Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Валентина Николаевна Щёголева, Северо-Казахстанская область Мамлютский район Новомихайловская средняя школа учитель биологии Урок в 8 классе по теме: «Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования» Цель урока: познакомиться с обменом веществ и энергии, его значением для организма человека Задачи: - Познакомиться с понятием обмена веществ и энергии. - Узнать о биологических особенностях превращения в организме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. - Ввести определения: обмен веществ, энергетический и пластический обмен. - Выяснить значения обмена веществ для организма человека. Тип урока: изучение нового материала. Методы и методические приемы: стратегии «ЗХУ», «Мозговой штурм», «Кару-сель», «Мы». Форма работы: работа в группе. Оборудование: презентация «Обмен веществ и энергии в организме человека», фломастеры, лист бумаги А1, оценочные листы, карточки с заданиями Ход урока. 1.Организационный момент Приветствие. 2.Активизация познавательной деятельности. Определение темы урока. / просмотр фрагмента фильма/ Что мы будем сегодня делать на уроке? Цель: познакомиться с обменом веществ и энергии в организме человека. Задачи: - Познакомиться с понятием обмена веществ. - Узнать о биологических особенностях превращения в организме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. - Выяснить значения обмена веществ для организма человека. Перед вами на столах лежат высказывания. Давайте по ним разделимся на группы. 1. «Белки – основа жизни клетки». 2. «Углеводы - это основной источник энергии» 3. «Жиры как строительный материал» 4. «Вода и минеральные соли» ( выбор в группе спикера, тайм спикера, секретаря, презентирующего) Стратегия «ЗХУ» ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Каждый учащийся ведет на протяжении всего урока лист оценивания. «Лист самоконтроля» Фамилия, имя ученика--------------------------------------------------- № задания оценка Задание 1 Задание 2 Задание 3 итоговая II. Новый материал Задание 1: объясните, как вы понимаете, что такое обмен веществ и энергии (используя стратегию мозгового штурма, работая в группах)? - Каждой группе раздаются маркеры определенного цвета и листы бумаги. Каждая группа генерирует или собирает идеи, что такое «Обмен веществ и энергии» и записывает их на своем постере в течение 5 минут. - Теперь по часовой стрелке одна группа передает другой группе лист бумаги со своими идеями. Группа получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта ( идеи) + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов), либо дополняет идеи других групп (стратегия карусель). Каждой группе отводится по 3 минуты для работы с листом других групп и так до тех пор пока лист не вернется к своей команде. - Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп, проанализируйте их ответы (согласны/ не согласны), подготовьтесь к презентации своей позиции (3 минут). ( Затем проходит презентация своей позиции ). На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 3 минуты. (Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами). Обобщение: Обмен веществ - совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой. (Оценить свою работу в группе) В состоянии покоя и на голодный желудок чело-веческое тело вырабатывает за сутки энергии столько, что ее хватило бы для нагревания 20 л. во-ды до кипения; при работе дровосека за 8 часов - чтобы нагреть 100 л. воды до кипения. Регуляция обмена веществ: - нервная (гипоталамус) - гуморальная (эндокринные железы) - Мы выяснили с вами что такое обмен веществ и что он состоит из 2-х процессов. Что еще мы должны узнать? - Задание 2. выяснить сущность пластического обмена. - Групповая работа( МЕТОД «Делегат»): Используя учебник и дополнительный материал, изучите биологические особенности пластического обмена и составьте кластер по изучаемой теме. (Каждая группа по названию изучает свой обмен веществ, а через7 минут по часовой стрелки идёт объяснять один учащийся свою тему другой группе -по 3 мин). Обмен белков: Обмен углеводов: Обмен жиров: Обмен воды: Значение воды: 1. растворитель 2. терморегулятор 3. определяет физические свойства клетки 4. участие в химических реакциях Обмен минеральных солей: Макроэлементы: Ca, K, Na, P, Cl Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, J III. Рефлексия Задание 3. Закончите фразу: "Неживые тела природы участвуют в обмене веществ и энергии с окружающей средой. В результате этого процесса происходит изменение их формы и внутренней структуры. Организмам обмен веществ и Е необходим для …" Докажите это. IV. Д/з *47. Повторить статью «Питательные вещества» из *40 учебника (стр.177-180). Раздаточный материал для микрогрупп: Обмен белков Белки - это высокомолекулярные полимерные азотсодержащие вещества, мономерами которых являются аминокислоты. Белки занимают ведущее место среди органических элементов, на их долю приходится более 50 % сухой массы клетки. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков — актина и миозина. Белки в обмене веществ занимают особое место. Они входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками. Аминокислоты, идущие на построение белков организма, неравноценны. Некоторые аминокислоты (лейцин, метионин, фенилаланин и др.) незаменимы для организма. Если в пище отсутствует незаменимая аминокислота, то синтез белков в организме резко нарушается. При расщеплении 1г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. Организму нужны не белки пищи сами по себе, а аминокислоты, которые всываются в кровь и из крови поступают в каждую клетку организма. Аминокислоты, которые могут быть заменены другими или синтезированы в самом организме в процессе обмена веществ, называются заменимыми. Белки пищи, содержащие весь необходимый набор аминокислот для нормаль-ного синтеза белка организма, называют полноценными. К ним относят преимущественно животные белки. Особенно важно поступление всех незаменимых аминокислот для растущего организма. Например, отсутствие в пище аминокислоты лизина приводит к задержке роста ребенка, к истощению его мышечной системы. Недостаток валина вызывает расстройство вестибулярного аппарата у детей. Конечные продукты распада белков в организме – это не только мочевина, но и мочевая кислота и другие азотистые вещества. Они выводятся из организма с мочой и потом. При переваривании пищи съеденные белки распадаются на аминокислоты, которые поступают в кровь и разносятся во все клетки организма. Здесь они частично идут на строительство собственных белков, а частично сжигаются для получения АТФ. Уровень содержания аминокислот в крови регулирует печень. В печени происходит дезаминация излишка аминокислот. Из образовавшегося аммиака синтезируется мочевина, которая затем выводится почками и кожей. Обмен жиров и липидов Липиды являются сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот. Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (например, почек), а также в печени и мышцах. Жиры входят в состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), там их количество постоянно. Скоп-ления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почку от ушибов и т. д. Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше (38,9 кДж ), чем при распаде такого же количества белков или углеводов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям. С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение. Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. Через лимфатическую и кровеносную системы жиры поступают в жировую ткань. Окончательными продуктами окисления жиров являются диоксид углерода и вода. В гуморальной регуляции уровня жиров участвуют железы внутренней секреции и их гормоны. Обмен углеводов Углеводы – главный источник энергии, особенно при усиленной мышечной работе. У взрослых людей больше половины энергии организм получает за счет углеводов. Распад углеводов с освобождением энергии может идти как в бескислородных условиях, так и в присутствии кислорода. Конечные продукты обмена углеводов – углекислый газ и вода. Углеводы обладают способностью быстро распадаться и окисляться. При сильном утомлении, при больших физических нагрузках прием нескольких граммов сахара улучшает состояние организма. Углеводы, входящие в состав продуктов растительного происхождения, в ор-ганизме человека расщепляются до глюкозы, которая поступает в кровь и разносится по всему телу. Содержание глюкозы в крови относительно постоянно и не превышает 0,08-0,12%. Если глюкоза поступает в кровь в большем коли-честве, то этот избыток в печени превращается в животный крахмал - гликоген, который накапливается, а затем при необходимости снова распадается до глюкозы. При расщеплении 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии. Ее потребление увеличивается с возрастанием нагрузки при физической работе. Часть энергии используется для механической работы и служит источником тепла, другая часть идет на синтез молекул АТФ. При избытке углеводов в организме они превращаются в жиры. Суточная потребность углеводов состав-ляет 450-500 г. Обмен воды и минеральных веществ В клетках организма человека около 72% воды, 28% из них входит в состав крови, лимфы и внеклеточной жидкости. Вода выполняет транспортную, выделительную , теплорегуляционную функции. Она является средой для протекания химических реакций и определяет физические свойства клетки. Потребность в воде у человека 2-3л в сутки. Нормальный водный обмен предполагает равновесие между количеством поглащённой и выделенной воды. Вода поступает в организм с пищей , жидкостями (вода, соки). В клетках обра-зуется метаболическая вода как продукт окисления органических соединений. Вода выводится из организма с потом, мочой, в виде водяного пара, через кишечник. Потребность в воде (жажда) вызывает возбуждение питьевого центра в гипоталамусе. Удовлетворение жажды тормозит этот центр. Солевой обмен – необходимая составная часть общего об мена веществ. Еже-дневно организм нуждается в солях кальция, натрия, калия, хлора, железа и других элементов. Соли участвуют в поддержании рН внутренней среды организма, процессах возбудимости нервной и мышечной тканей. Минеральные вещества наряду с белками, углеводами и витаминами являются жизненно важными компонентами пищи человека и необходимы для построения химических структур живых тканей и осуществления биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма. Подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) обнаружены в организме человека. 12 элементов называют структурными, т.к. они составляют 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). Основным строительным материалом являются четыре элемента: азот, водород, кислород и углерод. Остальные элементы, находясь в организме в незначительных по объему количествах, играют важную роль, влияя на здоровье и состояние нашего организма. Источник: http://биология | |
Просмотров: 3578 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|