Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
"Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей" Цели урока: Образовательные: обобщить знания учащихся об основных функциях опорно-двигательной системы, познакомить с классификацией костей; ознакомить с химическим строением кости, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опорной и защитной функций, изучить типы соединения костей. Воспитательные: продолжить формирование навыков работы с учебником и воспитание чувства ответственности за здоровье. Развивающие: продолжить развитие познавательной активности учащихся, формирование интереса к предмету Оборудование: Демонстрационное – скелет человека, таблицы с изображением соединения костей, диафильм “Типы соединения костей”, таблицы: “Строение костей”, “Череп человека”. Тип урока: Изучение нового материала. Ход урока I. Организационный момент: постановка целей и задач урока. II. Проверка домашнего задания (устный фронтальный опрос). 1. Проверка правильности заполнения таблицы “Конечности” (проверка д\задания в тетради). 2. Перечислите основные функции опорно-двигательной системы. 3. Из каких отделов состоит скелет человека? Какие кости составляют отдел? 4. Сколько костей в скелете, в позвоночнике? 5. Какие функции выполняют кости? 6. Искривление позвоночника, плоскостопие- причины? III. Изучение нового материала. Строение, состав и свойства костей. Учитель:Мы с вами продолжаем знакомиться с опорно-двигательной системой человека и сегодня на уроке познакомимся со строением и свойствами костей, типами их соединения. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте попробуем ответить на вопрос: Бедренная кость весит 1200 гр., несмотря на свой маленький вес, в горизонтальном положении она может выдержать груз около 1500 кг. Как вы думаете, почему кость, несмотря на свой маленький вес, может выдержать такую нагрузку? Для того чтобы ответить на этот вопрос, на станице 79 учебника найдите описание строения ткани костей (обратите внимание на рис. стр. 45 учебника). Докажите, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани. После самостоятельной работы с учебником учащиеся приходят к выводу, что в состав костной ткани входят соли: Ca, Mg, P, Na, т.е. неорганические вещества, которые придают костям прочность, твёрдость, а также костная ткань является своеобразным складом минеральных веществ организма. Учащиеся делают вывод, что бедренная кость может выдержать большой груз, т.к. она является твёрдой соединительной тканью, обладает прочностью и твёрдостью. Учитель: Подводя итог вышесказанного о составе костной ткани, заполняем схему на доске (учащиеся записывают в тетрадях данную схему). Химический состав костной ткани Органические вещества Неорганические вещества придают костям твёрдость +упругость = прочность. Эти вещества составляют 1\3 костной ткани придают костям твёрдость составляют 2\3 части костной ткани. Соли углекислого и . фосфорнокислого кальция и вода занимают около 20% массы костей. Учитель:Важную роль в костной ткани играют компактное и губчатое вещества, которые придают костям прочность, гибкость и сравнительную мягкость. На основании вышесказанного учащиеся делают вывод, что: Органические и неорганические вещества, которые входят в состав костной ткани придают им гибкость и упругость. Бедренная кость, благодаря перечисленным свойствам костной ткани, обладает способностью выдерживать такой большой груз. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани, для которой характерно сильное развитие межклеточного вещества. Учитель:Кости организма человека делятся на следующие типы: а) трубчатые (кости конечностей); б) плоские (рёбра, грудина, тазовые кости, кости черепа); в) смешанные ( позвонки) Учитель:Вопрос: Чем отличаются кости друг от друга? Заполните схему. Типы костей По строению По длине Ткани Преобладающий тип костной Костный мозг Рост в длину , Рост в ширину 1. Средняя часть трубчатых костей имеет вид трубки с полостью внутри, заполненной костным мозгом. 2. Концы трубчатых костей не имеют полости. 3. Трубчатые кости прочны и способны выдерживать большую физическую нагрузку. 4. Полость внутри этих костей значительно уменьшает их массу. 5. Губчатые кости состоят из губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу, и состоят из двух пластин плотного и тонкой пластинки губчатого вещества. Учитель:Ребята, та часть трубчатой кости, которую вы назвали средней частью, это диафиз, он полый внутри и заполнен желтым костным мозгом. Снаружи диафиз покрыт надкостницей, которая пронизана нервами и кровеносными сосудами. Головки трубчатых костей (две головки) - эпифизы, они образованы губчатым костным веществом, который содержит красный костный мозг. Головки снаружи покрыты суставным хрящом. Учащиеся делают вывод: Кости отличаются друг от друга не только по форме и размерам, но и месторасположению и строению. Физ минутка Вращение головой, в плечевом суставе, в локтевом, в коленном и т.д. Вопрос: За счет чего мы легко можем выполнять любые движения руками, ногами, головой? Какие соединения костей нам позволяют это сделать? Учитель:Кости человека растут в длину и толщину. Давайте попытаемся ответить на вопрос: Как происходит рост костей в длину и толщину? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте абзац “Строение кости”, стр. 79. После самостоятельной работы с учебником учащиеся приходят к выводу: Рост костей в толщину происходит за счёт клеток надкостницы, расположенных в средней части трубчатых костей. Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста, находящихся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью. Учащиеся дополняют свои ответы, что полное формирование опорно-двигательной системы завершается к 22-25 годам. Проблемный вопрос: Почему при сильном бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе, а во время футбольного матча нога не отрывается в тазобедренном суставе? Чтобы ответить на проблемный вопрос, мы с вами посмотрим диафильм: “Соединение костей”. Вопросы к диафильму: 1. Каково строение сустава? 2. Какие существуют типы соединения костей, перечислите их. 3. Покажите приспособленность соединения костей к выполняемым функциям. После просмотра видеофильма учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы: 1. Различают 3 типа соединения костей: - подвижное; - полуподвижное; - неподвижное; 2. Называют приспособленность соединения костей к выполняемым функциям на примере суставов (плечевого и тазобедренного). 3. Охарактеризовав строение сустава, учащиеся отметили, что подвижность конечностей обеспечивается тем, что на одной из сочленяющихся костей находится суставная впадина, куда входит головка другой кости, головка и суставная впадина по своим размерам и формам соответствуют друг другу. Учитель: Из выше сказанного следует сделать вывод (демонстрируя на скелете): 1. Неподвижное соединение костей характерно для костей черепа, таза, крестцово- копчиковых позвонков. Неподвижное соединение кости образуют путём срастания между собой. 2. Полуподвижное соединение характерно для позвонков и лонной кости, при этом они соединяются между собой хрящевыми прокладками, обладающими упругостью и эластичностью 3. Подвижное соединение – сустав, где имеется суставная сумка (впадина) и головка, самые подвижные суставы – плечевой и тазобедренный. Всё сказанное можно представить в виде схемы Закрепление новой темы: Диктант (выполняется на листочках). Задания на доске: В состав костной ткани входят … 1. Кости растут в длину и толщину за счёт … 2. Различают 3 типа соединения костей … 3. Костная ткань является разновидностью … Итог урока. Чему научились,что нового узнали на уроке, Что хотели бы еще узнать? Выставление оценок. Д\з п. 23, изучить рис. 45, 46 учебника. Таблица на стр 81 | |
Просмотров: 1549 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|