Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок № 39 Тема урока: «Большой и малый круги кровообращения» Цель урока: раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови. Особенности строения органов кровообращения в связи сих функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения. Тип урока: комбинированный Задачи: Образовательные: • сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения, • раскрыть понятие «Кровообращение», • особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, Развивающие: • развивать интерес к предмету, • развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора; • развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов синтез определений понятий; обобщение материала и формулирование выводов). • развивать учебную мотивацию, стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям. • развивать коммуникативные способности учащихся, умение вести дискуссию. Воспитательные: • развивать познавательные интересы, навыки работы с учебным материалом, • разъяснять школьникам значение физических упражнений и рационального питания, для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. • убеждать учащихся в опасности курения, употребления алкоголя и наркотиков. Оборудование. Таблицы:«Строение сердца», «Схема кровообращения», «Кровеносная система» ,набор карточек для взаимопроверки в парах Ход урока 1 Актуализация знаний. 1. Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая); 2. В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система - кровь движется только по сосудам); 3. Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах позвоночных животных? (появление малого (легочного) круга кровообращения в связи с выходом животных на сушу). 2 Изучение нового материала. Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время. 1. Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей. На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения: 1. В каком отделе сердца он начинается? 2. По каким сосудам кровь поступает к органам тела? 3. В каких происходит газообмен? 4. По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие? Составление схемы БКК: левый желудочек аорта артерии капилляры органов правое предсердие (верхняя полая, нижняя полая) вены 2. Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет. На рис. 51 учебника найдите малый круг кровообращения: 1. Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие? 2. Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде? 3. Что происходит с легочной артерией в легких? 4. Где происходит превращение венозной крови в артериальную? 5. По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце? Составление схемы МКК: правый желудочек легочные артерии (венозная кровь!) капилляры легких левое предсердие легочные вены (артериальная кровь) Лабораторная работа № 11 Тема: «последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов». Цель: выяснить работу венозных клапанов Оборудование: Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу, в ходе которой они узнают о функциях венозных клапанов. Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены , по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие. Клапаны препятствуют обратному току крови. Ход опыта: Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Ответьте на вопросы: Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты? Обсуждение результатов выполненной работы. Круги кровообращения. Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединенных с сердцем, – малому и большому кругам кровообращения. Проанализируйте увиденное в следующем видеоролике. На рис. 51 учебника найдите большой круг кровообращения. В каком отделе сердца он начинается? Куда кровь поступает из левого желудочка? Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения? По каким сосудам кровь поступает к органам тела? В каких сосудах происходит газообмен? По каким сосудам и в какой отдел сердца происходит поступление крови? Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная? (В легочной артерии – венозная кровь, а в легочных венах – артериальная). Какую кровь называют артериальной, а какую венозной? Какие изменения происходят: а) в малом круге кровообращения; б) в большом круге кровообращения? Закрепление материала. Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова. Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке. Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________. Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие. Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова. Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через ________ в ____________. По большому кругу кровь проходит за ________. По артериям большого круга течет ________ кровь, по венам - __________ кровь. В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по венам ________ кровь. Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга: «5» - полностью справился с заданием; «4» - выполнил задание с 2 ошибками; «3» - выполнил задание с 3 ошибками; «2» - не справился с заданием, много ошибок. Домашнее задание. Параграф 21. Творческие задания: 1. В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов? 2. Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость? | |
Просмотров: 1836 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|