Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
План-конспект урока биологии на тему «Генная инженерия» в 10 классе Предмет: биология Учитель биологии: Ержанова Жанара Айткожаевна Тип урока: изучение нового материала Форма работы: работа в группе, использование технологии развития критического мышления Методы: словесные, словесно-наглядные Приемы и стратегии: «Картинка», «ЗХУ», «Я.ТЫ.МЫ», составление Синквейна. Ресурсы: компьютер, электронная презентация «Генная инженерия», раздаточный материал, учебник «Общая биология 10 класс» Цель урока: познакомиться с основными направлениями генной инженерии. Задачи: • познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использованием результатов науки на практике; • развивать умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы; развивать навыки работы в группе. • воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Ход урока: Стадия вызова: Деление на группы: стратегия «Картинка». Каждый ученик получает картинку, с помощью одинаковых картинок образуется 4 группы. Рассказ - анекдот:«Скрестили японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают». Когда-то этот анекдот казался очень смешным. Кто бы мог предположить, что он может стать реальностью! Во всяком случае ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостиком и не уплывает от покупателя, зато столь же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба. Мы уже знаем, что такое ген. Генами люди научились управлять: их режут, дробят, сшивают, извлекают из ДНК, переставляют в другие места и манипулируют другими способами. Наука, которая этим занимается, называется «генная инженерия». Генная инженерия – это направление биологической инженерии, которое будет являться предметом исследования на нашем уроке. Основные задачи урока – изучить методы работы генной инженерии, узнать каких высот она достигла, и, главное, решить один очень важный вопрос: «А нужно ли нам это?»Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ (приложение1). Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради. Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно о генной инженерии. Знаю Хочу узнать узнал Генная инженерия Спрашиваем одного ученика от каждой группы и делает соответствующие записи на доске (составляется общая таблица ЗХУ на доске – заполняется первая колонка). Итак, у детей складывается общее представление о генной инженерии. Какие темы «генной инженерии» вам бы хотелось еще изучить? Ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, изучив данную тему, и фиксируют их в своей таблице. Каждая группа обсуждает свои вопросы и один из них предлагает всему классу (так заполняется вторая колонка таблицы ЗХУ на доске). Стадия осмысления: Предлагаем ученикам поискать ответы на свои вопросы, поработав раздаточным материалом (Приложение 2). Каждая группа получает разный материал по вопросам генной инженерии. Вам необходимо записать найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Затем обмениваемся полученными знаниями в группе. Прошу отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников сопровождаются компьютерной презентацией (Приложение 3), где выделены основные понятия и методы генной инженерии: Генная инженерия – методы перестройки генотипа.Задача этих методов состоит в получении индивидуальных генов и введение их в новое генетическое окружение для создания организма с новыми, определенными признаками. Основные понятия: • Рестриктазы – ферменты, разрезающие молекулу ДНК; • Лигазы – ферменты, сшивающие молекулу ДНК; • Плазмиды – внехромосомныедвухцепочечные кольцевидные молекулы ДНК. Они легко выделяются из бактериальных клеток хозяев и в них легко встроить любые гены, которые они переносят в ДНК нового хозяина. Направления современной биотехнологии: • Генная инженерия • Клеточная инженерия • Инженерная энзимология Предлагаем вашему вниманию приложение 3 «За и против». Каждая группа выбирает свою позицию, затем работа в группе по стратегии «Я.ТЫ.МЫ». Далее презентуем свои доводы перед аудиторией. Стадия рефлексии: Предлагаю составить индивидуально а затем в группах составить синквейн по изученной теме. Озвучивание синквейнов. Вопрос нашего урока весьма неоднозначен, но как бы мы к этому не относились, факт остается фактом: прогресс остановить нельзя, он – двигатель нашей жизни. Нам не нужно бояться науки, но и нельзя быть безграмотными, безразличными и равнодушными, чтобы способствовать направлению науки в нужное русло. Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §55 учебника и дополнительную информацию. | |
Просмотров: 2137 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|