Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Большой и малый круги кровообращения
Урок № 39
Тема урока: «Большой и малый круги кровообращения»
Цель урока: раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови. Особенности строения органов кровообращения в связи сих функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
Образовательные:
• сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения,
• раскрыть понятие «Кровообращение»,
• особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями,
Развивающие:
• развивать интерес к предмету,
• развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы,
расширение кругозора;
• развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов синтез определений понятий; обобщение материала и формулирование выводов).
• развивать учебную мотивацию, стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям.
• развивать коммуникативные способности учащихся, умение вести дискуссию.
Воспитательные:
• развивать познавательные интересы, навыки работы с учебным материалом,
• разъяснять школьникам значение физических упражнений и рационального питания, для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
• убеждать учащихся в опасности курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Оборудование.
Таблицы:«Строение сердца», «Схема кровообращения», «Кровеносная система» ,набор карточек для взаимопроверки в парах
Ход урока
1 Актуализация знаний.
1. Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая);
2. В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система - кровь движется только по сосудам);
3. Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах позвоночных животных? (появление малого (легочного) круга кровообращения в связи с выходом животных на сушу).
2 Изучение нового материала.
Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.
1. Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения:
1. В каком отделе сердца он начинается?
2. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
3. В каких происходит газообмен?
4. По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?

Составление схемы БКК:

левый желудочек аорта артерии
капилляры органов

правое предсердие (верхняя полая, нижняя полая) вены

2. Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.

На рис. 51 учебника найдите малый круг кровообращения:
1. Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?
2. Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде?
3. Что происходит с легочной артерией в легких?
4. Где происходит превращение венозной крови в артериальную?
5. По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?
Составление схемы МКК:

правый желудочек легочные артерии (венозная кровь!) капилляры легких

левое предсердие легочные вены (артериальная кровь)

Лабораторная работа № 11
Тема: «последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов».
Цель: выяснить работу венозных клапанов
Оборудование:
Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу, в ходе которой они узнают о функциях венозных клапанов. Предварительные пояснения.
Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены , по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови.
Ход опыта:
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол.
Ответьте на вопросы:
Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?
В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?
Обсуждение результатов выполненной работы.
Круги кровообращения.
Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединенных с сердцем, – малому и большому кругам кровообращения.
Проанализируйте увиденное в следующем видеоролике.
На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения.
В каком отделе сердца он начинается?
Куда кровь поступает из левого желудочка?
Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?
По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
В каких сосудах происходит газообмен?
По каким сосудам и в какой отдел сердца происходит поступление крови?
Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная? (В легочной артерии – венозная кровь, а в легочных венах – артериальная).
Какую кровь называют артериальной, а какую венозной? Какие изменения происходят:
а) в малом круге кровообращения;
б) в большом круге кровообращения?
Закрепление материала.
Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке. Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________. Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.
Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через ________ в ____________.
По большому кругу кровь проходит за ________. По артериям большого круга течет ________ кровь, по венам - __________ кровь. В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по венам ________ кровь.
Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга:
«5» - полностью справился с заданием;
«4» - выполнил задание с 2 ошибками;
«3» - выполнил задание с 3 ошибками;
«2» - не справился с заданием, много ошибок.

Домашнее задание.
Параграф 21. Творческие задания:
1. В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
2. Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?
Категория: Биология | Добавил: Лилит (2015-01-13) | Автор: Акопян Лилит Саятовна E
Просмотров: 1836 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru