Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
ТЕМА УРОКА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЛА 10 класс с углубленным изучением биологии. Методическая цель урока: формирование представления о генетике пола. Задачи: 1.Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми паталогическими состояниями человека, наследуемыми сцеплено с полом. 2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков. 3. Развивающие:продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом. Тип урока: изучение нового материала. I ЭТАП Организационный II ЭТАП Актуализация знаний Терминологичекий диктант: 1. Участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка – ген. 2. Гены, находящиеся в одной хромосоме и совместно наследующиеся называют – группой сцепления 3. Групп сцепления в клетках человека – 23 ( равно гаплоидному набору) 4. Совокупность всех хромосом клетки – кариотип. 5. Половые клетки – гаметы 6. Женские гаметы называют – яйцеклетки, мужские гаметы называют – сперматозоиды. 7. Ограны, в которых происходит гаметогенез у животных называют – половые железы, или гонады. 8. Женские гонады- яичники, мужские гонады - семенники 9. Процесс развития половых клеток – гаметогенез 10. Процесс развития яйцеклеток - овогенез 11. Процесс слияния половых клеток, с целью восстановления видового набора хромосом – оплодотворение. 12. Хромосомы, одинаковые у мужского и женского организмов – аутосомы, 22 пары. 13. Хромосомы по которым различаются мужской и женский организмы – половые, 1 пара. 14 Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.- гормоны III ЭТАП Введение в тему урока Генетика пола - важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Особый интерес представляет проблема наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами, а так же проблема нарушения формирования пола. Тема нашего сегодняшнего урока ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЛА. Цель урока: выяснить каковы этапы дифференциации пола. IY ЭТАП Изучение нового материала 1.Определение пола : Пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение (запись в тетрадь). В более широком, человеческом смысле, пол – комплекс физиологических, поведенческих и социальных измерений, определяющих индивида мужчину (мальчика) или женщину (девочку). 2. Этапы формирования пола Формирование половых признаков у человека предполагает четыре уровня половой дифференциации: (слайд 3) 1. Генетический- по хромосомному набору (23-я пара содержит ХХ или ХУ хромосомы); 2. На уровне гонад (наличие яичников или семенников); 3. Морфофизиологический - по фенотипу (внешние женские или мужские половые признаки и соответствующие гормоны) 4. Психологический Рассмотрим каждый из этапов. Итак первый этап это генетический или хромосомный. Хромосомная закладка пола совершается при оплодотворении. У млекопитающих пол определяется хромосомным набором и обычно не зависит от окружающих условий. Рассмотрим хромосомный набор человека Он содержит 22 пары хромосом, одинаковые у мужского и женского организмов, и одну пару хромосом, по которым различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов называют, как уже было сказано, аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. Половые хромосомы у женщин одинаковые, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y- хромосома. (страница) В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной X- хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет X- хромосому, половина - Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина - Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самки и самцы встречаются одинаково часто. (страница) Таким образом, женщины (XX) имеют одну Х-хромосому от отца одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий X- хромосому и Y-хромосому, образующий два типа гамет - гетерогаметным У других животных в большинстве случаев, в генотипе самок так же содержится две ХХ хромосомы, а в генотипе самцов – ХУ, У- хромосома служит решающим наследственным фактором, определяющим пол у млекопитающих.(слайд ) A) У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным - мужской пол. Б) У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным - женский пол (XY) У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женскии пол (XX), а моногаметным - мужской пол (ХО) Г) Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом; самки - это диплоидные особи, а самцы - гаплоидные Д) У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонеллии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего гормона, выделяемого самкой, (страница). Даже в том случае, когда особь имеет пять Х – хромосом и одну У – хромосому, она будет мужской. Если же особь имеет одну единственную Х –хромосому без У – хромосомы (ХО), то она будет женской.(Синдром Шерешевского -_Тернера у человека) Другой случай отклонения по составу половых хромосом - это синдром Клайнфельтера: генотип XXY, фенотип мужской. Хотя две Х-хромосомы присутствуют, как в норме у женщин. То есть для определения пола у человека важно, чтобы присутствовала Y-хромосома. 2. Этап дифференциации пола на уровне гонад. Гонады- половые железы. Женские –яичники, мужские – семенники. Развитие гонад представляет собой уникальное эмбриональное явление. Все прочие зачатки органов в ходе нормального развития дифференцируются в орган лишь одного типа. Например, зачаток легкого может дать начало только легкому, а зачаток печени – только печени. Что же касается зачатка гонада, то он в норме обладает способностью развиваться в двух направлениях: в результате дифференцировки он может превратиться либо в семенник, либо в яичник.. Зачатки гонад у ранних эмбрионов (до 5-й или 6-й недели) не различаются у разных полов. Первые клетки зародыша у человека можно обнаружить на 3-й неделе эмбрионального развития, признаки пола начинают формироваться только после 6-ой( 1.5 мес.) Половые органы формируются из мюллеровых и вольфовых протоков, которые происходят из первичной почки. У женщин мюллеровы протоки развиваются в фаллопиевы трубы и матку, а вольфовы протоки атрофируются. Происходит это под действием женских гормонов эстрогена и прогестерона У мужчин вольфовы протоки развиваются в семенные протоки и семенные пузырьки, а мюллеровы протоки атрофируются. Все эти процессы находятся под строгим гормональным контролем. 3. Морфофизиологический этап формирования пола Формирование мужского фенотипа связано с секрецией тестикулярных гормонов, обуславливающих развитие вольфового канала и атрофию мюллерова. Первый из этих гормонов - антимюллеровый гормон, секретируемый клетками Сертоли, вызывает дегенерацию мюллерова канала. Второй гормон предстовляет собой стероид тестостерон, вырабатываемый клетками Лейдига. Этот гормон обуславливает дифференцировку вольфова канала в придаток семенника, семявыносящий канал и семенные пузырьки. Из мочеполового бугорка под воздействием тестостерона развивается мошонка и половой член. Эти гормоны действуют на зачатки внешних и внутренних половых органов. Нормальные индивиды мужского пола развиваются, только если все эти элементы функционируют в нужное время в надлежащем месте. СХЕМА Синдром Морриса Термин «тестикулярная феминизация» был предложен Моррисом в 1953г. Синдром Морриса – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к действию гормонов семенников. Такое состояние определяется отсутствием в У- хромосоме гена тканевого рецептора мужского гормона. В результате этой нечувствительности, т.е. андрогены не связаны тканями- мишенями, организм обладает мужским набором хромосом (46, ХУ) и семенниками, но развивается по женскому направлению. При рождении эта аномалия никак не проявляется; больные выглядят как девочки и обнаружить, болезнь бывает трудно, только если при паховых грыжах обнаруживаются семенники. С наступлением половой зрелости развивается псевдогермафродит: высокая, стройная, статная, физически сильная женщина с хорошо развитыми молочными железами. Ноги часто несколько длиннее обычного. Поэтому неудивительно, что больные неоднократно встречались среди манекенщиц. Однако у женщин с синдромом Морриса отмечается аменорея (отсутствие месячных); влагалище укорочено и заканчивается слепым мешком. Вместо матки имеются остатки мюллеровых протоков, а вместо маточных труб – мышечный тяж. Семенники присутствуют, содержат нормальное количество клеток Лейдига и продуцируют гормоны. Индивидуумы бесплодны, однако способны к сексуальной жизни. Эта аномалия очень редка – 1 на 65000 женщин. Среди населения он обнаруживается почти 1% выдающихся спортсменок (в 600 раз чаще, чем ожидалось бы). Поскольку по физической силе, быстроте и ловкости они значительно превосходят нормальных девушек и женщин. Женщины с синдромом Морриса отличаются эмоциональной устойчивостью, жизнелюбием, активностью, физическая и умственная энергия их проста велика. Некоторые из наиболее энергичных, деятельных (но бездетных) женщин – замечательные спортсменки, менеджеры, ученые, артистки, даже встречаются и политики. 4. Психологический этап формирования пола Весь процесс формирования пола в целом можно условно разделить на два периода. I. Пренатальный В первом периоде, от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. II. Постнатальный Второй период охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу. Процесс психологической дифференцировки пола изучен недостаточно. Но достоверно известно, что вредные воздействия могут приводить к деформации формирования пола на любом из перечисленных этапов. Сексуальное здоровье человека зависит как от тонких механизмов дифференциации пола в эмбриональном периоде так и от социально-психологических и культурных факторов его дальнейшего развития как личности. Основные факторы полоролевого развития: 1. Влияние родителей и семейных отношений (структура семьи; мать, отец; братья, сестры). 2. Методы социализации в обществе. Влияние общественных стереотипов. Влияние мнения и установок сверстников. Y ЭТАП Закрепление 1. Пол будущего ребенка за висит от –………(отца) 2. Соотношение полов поддерживается в пропорции –…….(1:1) 3. Если генотип особи ХО, то пол человека -……... (жен.)Данное отклонение получило название синдрома…………( синдром Тернера –Шерешевского) 4. Если генотип особи ХХУ, то фенотипический пол будет ……….(муж) Данное отклонение получило название …….(синдром Клайнфельтера) 5. Из первичной почки у зародыша формируются протоки ……………(мюллеровы и вольфовы) 6. В женском организме атрофируются ………. (вольфовы) протоки и развиваются ………(мюллеровы) 7. В мужском организме атрофируются ………(мюллеровы) протоки и развиваются……….(вольфовы). 8. Женскими гормонами являются …………..(эстроген, прогестерон) 9. Мужскими гормонами являются ……………(антимюллеровый гормон, тестостерон) 10. Если у особи с хромосомным полом ХУ не вырабатывается ………..(антимюллеровый) гормон, то фенотип особи развивается по ……….. (женскому) типу. Это отклонение получило название……. (синдром Морриса) YI ЭТАП Домашнее задание | |
Просмотров: 1382 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|