Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

урок биологии, 8 класс "Щитовидная железа"
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

Нагибаева Фатима Гапаровна,
учитель биологии КГУ
«Школа-Лицей города Зыряновска»

ТЕМА: «Щитовидная железа и функции ее гормонов». Болезни, при нарушении функции щитовидной железы. Меры профилактики.
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с особенностями строения щитовидной железы, ее функциями, показать роль гормонов щитовидной железы в обменных процессах организма человека, рассмотреть заболевания, связанные с нарушением деятельности щитовидной железы, с мерами профилактики заболеваний щитовидной железы в РК.
Развивающая:
Развивать умения учащихся распознавать местоположение желез в организме, делать сравнения, обобщения, выводы, развивать познавательные интересы учащихся, навыки самостоятельности и самоконтроля.
Воспитательная:
Способствовать гигиеническому воспитанию учащихся, формированию ЗОЖ

Методы организации научно-познавательной деятельности:
словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельной учебной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (ролевая игра)
Методы контроля за эффективностью УПД.
Принципы обучения:
научности, системности, последовательности, доступности, стимулирования, прочности.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы.
Оборудование:
презентация, таблицы, карточки

Ход урока:
1 Вводно-разъяснительная часть
Психологический настрой учащихся, создание комфортной обстановки. Обращение учителя к ученикам: «Я очень хочу, чтобы этот урок прошел в хорошей и теплой обстановке. Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу только теплые слова и здоровья. (Учитель обращается к рядом стоящему ученику, ученик к другому ученику…). Я надеюсь, что то тепло, которое каждый отдал и получил мы сможем пронести через весь урок"
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали, какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов.
Сегодня мы продолжим изучать железы нашего организма, познакомимся более подробно с железами внутренней секреции.
Перед вами, ребята, стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ.
Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала давайте повторим пройденный материал.
Некоторые из учащихся получают задания для индивидуальной работы.
Задание №1
1.Дайте характеристику слюнным железам по плану:
расположение в организме
значение
выделяемые биологически активные вещества

Задание №2
1. Дайте характеристику потовым железам по плану :
расположение в организме
значение
выделяемые вещества
2.Какое значение имеют гормоны?

Задание №3
1.Опишите поджелудочную железу по плану:
расположение в организме
значение
выделяемые вещества
2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции?

Фронтальный опрос.
1 Какие органы образуют эндокринную систему?
2Дайте характеристику железам внутренней секреции, внешней секреции.
3 В чем отличие желез внутренней секреции от внешней?
4 Дайте характеристику гормонам.

Работа у доски.
Распределите железы по группам и объясните принцип их распределения.
(на доске записаны железы: гипофиз, поджелудочная железа, сальные железы, эпифиз, щитовидная железа, половые железы, потовые железы, надпочечники, слюнные железы).

Учитель: «Среди данных названий есть название железы внутренней секреции, расположенная в области щитовидного хряща, которую мы сегодня на уроке будем изучать»
Итак, тема нашего урока «Щитовидная железа».
Откройте тетради и запишите тему урока.
(На экране проектора появляется название темы урока.)

2 Обучающе-развивающая часть урока

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА.
На экране проектора изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение. По рисунку на слайде определите ее местонахождение, происхождение ее названия. Прочитав текст учебника дополните: ее размеры, форма, выделяемые гормоны, их значение.
Работа в группах. Составление кластера «Болезни связанные с нарушениями функции щитовидной железы». Учащиеся используют текст учебника, на экране проектора появляется изображение больного зобом, микседемой, базедовой болезнью. Учащиеся должны определить причину болезни, ее симптомы, меры профилактики.
Далее идет обсуждение.
3 Закрепительно-коррекционная часть
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Поиграем в ролевую игру «На приеме у эндокринолога». Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Я – врач, а вы – студенты медицинского института. Врач советуется с вами о выставлении диагноза и назначении лечения. Вы записываете свое решение в таблицу, а затем сверяем с назначениями врача.
ИГРА.
Врач:
- Вчера листал книгу репродукций картин художников времен Рубенса. Поразило то, что в его времена было пиком красоты женщины с признаками болезни: худощавость, бледность, выпуклые глаза. (ПОКАЗЫВАЕТ РЕПРОДУКЦИИ на слайде). Да, здоровая она была бы красивее. Как определить признаки заболеваний щитовидной железы? В чем их причина? Как от них излечиться? (по внешнему виду. Большое поступление гормона тироксина. Назначить препарат, подавляющий выработку гормона).
Следующий слайд – ребенок, больной кретинизмом. Врач: осмотрите этого ребенка, поставьте ему диагноз.
Следующий слайд - женщина с эндемическим зобом. Назовите причину увеличения железы, как можно вылечить женщину.
Врач:В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту… Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка?
Врач:Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем)
Врач: Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ… Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается… В заключение хочется привести древнее китайское изречение: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».
2.Решение творческих задач.
Задача №1.
По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.
А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.
(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б.Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.
(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

3.Ещё по одной задаче команды получают с карточкой-заданием

- Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции.
1.Действие гормонов на органы
2.Действие гормонов на клетки-мишени
3.Активность гормонов
4.Роль гормонов в гомеостазе

4 контрольно-оценивающая часть:
Подведение итогов урока, выставление оценок
Рефлексия: метод «пяти пальцев»
Домашнее задание.
Для мотивированных учащихся провести мини исследование «Почему в ВКО в пищу необходимо использовать йодированную соль?», остальным параграф учебника.
Категория: Биология | Добавил: fatimahamraeva (2015-01-14) E
Просмотров: 2820 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru