Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ. Нагибаева Фатима Гапаровна, учитель биологии КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска» ТЕМА: «Щитовидная железа и функции ее гормонов». Болезни, при нарушении функции щитовидной железы. Меры профилактики. Триединая дидактическая цель урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения щитовидной железы, ее функциями, показать роль гормонов щитовидной железы в обменных процессах организма человека, рассмотреть заболевания, связанные с нарушением деятельности щитовидной железы, с мерами профилактики заболеваний щитовидной железы в РК. Развивающая: Развивать умения учащихся распознавать местоположение желез в организме, делать сравнения, обобщения, выводы, развивать познавательные интересы учащихся, навыки самостоятельности и самоконтроля. Воспитательная: Способствовать гигиеническому воспитанию учащихся, формированию ЗОЖ Методы организации научно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельной учебной деятельности. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (ролевая игра) Методы контроля за эффективностью УПД. Принципы обучения: научности, системности, последовательности, доступности, стимулирования, прочности. ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы. Оборудование: презентация, таблицы, карточки Ход урока: 1 Вводно-разъяснительная часть Психологический настрой учащихся, создание комфортной обстановки. Обращение учителя к ученикам: «Я очень хочу, чтобы этот урок прошел в хорошей и теплой обстановке. Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу только теплые слова и здоровья. (Учитель обращается к рядом стоящему ученику, ученик к другому ученику…). Я надеюсь, что то тепло, которое каждый отдал и получил мы сможем пронести через весь урок" Актуализация опорных знаний. - Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали, какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов. Сегодня мы продолжим изучать железы нашего организма, познакомимся более подробно с железами внутренней секреции. Перед вами, ребята, стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ. Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала давайте повторим пройденный материал. Некоторые из учащихся получают задания для индивидуальной работы. Задание №1 1.Дайте характеристику слюнным железам по плану: расположение в организме значение выделяемые биологически активные вещества Задание №2 1. Дайте характеристику потовым железам по плану : расположение в организме значение выделяемые вещества 2.Какое значение имеют гормоны? Задание №3 1.Опишите поджелудочную железу по плану: расположение в организме значение выделяемые вещества 2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции? Фронтальный опрос. 1 Какие органы образуют эндокринную систему? 2Дайте характеристику железам внутренней секреции, внешней секреции. 3 В чем отличие желез внутренней секреции от внешней? 4 Дайте характеристику гормонам. Работа у доски. Распределите железы по группам и объясните принцип их распределения. (на доске записаны железы: гипофиз, поджелудочная железа, сальные железы, эпифиз, щитовидная железа, половые железы, потовые железы, надпочечники, слюнные железы). Учитель: «Среди данных названий есть название железы внутренней секреции, расположенная в области щитовидного хряща, которую мы сегодня на уроке будем изучать» Итак, тема нашего урока «Щитовидная железа». Откройте тетради и запишите тему урока. (На экране проектора появляется название темы урока.) 2 Обучающе-развивающая часть урока ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА. На экране проектора изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение. По рисунку на слайде определите ее местонахождение, происхождение ее названия. Прочитав текст учебника дополните: ее размеры, форма, выделяемые гормоны, их значение. Работа в группах. Составление кластера «Болезни связанные с нарушениями функции щитовидной железы». Учащиеся используют текст учебника, на экране проектора появляется изображение больного зобом, микседемой, базедовой болезнью. Учащиеся должны определить причину болезни, ее симптомы, меры профилактики. Далее идет обсуждение. 3 Закрепительно-коррекционная часть ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. Поиграем в ролевую игру «На приеме у эндокринолога». Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Я – врач, а вы – студенты медицинского института. Врач советуется с вами о выставлении диагноза и назначении лечения. Вы записываете свое решение в таблицу, а затем сверяем с назначениями врача. ИГРА. Врач: - Вчера листал книгу репродукций картин художников времен Рубенса. Поразило то, что в его времена было пиком красоты женщины с признаками болезни: худощавость, бледность, выпуклые глаза. (ПОКАЗЫВАЕТ РЕПРОДУКЦИИ на слайде). Да, здоровая она была бы красивее. Как определить признаки заболеваний щитовидной железы? В чем их причина? Как от них излечиться? (по внешнему виду. Большое поступление гормона тироксина. Назначить препарат, подавляющий выработку гормона). Следующий слайд – ребенок, больной кретинизмом. Врач: осмотрите этого ребенка, поставьте ему диагноз. Следующий слайд - женщина с эндемическим зобом. Назовите причину увеличения железы, как можно вылечить женщину. Врач:В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту… Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка? Врач:Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем) Врач: Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ… Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается… В заключение хочется привести древнее китайское изречение: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». 2.Решение творческих задач. Задача №1. По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток. А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен. (ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы) Б.Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт. (ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы). 3.Ещё по одной задаче команды получают с карточкой-заданием - Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции. 1.Действие гормонов на органы 2.Действие гормонов на клетки-мишени 3.Активность гормонов 4.Роль гормонов в гомеостазе 4 контрольно-оценивающая часть: Подведение итогов урока, выставление оценок Рефлексия: метод «пяти пальцев» Домашнее задание. Для мотивированных учащихся провести мини исследование «Почему в ВКО в пищу необходимо использовать йодированную соль?», остальным параграф учебника. | |
Просмотров: 2820 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|