Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

законы физики и организм человека
Преподаватели физики и биологии: Ковинская Г.В., Гармашова Ю.А, КГУ «ИТК№1, г.Атбасар, Атбасарский район»
Час занимательной физики и биологии: «Законы физики и организм человека»
«Образованный человек это тот,
который знает где найти то, чего он не знает»

из выступления Н. А. Назарбаева
ЗАДАЧИ:
1. реализация межпредметных связей с учебными дисциплинами: биология и физика; продолжить формирование научного мировоззрения студентов посредством развития представления о единстве мира, о многообразии процессов в природе;
2. развивать интерес к предметам биология и физика; развивать умения проводить физические опыты; формировать навыки работы с медицинскими приборами;
3. воспитывать заинтересованность в знаниях, любознательность, собранность

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, слайды, прибор для измерения давления

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель физики: Очень часто при проведении урока приходится слышать, «зачем нам нужна физика?», «зачем нам нужна биология?». Сегодня при проведении часа занимательной физики и биологии, т.е. биофизики, мы попытаемся ответить на эти вопросы. (обратите внимание на эпиграф мероприятия, он взят из выступления Президента «Казахстан на пути к обществу знаний»
Учитель биологии: все естественные науки используют законы физики. В этом мы сегодня убедимся. Законы физики едины и применимы к живому организму, в частности к организму человека.
Физические методы исследования ученые применяют в биологии, медицине, бионике. Сегодня мы изучим небольшой аспект биофизических связей, а помогут нам в этом группа экспертов: физики и биологи.
А чтобы сегодняшняя работа была, плодотворной, мы вывели следующую формулу успеха:
КПД = E + F + A + V + U + q + v + p=100%
что означает: всю свою внутреннюю энергию, силу мышц, работу мозга, емкость легких, напряжение зрения, заряд сердца, скорость мысли и плотность памяти - за высокий КПД работы нашего мероприятия..

Учитель физики: Основной закон природы – закон сохранения и превращения энергии. Он применим и для живых организмов. Майер первым его сформулировал с позиций врача – естествоиспытателя.
Какие же превращения энергии происходят в живых организмах?
1. Химическая энергия в электрическую(нервные клетки)
2. Звуковая энергия в электрическую(внутреннее ухо)
3. Световая энергия в электрическую(сетчатка глаза)
4. Химическая энергия в механическую (мышечные клетки)
5. Химическая энергия в электрическую (органы куса и обоняния)

Учитель биологии:
Одним из основных органов нашего тела является сердце, вернее насос. Как оно устроено и работает расскажут биологи.
Биологи:
Сердце удивительный орган, ученые сравнивают сердце с уникальным насосом, который неутомимо работает в течении всей жизни без остановки и ремонта. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращают кровь в правую половину. Сердце прокачивает за 1с около 0,1л крови, а за один год 3*106л. . Почему же оно не устает?

Физики: строение насоса
Наше сердце – это насос, устройство которого можно сравнить с работой поршневого жидкостного насоса.
Насос состоит из цилиндра, внутри которого ходит вверх и вниз плотно прилегающий к стенкам поршень 1. В нижней части цилиндра и в самом поршне установлены клапаны 2, открывающиеся только вверх. При движении поршня вверх вода под действием атмосферного давления входит в трубу, поднимает нижний клапан и движется за поршнем.
При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем, давит на нижний клапан, он закрывается. Одновременно под давлением воды открывается клапан внутри поршня, и вода переходит в пространство над поршнем. При последующем движении поршня вверх вместе с ним поднимается и находящаяся над ним вода, которая и выливается в отводящую трубу. Одновременно за поршнем поднимается новая порция воды, которая при последующем опускании поршня окажется над ним и т.д.
Учитель биологии
Каждый из нас много раз слышал фразу «кровяное давление», нередко прибегал к услугам мед работника и измерял свое кровяное давление. Слово предоставляем нашим экспертам.
БИОЛОГИ (Слайд)
Кровяное давление создается сердечными сокращениями и сопротивлением стенок сосудов.
Способ определения кровяного давления был предложен российским врачом Н. С. Коротковым в 1905 году во время русско-японской войны. Сейчас этот способ носит его имя. Манжетку надевают на плечо, с помощью груши накачивают воздух. Фонендоскоп прикладывают к месту локтевого сгиба, там, где проходит плечевая артерия.
Давление в манжетке выше кровяного давления в артерии. Звуков не слышно.
Открываем винт груши и слышим удары. Первый – это максимальное (верхнее) давление, которое вызвано сокращением желудочков сердца. Последний – минимальное (нижнее) давление, при расслаблении желудочков.

16-15 лет Р = 110 - 126 мм.рт.ст.

60 лет Р = 135 - 140 мм.рт.ст.
Отклонение от нормы вызывает заболевание : - гипертонию,

- гипотонию.
Учитель биологии (Слайд)Ребёнка часто успокаивает просто сердцебиение матери. Не вызывает сомнения, что сердцебиение матери – часть системы, поддерживающей его жизнедеятельность. Ребёнок об этом, конечно, не знает; он знает только, что эти удары – одно из главных созвездий его вселенной. Под них он засыпает, просыпается, двигается, отдыхает. Это постоянное тук-тук становится для ребёнка символом спокойствия, безопасности и любви к нему. Пока оно звучит, ему хорошо.
Этот феномен был продемонстрирован в результате эксперимента, проводившегося несколько лет тому назад. Суть его состояла в том, что в детской комнате, где лежали новорожденные, включили запись сердцебиения человека. Результаты этого эксперимента превзошли все ожидания. В большинстве случаев дети, слушающие запись сердцебиения, “вели себя” лучше: они больше ели, быстрее прибавляли в весе, больше спали и лучше дышали, меньше плакали. Это происходило не потому, что за ними по-особому ухаживали, или у них были какие-то особенные родители или особенные врачи. Они просто слушали запись сердцебиения.
Учитель физики: сердце автоколебательная система. А разверстка автоколебаний это кардиограмма человека. (Слайд)
Учитель биологии: Вы знаете что температура тела человека 36,50 С – это нормальная температура. Для терморегуляции организма важную роль играет потоотделение. Оно обеспечивает постоянство температуры тела человека.
Учитель физики. Испарение вылет молекул из жидкости в газ. Испарение – наиболее легко регулируемый способ уменьшения внутренней энергии. Поэтому испарение и конденсация должны играть большую роль в жизнедеятельности человека и животных. (Слайд)
Ребята, вы хорошо знаете, что когда жарко, человек потеет и наоборот, выходя из воды, даже в жаркий день вы чувствуете холод. Почему?
Ответы : уч- ся.

Учитель биологии. Когда жарко человек потеет это хорошо. Для терморегуляции организма человека важную роль играет потоотделение. Влага, содержащаяся в организме человека, во время жары через поры в эпителии выходят наружу. Потоотделении обеспечивает постоянство температуры тела человека. За счет испарения пота уменьшается внутренняя энергия тела, благодаря этому организм охлаждается. Получается потея, мы спасаем себя от перегрева организма .
Учитель физики

V- испарения


Род жидкости t S ветер

Процесс испарения будет зависеть от условий среды, т.е. от влажности окружающего воздуха, нормальной считается влажность воздуха 40-60%
Учитель биологии. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем тело человека, то происходит усиленное потоотделение. Обильное выделение пота ведет к осложнению организма, помогает работать в условиях высокой температуры. Если же влажность окружающего воздуха высока – более 70% то жить и работать становиться тяжело (влажные тропики, красильные цеха завода). Если влажность меньше 40% при нормальной температуре воздуха, это приводит к усиленной потере влаги организмом, что ведет к обезвоживанию (пустыни, металлургические заводы). Очень интересна роль испарения у животных и птиц. Послушаем сообщения биологов.
БИОЛОГИ «Роль процесса испарения у животных и птиц” (Слайд)
Известно, что верблюд может не пить 2 недели. Верблюд почти не потеет даже в сорокаградусную жару. Его тело покрыто густой шерстью – шерсть спасает от перегрева и препятствует испарению влаги в организме. Верблюд никогда, даже в самый зной, не раскрывает рта: ведь со слизистой оболочки ротовой полости, если широко открыть рот, испаряется много воды. Частота дыхания верблюда очень низка – 8 раз в минуту. За счёт этого меньше воды уходит из организма с воздухом. Кроме того, температура тела верблюда понижается ночью до 34 градусов, а днём в жару повышена до 41 градуса. Это очень важно для экономии воды. У верблюда имеется очень важное приспособление для сохранения воды впрок. Известно, что из жира, когда он “сгорает” в организме, получается много воды – 107 г. из жира массой 100г. Таким образом, из своих горбов верблюд может извлечь воду массой до 50 кг.
Для уравновешивания неизбежной потери воды за счёт испарения многие животные всасывают её через покровы тела в жидком или газообразном состоянии (амфибии, насекомые, клещи). В теплорегуляции птиц большую роль играют воздушные мешки. В жаркое время с поверхности воздушных мешков испаряется влага, что способствует охлаждению организма. В связи с этим в жаркую погоду птица открывает клюв.
Учитель физики: Еще раз, рассмотрев тему испарения, мы узнали, какую большую роль играет испарение в жизни растений и животных, как это важно для человека. Давайте теперь ответим на ряд вопросов.
1. почему в жару собаки высовывают язык?
2. почему фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на ломтики?
3. почему палец, смоченный в эфире, будет ощущать холод?
4. подуйте на тыльную сторону ладони, а теперь подышите. Что чувствуете ?
5. почему в жару не надо носить кожаную, синтетическую одежду?
Объясните. (Слайд)
Учитель физики: Глаз иногда по праву называют живым фотоаппаратом, т.к. оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата. Что же представляет глаз человека(не только человека?)

Учитель биологии: Строение глаза (слайд). Глаз имеет почти шарообразную форму. Диаметр глазного яблока-25 мм.
Защитная оболочка – склера(1)
Роговица(10) – прозрачна, (7) – радужная оболочка,(5)- водянистая жидкость, (6) – зрачок, хрусталик- (5), (4)- стекловидное тело

Учитель физики. Хрусталик по форме близок к двояковыпуклой линзе. Диаметр его 8-10мм.. , радиус кривизны передней поверхности в среднем 10см, а задней 6мм. Показатель преломления вещества 1,44. Свет, падающий на глаз, преломляется на передней поверхности глаза(роговица) на границе ее с воздухом, за тем проходя через хрусталик еще преломляется, затем в передней камере и стекловидном теле. Оптическая сила глаза 63дптр, благодаря чему на сетчатке глаза образуется действительное, уменьшенное и перевернутое изображение.

Учитель биологии. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком так и на дальнем расстоянии называется аккомодацией глаза. Расстояние наилучшего зрения, при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения – 25 см. это нужно учитывать, когда пишите, шьете, читаете и т.д.
Есть недостатки зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Учитель физики. Для устранения недостатков зрения применяются очки.
У близоруких людей изображение предметов получается впереди сетчатки, для этого в очках применяют рассеивающую линзу., а для людей страдающих дальнозоркостью необходимо использовать собирающую линзу в очках.
Изобретение очков явилось великим благом для людей имеющих недостатки зрения. Когда появилось это благо расскажут физики.
ФИЗИКИ (Слайд)
«Коротко об очках»
Очки появились давно. На гравюрах и картинах с древними сюжетами нередко можно видеть людей в очках. Художники (15-17 веков) охотно изображали в очках знатных людей прошлого, чтобы придать им более внушительный, ученый вид. При археологических раскопках Помпеи и Тира находили обработанные куски стекла, напоминающие собой увеличительные линзы. Есть основания считать, что именно в Италии в конце 13 века появились первые очки. В России очки появились в конце 15 века. Вначале применялось только одно увеличительное стекло на длинной ручке. Их держали перед глазами или одевали на нос. Постепенно очки приобрели современный вид.
Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если человек, например, носит очки, оптическая сила которых -3 дптр, то значит он близорукий. В очках дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +3дптр. На протяжении жизни человеку рано или поздно приходится прибегать к помощи очков. Очки позволяют лучше видеть, они, словно удлиняют жизнь наших глаз и дают возможность большинству людей продолжить активную деятельность в пожилом возрасте.

Учитель биологии. Ребята, а какие глаза и как видят представители животного мира, с этой информацией нас познакомят эксперты

БИОЛОГИ
Веками, люди не имели никакого представления о том, что и как видят животные. Последние научные исследования открыли удивительный мир разнообразия зрения у братьев наших меньших. Многие животные видят мир в нечетких оттенках серого или в размытых и бледных цветах, другие же могут видеть в полной темноте и даже видеть те цвета, которые находятся за пределами видимого человеком спектра.
Вот удивительные факты о том, как видят животные.
У лошадей и похожих животных, таких как зебры, глаза расположены по бокам, у них периферийное зрение. Это служит им заблаговременным предупреждением о хищнике, и позволяет им сбежать, если это необходимо. Однако это преимущество имеет и свои изъяны. Из-за этого лошадь всегда видит два изображения и не может объединить их вместе, как человек. И хотя у лошадей лучше развито ночное зрение, чем у людей, их цветное зрение находится на достаточно низком уровне. Они видят оттенки синего и зеленого, но большую часть они видят в оттенках серого.
Ученые провели также эксперименты с курами и доказали, что они видят все цвета радуги, а вот собака не различает цветов. Для них что красный, что желтый – все едино. Слепые люди, бесстрашно следующие за собакой-поводырём, не подозревают, что, глядя на светофор, четвероногий поводырь не различает, какой там горит цвет -- красный или зелёный. Собака ориентируется по тому, как меняется яркость глазков светофора и как действуют окружающие её люди.
Быки и коровы вопреки распространённому представлению не различают красного цвета. Во время корриды быка раздражает вовсе не цвет мулеты, которой размахивает тореадор; его раздражает сам факт движения. Поскольку быки, похоже, ещё и близоруки, то мелькание тряпки они воспринимают как вызов своей особе со стороны неведомого им противника...
Ёж замечает лишь жёлто-коричневые тона, что не случайно: в этот цвет окрашены черви, излюбленная пища ежей. Мышь-полёвка различает жёлтый и красный цвета, ведь ей приходится отличать спелые, покрасневшие плоды от ещё незрелых.
Для кошачьего зрения недоступны красные и зелёные тона, окрашивающие листву, траву и плоды. Зато зрачки любого представителя этого семейства могут сильно расширяться, приспосабливаясь к любому освещению. Лунной ночью рысь, пума или наша домашняя кошка видят почти так же хорошо, как мы сами солнечным днём. Под их сетчаткой расположен особый светящийся слой клеток. Благодаря нему глаза кошек так таинственно мерцают в темноте. Кошки в темноте видят в 6 раз лучше, чем человек.
Впрочем, и нам есть чем гордиться! Пусть мы совсем не видим ультрафиолетовых лучей, плохо ориентируемся в темноте, но мир для нас и без этого прекрасен. Человеческий глаз содержит 123 миллиона палочек, отвечающих за чёрно-белое зрение, и семь миллионов колбочек (им мы обязаны цветовым зрением). Благодаря такому обилию цветочувствительных клеток наш глаз способен воспринимать около пяти миллионов цветовых оттенков -- тут уж ни одно животное не сравнится с нами.

Учитель физики: Вот мы и применили законы физической оптики к глазу. А сейчас мне бы хотелось поговорить еще об одной очень интересной величине – это сила трения. Именно она сопутствует любому движению в земных условиях. Она возникает при движении конькобежца при вращении педалей велосипеда, при движении одного тела по поверхности другого. Причины: шероховатость поверхностей, взаимное притяжение молекул.
(приведите примеры возникновения силы трения.)
Виды трения:
1)сила трения покоя
2)сила трения скольжения
3)сила трения качения
Примеры проявления трения покоя.
Груз удерживается на наклонной ленте транспортера, гвоздь вбитый в стену, человек удерживаемый в руке любой предмет. (Слайд)

Учитель биологии. Это вы хорошо подметили. Необходимо трение для хватательных органов. Обратите внимание на слайд. Интересна их форма: это либо щипцы, захватывающие предмет с двух сторон клешни у рака, кисти рук у человека, лапы у птиц), либо тяжи, огибающие его (хобот слона, тело змеи). В руке сочетается действие щипцов и полный охват: мягкая кожа ладони хорошо сцепляются с шероховатыми предметами, которые надо удержать.
У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания: усики растений ( вьюн, виноград) цепкие хвосты лазающих животных (обезьяны). Все они имеют форму, удобную для навивания, и шероховатую поверхность для увеличения трения.
Учитель физики: Сила трения покоя это та сила, которая мешает нам сдвинуть с места тяжелый предмет. Но если тело сдвинуть , то на движущее тело действует сила трения скольжения. А так как направление силы трения скольжения противоположно направлению движение тело, поэтому скорость тела уменьшается.

Учитель биологии: Значительное трение существенно для рабочих поверхностей органов движения. Необходимым условием перемещения является надежное «сцепление» между движущимся телом и опорой. Сцепление достигается либо заострениями на конечностях (когти, шипы), либо мелкими неровностями (щетинки, чешуйки, бугорки0. среди живых организмов распространены приспособления (щетина, чешуйки), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим при движении в противоположном направлении. На этом принципе основано движение рыб в воде. Или дождевого червя.

Учитель физики: (физический опыт) Приведем брусок в движении на поверхности воды и стола. Где легче?
Вывод: сила жидкого трения (или сопротивления) меньше, чем сухого трения. Именно поэтому смазка уменьшает силу трения между твердыми телами – трение перестает быть сухим.
Форма тела, при которой сила сопротивления мала, называется обтекаемой формой. (СЛАЙД)
Самолетам, подводным лодкам, снарядам, пулям, движущимся с большими скоростями в воздухе или в воде, стараются придать обтекаемую форму. Это помогает уменьшить силу сопротивления.

БИОЛОГИ Сила сопротивления в природе (Слайд)
Чтобы быстро двигаться в жидкой среде, тело должно иметь обтекаемую форму. Например, тело акулы явно такой формы. А тело окуня? Тоже обтекаемое, хотя окунь и не похож на акулу. Просто для той скорости, с которой плавает акула, хороша одна форма, а для той, с которой плавает окунь, - другая. И у сельди тело тоже обтекаемой формы, приспособленное для ее образа жизни. И у щуки то же самое.
Полюбуйтесь на этих красавцев на рисунках. (Слайд)
Все это разные виды рыб, и любая из них могла бы утверждать, что для ее образа жизни ее форма тела самая лучшая! И это действительно так.
Скорости многих рыб достигают десятки километров в час, например скорость голубой акулы, около 36 км/ч, а у дельфинов скорость ещё больше. Ученым недавно стало известно, как устроена кожа дельфинов, и почему они меняют свою кожу каждые 2 часа. Кожа дельфина обладает особым действием, позволяющим гасить турбулентность. Она состоит из двух слоев, внешнего, чрезвычайно эластичного, толщиной 1,5 мм, и внутреннего, плотного, толщиной 4 мм. Между этими слоями имеются выросты и шипы. Ниже расположены густо сплетенные волокна, пространство между которыми заполнено жиром. Кроме того, на коже дельфина постоянно имеется тонкий слой специальной смазки, вырабатываемой особыми железами.
Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно уменьшать трение при скольжении в воде, а потеря частиц кожи по всему телу создает в процессе движения водовороты воды, которые сглаживают трение. Скорость дельфина может достигать от 40 до 60 км/ч. Когда в 1960 году изготовили искусственную «дельфинью кожу» и обшили торпеду такой «кожей», то сопротивление уменьшилось на 60%

Учитель физики: Сила трения очень важна, не будь ее, предметы выскальзывали бы из рук, без нее человек не мог бы двигаться, она останавливает автомобили, но без трения они не могли бы начать движение. Трение как полезно, так и вредно.
Вопросы залу (Слайд)
1. Какое значение имеют упругие волосы на подушечках лап зайца?
2. Почему трудно удерживать в руках живую рыбу?
3. Для чего спортсменам при выполнении некоторых упражнений на снарядах ладони натирают магнезией?
4. Что играет роль смазки при проглатывании пищи?

БИОЛОГИ Прочность костей
Задумывались ли вы над удивительной прочностью костей животных, человека и птиц? При относительной легкости (особенно у птиц)кости оказываются способными противостоять огромным и притом разнообразным нагрузкам.
Все это объясняется очень рациональным, с точки зрения механики, строением костей.
Во-первых, прочность и легкость костей обусловлена их формой. В качестве примера отметим грудную кость птиц, имеющую тавровое сечение. Благодаря своей форме эта кость выдерживает сильный напор ветра, с которым встречается птица во время полета.
Во- вторых следует отметить особенность внутреннего строения пустотелых костей. Пересекающиеся линии на рисунке – эта система тонких внутренних перемычек. Поэтому, какие бы нагрузки не прикладывались, кость никогда не работает на излом, а только на сжатие и растяжение.
И в качестве примера приведем тазобедренную кость человека: поставленная вертикально, выдерживает груз массой 1,5 тонн (масса легкового автомобиля)
Кость гораздо проч¬нее гранита и бетона, которые считаются образцами прочности.
Мы сейчас подтвердили старую притчу:
Некто сказал камням:
- "Будьте человечны!"
На что камни ответили:
- "Для этого мы еще
Недостаточно камены»

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Прекрасной иллюстрацией прочности кости человека служит популярный вид спортивных упражнений - карате. Даже новичок в карате после недолгой тренировки сможет разбить голой рукой сначала один бру¬сок, а потом и несколько.
Карате возникло на острове Окинава. Завоевав в 17 веке остров, японцы отобрали у местных жителей все виды оружия, запретив его производство и импорт. Чтобы защитить себя, окинавцы разработа¬ли систему приемов борьбы с помощью пустой (кара) руки (те).

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
Каратист, в отличие от боксера, концентрирует свой удар на ма¬лом участке тела и в течение нескольких миллисекунд может передать в ударе мощность в несколько киловатт.
И сегодня мы пригласили известнейшего человека нашего колледжа, призера областных и межрегиональных соревнований Катохина Сергея.

Учитель биологии
В настоящее время развивается наука бионика (в переводе с греческого означает «живущий») – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа и структуры жизнедеятельности организмов.
С бионической архитектурой вас познакомит Алексей
ФИЗИКИ
Яркий пример архитектурно-строительной бионики — полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. Следующий пример бионики это создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Известная всем конструкция Эйфелевой башни ) основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера , и она напоминает по своему строению труб¬чатые кости человека: бедренную и берцовую. Для современной архи¬тектуры характерно внимание к лучшим образцам живой природы. Ведь современные требования - это прочность и легкость. Поэтому широкое применение получили решетчатые системы. Их прототипа¬ми являются системы прожилок листа дерева. На этой основе делают¬ся корзины, проволочный каркас абажура, изогнутая решетка балко¬на. Итальянский инженер Нерви использовал принцип строения лис¬та дерева для зала Туринской выставки, благодаря чему легкая конст¬рукция перекрывает без опор 98 -метровый пролет. Здание такого типа похоже на раковину или опрокинутую чашечку цветка.
Ребята а какие еще вы можете привести примеры связи физики и биологии (слух-звук).
Вывод: Ребята: наука - веление сегодняшнего дня. Сегодня мы вместе сделали попытку ,,навести мосты” между физикой и биологией. Современный человек сегодня должен развиваться эстетически, дружить с наукой, литературой, искусством.
Из всех наук, изучающих природу, главенствующее место принад¬лежат физике и биологии Все другие науки пользуются их терминологией, мето¬дами, приборами. Наша конференция показала торжество физичес¬ких идей в самых различных областях: механи¬ке и авиации, строительстве и архитектуре, медицине и физической культуре. Думаю, правильно будет сказать:
Биофизика - какая емкость слова!
Биофизика - для нас не просто звук.
Биофизика - опора и основа
Всех без исключения наук.
Категория: Биология | Добавил: iologist (2014-12-29) | Автор: приложение W
Просмотров: 2513 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru