Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Белки. Ферментативная роль белков.
Тема: Белки. Ферментативная роль белков.
Проблема: «Почему Ф. Энгельс считал, что жизнь есть способ существования белковых тел.»
Цель урока: изучение роли белков в клетке.
Эпиграф: «Самое удивительное в природе – это то, что мы можем ее понять» А. Эйнштейн
Задачи:
учебная – опираясь на знания из биологии человека, подвести учащихся к осмысленному пониманию роли белков в клетке, связи строения их с функциями, углубить знания о практической роли белков в жизни человека;
воспитательная – способствовать формированию научного мировоззрения учащихся;
развивающая – совершенствовать навыки наблюдений, анализа, творчески решать поставленные задачи.
Тип урока: систематизация имеющихся и усвоение новых знаний.
На доске:
термины: протеины – простые белки
протеиды – белки покровных и опорных тканей
ферменты – белковые катализаторы
катализ – изменение скорости химических реакций
субстраты – вещества, на которые действует фермент
оксидаза
гемоглобин
эритроциты
Таблица: Строение молекулы белка
Д/з: повтор § 5, 6, 7.

I этап
Актуализация опорных знаний.
1. Почему белки называют информационными полимерами?
2. Каков характер связи в первичной структуре белка?
3. Как образуется вторичная и третичная структура белка?
4. Что такое денатурация белка?
5. Каковы признаки химической реакции, от чего зависит ее скорость?
6. В каких отделах пищеварительной системы человека и под влиянием каких веществ происходит переваривание пищи (белков, жиров, углеводов)
II этап
Мотивация учения школьников.
Многие тысячелетия человечество волновала загадка жизни. Не в силах разрешить ее, ученые предположили, что живые тела отличаются от неживых наличием особой жизненной силы. Это идеалистическое учение предполагало, что жизненную силу в организмы вселяет сверхъестественное существо.
Успехи науки в 19 веке, открытие Ч. Дарвина закона эволюции органического мира поставили решение этой проблемы на материалистическую платформу. Они стали изучать материальные основы жизни.
Ф. Энгельс в книге «Анти-Дюринг» дал широко известное теперь определение жизни: « Жизнь есть способ существования белковых тел и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел…
Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе размножения, мы без исключения встречаем и явления жизни.»
Белок – неотъемлемая часть пищевого рациона человека. Недостаток белка приводит к замедлению умственного и физического развития. Особенно это опасно для детей.
Записи в тетради: тема, проблема урока, термины.
III этап
Достижение правильного восприятия и осмысления нового материала.
Часть цитаты:
… в живых клетках происходит постоянное самообновление химических составных частей.
Это самообновление осуществляется в ходе тысяч химических реакций, идущих в строгой последовательности. Из внешней среды в клетку поступают разнообразные вещества, в то же время другие вещества уходят из нее в окружающую среду. В одних «уголках» клетки происходит расщепление сложных веществ, в других – из простых молекул создаются полимеры, необходимые для жизни клетки и организма.
Все эти разнообразные реакции протекают при участии особых белков – ферментов.
Скорость реакции в присутствии фермента увеличивается в сотни тысяч, миллионы раз.
Опыт: если поместить белок в пробирку с водой, исключить попадание в нее микроорганизмов, то результатов реакции «белок+вода=аминокислоты» можно дождаться не менее чем через 100 лет. Расщепление белка до аминокислоты за 10-15 часов можно получить при кипячении его в 20% HCl. Если же в пробирку прибавить несколько капель фермента, процесс закончится за 50-80 минут. С помощью ферментов происходит расщепление других веществ.
Вывод: В присутствии ферментов осуществляются все жизненные процессы в клетке.
В высокоактивных клетках печени ~ 10 тыс.ферментов, в малоактивных жировых клетках ~ 800.
Опыт расщепление пероксида водорода в вареном картофеле и сыром.
В пробирках кусочки картофеля , прилив пероксид, с вареным ничего не происходит, в сыром: H2O2 ФЕРМЕНТ Н2О+О2 выделяются пузырьки кислорода.
Пероксид водорода постоянно образуется в клетке, обладает высокими окислительными свойствами. Избыточное его содержание губительно для клетки. Однако накопления H2O2 не происходит, так как в ней есть фермент, разлагающий его на воду и кислород.
IV этап
Осмысление закономерности результатов опыта.
Вопросы:
1. Почему не выделялись пузырьки газа при действии перекиси на мякоть вареного картофеля?
2. Причина выделения пузырьков при действии H2O2 на сырой картофель.
При нарушении строения фермента нарушается его функция.
Активный центр фермента.
Это определенное сочетание аминокислотных радикалов, расположенных на разных участках полипептидной цепи белковой молекулы. Такое сочетание возникает при образовании третичной структуры. Ферменты могут действовать на строго определенные вещества, так как структура активного центра фермента точно соответствует структуре субстрата, как замок и ключ, это создается в ходе взаимодействия. При нарушении третичной структуры изменяется конфигурация активного центра и фермент теряет каталитические свойства.
V этап
Изучение других функций белков.
Работа с таблицей.
Дополнения:
Строительная : или структурная. Из белков (и липидов) состоят мембраны клеток и их органоидов.
Двигательная: обеспечение движения – одно из проявлений жизненной активности.
Сигнальная: в поверхностную оболочку клетки входят белки, способные изменять свою форму под влиянием внешней среды (родопсин) .
Транспортная: обратимое присоединение различных веществ и перенос их.
Защитная: на чужеродные белки вырабатываются белки – антитела.
Энергетическая: при окислении белков выделяется энергия.
Почему Ф. Энгельс считал, что «Жизнь есть способ существования белковых тел»?
Многообразие белков и их функций. Все жизненно важные процессы в организме происходят только при наличии белков.
Области применения ферментного катализа
- в медицине: трипсин используется для лечения легких
- в животноводстве: обработка кормов ферментами повышает их усвояемость.
Презентация.
Области использования ферментного катализа
1. Кино и фото промышленность – для расщепления и удаления желатинового слоя.
2. Медицина – лекарственные препараты, питательные среды.
3. Пищевая промышленность – виноделие, производство сыров, колбас и т.д.
4. Текстильная и кожевенная промышленность – обработка льна, удаление волос и кожи.
5. Бумажная промышленность – обработка ценной бумаги.
6. Местная промышленность – стирка белья, химчистка.
7. Животноводство – изготовление и обработка кормов.
Категория: Биология | Добавил: Людмила3887 (2015-01-02) | Автор: Семёнова Людмила Михайловна E
Просмотров: 871 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru