой нечувствительности, т.е. андрогены не связаны тканями- мишенями, организм обладает мужским набором хромосом (46, ХУ) и семенниками, но развивается по женскому направлению.
При рождении эта аномалия никак не проявляется; больные выглядят как девочки и обнаружить, болезнь бывает трудно, только если при паховых грыжах обнаруживаются семенники.
С наступлением половой зрелости развивается псевдогермафродит: высокая, стройная, статная, физически сильная женщина с хорошо развитыми молочными железами. Ноги часто несколько длиннее обычного. Поэтому неудивительно, что больные неоднократно встречались среди манекенщиц.
Однако у женщин с синдромом Морриса отмечается аменорея (отсутствие месячных); влагалище укорочено и заканчивается слепым мешком. Вместо матки имеются остатки мюллеровых протоков, а вместо маточных труб – мышечный тяж. Семенники присутствуют, содержат нормальное количество клеток Лейдига и продуцируют гормоны.
Индивидуумы бесплодны, однако способны к сексуальной жизни. Эта аномалия очень редка – 1 на 65000 женщин. Среди населения он обнаруживается почти 1% выдающихся спортсменок (в 600 раз чаще, чем ожидалось бы). Поскольку по физической силе, быстроте и ловкости они значительно превосходят нормальных девушек и женщин.
Женщины с синдромом Морриса отличаются эмоциональной устойчивостью, жизнелюбием, активностью, физическая и умственная энергия их проста велика. Некоторые из наиболее энергичных, деятельных (но бездетных) женщин – замечательные спортсменки, менеджеры, ученые, артистки, даже встречаются и политики.
4. Психологический этап формирования пола
Весь процесс формирования пола в целом можно условно разделить на два периода.
I. Пренатальный В первом периоде, от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими.
II. Постнатальный Второй период охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу.
Процесс психологической дифференцировки пола изучен недостаточно. Но достоверно известно, что вредные воздействия могут приводить к деформации формирования пола на любом из перечисленных этапов. Сексуальное здоровье человека зависит как от тонких механизмов дифференциации пола в эмбриональном периоде так и от социально-психологических и культурных факторов его дальнейшего развития как личности.
Основные факторы полоролевого развития:
1. Влияние родителей и семейных отношений (структура семьи; мать, отец; братья, сестры).
2. Методы социализации в обществе. Влияние общественных стереотипов. Влияние мнения и установок сверстников.

Y ЭТАП
Закрепление
1. Пол будущего ребенка за висит от –………(отца)
2. Соотношение полов поддерживается в пропорции –…….(1:1)
3. Если генотип особи ХО, то пол человека -……... (жен.)Данное отклонение получило название синдрома…………( синдром Тернера –Шерешевского)
4. Если генотип особи ХХУ, то фенотипический пол будет ……….(муж) Данное отклонение получило название …….(синдром Клайнфельтера)
5. Из первичной почки у зародыша формируются протоки ……………(мюллеровы и вольфовы)
6. В женском организме атрофируются ………. (вольфовы) протоки и развиваются ………(мюллеровы)
7. В мужском организме атрофируются ………(мюллеровы) протоки и развиваются……….(вольфовы).
8. Женскими гормонами являются …………..(эстроген, прогестерон)
9. Мужскими гормонами являются ……………(антимюллеровый гормон, тестостерон)
10. Если у особи с хромосомным полом ХУ не вырабатывается ………..(антимюллеровый) гормон, то фенотип особи развивается по ……….. (женскому) типу. Это отклонение получило название……. (синдром Морриса)

YI ЭТАП
Домашнее задание
Категория: Биология | Добавил: Kossova (2014-12-06) E
Просмотров: 1382 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru