Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок в 8 классе: "Обмен веществ и энергии в организме человека"
Валентина Николаевна Щёголева,
Северо-Казахстанская область
Мамлютский район
Новомихайловская средняя школа
учитель биологии

Урок в 8 классе по теме:

«Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования»

Цель урока: познакомиться с обменом веществ и энергии, его значением для организма человека
Задачи:
- Познакомиться с понятием обмена веществ и энергии.
- Узнать о биологических особенностях превращения в организме белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей.
- Ввести определения: обмен веществ, энергетический и пластический обмен.
- Выяснить значения обмена веществ для организма человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и методические приемы: стратегии «ЗХУ», «Мозговой штурм», «Кару-сель», «Мы».
Форма работы: работа в группе.
Оборудование: презентация «Обмен веществ и энергии в организме человека», фломастеры, лист бумаги А1, оценочные листы, карточки с заданиями
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие.
2.Активизация познавательной деятельности.
Определение темы урока.
/ просмотр фрагмента фильма/
Что мы будем сегодня делать на уроке?
Цель: познакомиться с обменом веществ и энергии в организме человека.
Задачи:
- Познакомиться с понятием обмена веществ.
- Узнать о биологических особенностях превращения в организме белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей.
- Выяснить значения обмена веществ для организма человека.

Перед вами на столах лежат высказывания. Давайте по ним разделимся на группы.
1. «Белки – основа жизни клетки».
2. «Углеводы - это основной источник энергии»
3. «Жиры как строительный материал»
4. «Вода и минеральные соли»
( выбор в группе спикера, тайм спикера, секретаря, презентирующего)
Стратегия «ЗХУ»
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ


Каждый учащийся ведет на протяжении всего урока лист оценивания.
«Лист самоконтроля»
Фамилия, имя ученика---------------------------------------------------

№ задания оценка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
итоговая
II. Новый материал
Задание 1: объясните, как вы понимаете, что такое обмен веществ и энергии (используя стратегию мозгового штурма, работая в группах)?
- Каждой группе раздаются маркеры определенного цвета и листы бумаги. Каждая группа генерирует или собирает идеи, что такое «Обмен веществ и энергии» и записывает их на своем постере в течение 5 минут.
- Теперь по часовой стрелке одна группа передает другой группе лист бумаги со своими идеями. Группа получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта ( идеи) + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов), либо дополняет идеи других групп (стратегия карусель). Каждой группе отводится по 3 минуты для работы с листом других групп и так до тех пор пока лист не вернется к своей команде.
- Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп, проанализируйте их ответы (согласны/ не согласны), подготовьтесь к презентации своей позиции (3 минут).
( Затем проходит презентация своей позиции ). На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 3 минуты.
(Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами).
Обобщение: Обмен веществ - совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой.
(Оценить свою работу в группе)

В состоянии покоя и на голодный желудок чело-веческое тело вырабатывает за сутки энергии столько, что ее хватило бы для нагревания 20 л. во-ды до кипения; при работе дровосека за 8 часов - чтобы нагреть 100 л. воды до кипения.

Регуляция обмена веществ:
- нервная (гипоталамус)
- гуморальная (эндокринные железы)
- Мы выяснили с вами что такое обмен веществ и что он состоит из 2-х процессов. Что еще мы должны узнать?
- Задание 2. выяснить сущность пластического обмена.
- Групповая работа( МЕТОД «Делегат»): Используя учебник и дополнительный материал, изучите биологические особенности пластического обмена и составьте кластер по изучаемой теме. (Каждая группа по названию изучает свой обмен веществ, а через7 минут по часовой стрелки идёт объяснять один учащийся свою тему другой группе -по 3 мин).

Обмен белков:

Обмен углеводов:

Обмен жиров:

Обмен воды:
Значение воды:
1. растворитель
2. терморегулятор
3. определяет физические свойства клетки
4. участие в химических реакциях

Обмен минеральных солей:
Макроэлементы: Ca, K, Na, P, Cl
Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, J

III. Рефлексия
Задание 3. Закончите фразу: "Неживые тела природы участвуют в обмене веществ и энергии с окружающей средой. В результате этого процесса происходит изменение их формы и внутренней структуры. Организмам обмен веществ и Е необходим для …" Докажите это.

IV. Д/з *47.
Повторить статью «Питательные вещества» из *40 учебника (стр.177-180).
Раздаточный материал для микрогрупп:
Обмен белков
Белки - это высокомолекулярные полимерные азотсодержащие вещества, мономерами которых являются аминокислоты. Белки занимают ведущее место среди органических элементов, на их долю приходится более 50 % сухой массы клетки.
Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков — актина и миозина. Белки в обмене веществ занимают особое место. Они входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками.
Аминокислоты, идущие на построение белков организма, неравноценны. Некоторые аминокислоты (лейцин, метионин, фенилаланин и др.) незаменимы для организма. Если в пище отсутствует незаменимая аминокислота, то синтез белков в организме резко нарушается.
При расщеплении 1г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. Организму нужны не белки пищи сами по себе, а аминокислоты, которые всываются в кровь и из крови поступают в каждую клетку организма.
Аминокислоты, которые могут быть заменены другими или синтезированы в самом организме в процессе обмена веществ, называются заменимыми.
Белки пищи, содержащие весь необходимый набор аминокислот для нормаль-ного синтеза белка организма, называют полноценными. К ним относят преимущественно животные белки.
Особенно важно поступление всех незаменимых аминокислот для растущего организма. Например, отсутствие в пище аминокислоты лизина приводит к задержке роста ребенка, к истощению его мышечной системы. Недостаток валина вызывает расстройство вестибулярного аппарата у детей.
Конечные продукты распада белков в организме – это не только мочевина, но и мочевая кислота и другие азотистые вещества. Они выводятся из организма с мочой и потом.
При переваривании пищи съеденные белки распадаются на аминокислоты, которые поступают в кровь и разносятся во все клетки организма. Здесь они частично идут на строительство собственных белков, а частично сжигаются для получения АТФ. Уровень содержания аминокислот в крови регулирует печень. В печени происходит дезаминация излишка аминокислот. Из образовавшегося аммиака синтезируется мочевина, которая затем выводится почками и кожей.

Обмен жиров и липидов
Липиды являются сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот.
Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (например, почек), а также в печени и мышцах. Жиры входят в состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), там их количество постоянно. Скоп-ления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почку от ушибов и т. д.
Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше (38,9 кДж ), чем при распаде такого же количества белков или углеводов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям.
С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение.
Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. Через лимфатическую и кровеносную системы жиры поступают в жировую ткань. Окончательными продуктами окисления жиров являются диоксид углерода и вода. В гуморальной регуляции уровня жиров участвуют железы внутренней секреции и их гормоны.

Обмен углеводов
Углеводы – главный источник энергии, особенно при усиленной мышечной работе. У взрослых людей больше половины энергии организм получает за счет углеводов. Распад углеводов с освобождением энергии может идти как в бескислородных условиях, так и в присутствии кислорода. Конечные продукты обмена углеводов – углекислый газ и вода. Углеводы обладают способностью быстро распадаться и окисляться. При сильном утомлении, при больших физических нагрузках прием нескольких граммов сахара улучшает состояние организма.
Углеводы, входящие в состав продуктов растительного происхождения, в ор-ганизме человека расщепляются до глюкозы, которая поступает в кровь и разносится по всему телу. Содержание глюкозы в крови относительно постоянно и не превышает 0,08-0,12%. Если глюкоза поступает в кровь в большем коли-честве, то этот избыток в печени превращается в животный крахмал - гликоген, который накапливается, а затем при необходимости снова распадается до глюкозы. При расщеплении 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии. Ее потребление увеличивается с возрастанием нагрузки при физической работе. Часть энергии используется для механической работы и служит источником тепла, другая часть идет на синтез молекул АТФ. При избытке углеводов в организме они превращаются в жиры. Суточная потребность углеводов состав-ляет 450-500 г.

Обмен воды и минеральных веществ
В клетках организма человека около 72% воды, 28% из них входит в состав крови, лимфы и внеклеточной жидкости. Вода выполняет транспортную, выделительную , теплорегуляционную функции. Она является средой для протекания химических реакций и определяет физические свойства клетки. Потребность в воде у человека 2-3л в сутки. Нормальный водный обмен предполагает равновесие между количеством поглащённой и выделенной воды.
Вода поступает в организм с пищей , жидкостями (вода, соки). В клетках обра-зуется метаболическая вода как продукт окисления органических соединений.
Вода выводится из организма с потом, мочой, в виде водяного пара, через кишечник.
Потребность в воде (жажда) вызывает возбуждение питьевого центра в гипоталамусе. Удовлетворение жажды тормозит этот центр.
Солевой обмен – необходимая составная часть общего об мена веществ. Еже-дневно организм нуждается в солях кальция, натрия, калия, хлора, железа и других элементов. Соли участвуют в поддержании рН внутренней среды организма, процессах возбудимости нервной и мышечной тканей.
Минеральные вещества наряду с белками, углеводами и витаминами являются жизненно важными компонентами пищи человека и необходимы для построения химических структур живых тканей и осуществления биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма.
Подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) обнаружены в организме человека. 12 элементов называют структурными, т.к. они составляют 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). Основным строительным материалом являются четыре элемента: азот, водород, кислород и углерод. Остальные элементы, находясь в организме в незначительных по объему количествах, играют важную роль, влияя на здоровье и состояние нашего организма.

Источник: http://биология
Категория: Биология | Добавил: виола9382 (2015-01-20) | Автор: Валентина Николаевна Щёголева E
Просмотров: 3574 | Комментарии: 3 | Теги: липидный обмен, водный обмен, обмен веществ, белковый обмен, углеводный обмен | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru