Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Особенности деятельностно-ценностных образовательных технологий Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя . Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиции деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающих их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом: 1.Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (явно или неявно). Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленных на необходимые процессы полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – создавать для этого все необходимые условия. 2.Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причём таких, которые можно надёжно опознать). 3.Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения. 4.Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические блоки, модули и циклы, включающие в себя содержание учебного материала, способы деятельности по освоению и оценке, и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт». 5.Ориентация учащихся, цель которой – разъяснить основные принципы и способы обучения, контроля и оценки результатов, мотивировать учебную деятельность. 6.Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление отказаться от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные урок или циклы уроков, «погружение» и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различные сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. 7.Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трёх видах: а)входной – для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня; б)текущий или промежуточный – после каждого учебного элемента, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии учащихся (как правило, мягкий, по цепочке – контроль, взаимоконтроль, самоконтроль), заканчивающийся коррекцией усвоения; в)итоговый – чтобы оценить уровень усвоения. 8.Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами (в том числе разноуровневого характера) проводится тестирование и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки. | |
Просмотров: 1290 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|